- •1. Предмет и структура философского знания
- •2. Человек как предмет философии
- •Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия).
- •4 Проблема субстанции (первоначала) в античной философии
- •5 Этика и педагогика Сократа
- •7 Теоретические и практические аспекты философии Аристотеля
- •8. Этические школы эпохи эллинизма.
- •9 Соотношение веры и разума в средневековой философии. Номинализм и реализм
- •10 Проблема человека в философии средневековья
- •11. Проблема человека и гуманистические идеалы в философии эпохи Возрождения
- •12. Философия как учение о научном методе (ф. Бэкон, р. Декарт).
- •13. Учение о субстанции в новоевропейской философии
- •14. Социально-политические и антропологические концепции Нового времени.
- •15 Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени (ф. Бэкон, д. Локк р. Декарт, г. Лейбниц)
- •16. Антропология и теория познания Канта
- •17. Система и метод в философии Гегеля.
- •18. Антропологический принцип в философии (л. Фейербах, н.Г. Чернышевский).
- •20. Основные направления развития западной философии XX века.
9 Соотношение веры и разума в средневековой философии. Номинализм и реализм
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.
Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.
Номиналистические идеи Иоанна Росцелина касались различения Божественных Персон (три Божественные ипостаси есть только слова; имя “Бог” есть имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица).
Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гильберт Порретанский определяли универсалии через тождество субстанции: различные между собой по форме вещи в основе своей имеют одну и ту же субстанцию.
Гильом из Шампо определял универсалии как тождество субстанции в силу ее статуса, хотя единичные вещи различаются между собой не только формами, но личностной сущностью, что делает субстанции тождественными не по сущности, а в силу безразличия.
Петр Абеляр полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь.
10 Проблема человека в философии средневековья
ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА): В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий, тварное существо. И хотя он призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, он все же находится в иерархии мира несравненно ниже Бога как своего Творца и Спасителя. Человек есть, по выражению Бернарда Клервосского, всего лишь «лампада на ветру». Все зло в мире произошло не от Бога, а от свободной воли человека. Зло есть результат греха, т.е. отпадения от Бога, результат произвольных поступков под влиянием плотского начала. Спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность своему Творцу. «Не вижу, не слышу, не говорю», так гласил христианский принцип смирения и покорности того времени.
Философия средних веков полагала, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, он изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело (плоть) бренно, смертно, а душа - бессмертна. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя.
Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед теологами того времени, была проблема человека в его отношении к земному и небесному назначению. Одной из выдающихся фигур в рамках данной проблематики является, уже упоминавшийся нами, Святой Фома Аквинский (Аквинат), великий монах-доминиканец, который вынужден был лавировать между августиновским спиритуализмом и античным натурализмом.
Следует отметить, что Блаженный Августин полностью дематериализовал человеческую душу, объявляя заботу о последней единственной целью человеческого существования. Тело же рассматривалось как презренное орудие души, запросы которого она должна игнорировать, причем, чем полнее, тем лучше для посмертных судеб человека. Неразрывно связанная с такой позицией религиозная аскетическая мораль в условиях известного прогресса культуры, плоды которой становились все более доступными господствующим классам общества, после XI века начинает терять доверие. Тем более, что воинствующий аскетизм церкви становился мощным поводом осуждения со стороны еретиков господствующих социальных порядков и освящавших их католической церкви.
Фома Аквинский проявлял большую политическую проницательность, когда, полемизируя с августиновской концепцией, указывал, что пренебрежение к телесному началу в человеке представляет собой рецидив дуализма: телесного – как абсолютно злого, и духовного – как абсолютно доброго. В противоположность платоновско-августиновской традиции, рассматривавшей вселение души в тело человека как некое наказание для нее и видевшей в телесном существовании души значительную ущербность, Фома считал соединение души и теланормальным явлением бытия. Человек в качестве их единства представляет собой полную субстанцию, в то время как посмертное существование души, обособившейся от тела, составляет неполную субстанцию. Тело вовсе не оковы для души, а ее необходимое дополнение.
В структуре учения Фомы Аквинского о душе мы можем обнаружить некоторые натуралистические элементы его концепции. В частности, в «Сумме теологии» ее автор заявляет, например, что душой называют первичное начало жизни во всем живущем в нашем мире, так что мы именуем живые существа «одушевленными», а мертвые вещи – «неодушевленными». Главные проявления жизни, согласно автору, – движение и познание.
Идущее от античности подразделение души на вегетативную (растительную), чувственную и разумную в общих чертах сохраняется Аквинским. Правда, он считает, что в человеке две первые ипостаси души подчинены высшей – познавательно-разумной, и даже сливаются в ней. Такая единая душа не локализована в каком-то одном органе тела, но всегда имеется в любой его части. Поэтому душа как первоначало жизни есть не тело, но акт тела. Иногда Фома Аквинский идет в данном направлении столь далеко, что силу разумения людей ставит в зависимость от тонкости их телесной организации. Разумеется, что это относится к низшим потенциям вегетативной и чувственной души (питание, размножение, рост, слух, зрение и др.). Высшие же функции познающей души – мышление и воля – совершенно не связаны с телесными отправлениями человека. Между тем именно эти потенции разумной души являются определяющими для ее бессмертной природы.
При этом обоснование бессмертия души, несмотря на необходимость ее связи с телом в условиях земного существования, было главной заботой Фомы Аквинского. Причем бессмертие следовало трактовать в индивидуально-личностном плане, ибо только такая предпосылка могла служить основой христианско-монотеистической моральности, немыслимой без идеи эсхатологии (конца света). Воззрения латинских последователей Аверроэса (аверроистов), настаивавших на бессмертии коллективного человеческого интеллекта, решительно отвергаются автором «Сумм». Следуя давней христианской традиции о неповторимой индивидуальности любого человека, выражавшейся именно его душой, Аквинат считал, что бестелесная душа творится Богом для данного индивидуального тела и всегда соразмерна Ему. Но индивидуальность человеческая душа не утрачивает и после смерти своего конкретного тела, которое она оживляет. Это происходит благодаря специальной помощи Бога, особому акту, который сохраняет ее индивидуальную суть и в состоянии бестелесности. Бестелесное существование души признается Фомой Аквинским все же ущербным, ибо полная субстанция человека требует единства души с телом. Оно и осуществляется в день страшного суда, когда душа воссоединяется со своим воскрешенным телом. Таким способом Фома подводил теоретическую базу под один из наиболее фантастических догматов христианства – воскрешения из мертвых.
Борьба Аквината против латинского аверроизма за личное бессмертие человека осложнялась его позицией по вопросу о соотношении мышления и воли как высших способностей разумной души. «Ангельский доктор» утверждал превосходство собственно мыслительного, разумного начала над началом волевым. Трактовка Фомой божественной воли как воли разумной, своей антропологической базой имела его предпочтение разума воле. При этом мыслитель повсеместно подчеркивал значение любви к Богу как высшей моральной ценности для человека.
Выводы. Значение средневековой теологической философии для последующего ее развития заключается в следующем:
– она стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;
– сохранила и развила ряд античных философских идей;
– способствовала выделению в философии новых сфер. Помимо онтологии – учения о бытии, во многом полностью сливавшегося с античной философией, начинает выделяться гносеология – самостоятельное учение о познании, в частности через дискурс «двойственной истины»;
– положила начало появлению в будущем эмпирического (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационалистического (Р. Декарт) направлений философии, что явилось результатом соответствующей практики номиналистов;
– пробудила интерес к осмыслению исторического процесса и места человека в нем;
– выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении души человеческой.
