- •1. Предмет и структура философского знания
- •2. Человек как предмет философии
- •Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия).
- •4 Проблема субстанции (первоначала) в античной философии
- •5 Этика и педагогика Сократа
- •7 Теоретические и практические аспекты философии Аристотеля
- •8. Этические школы эпохи эллинизма.
- •9 Соотношение веры и разума в средневековой философии. Номинализм и реализм
- •10 Проблема человека в философии средневековья
- •11. Проблема человека и гуманистические идеалы в философии эпохи Возрождения
- •12. Философия как учение о научном методе (ф. Бэкон, р. Декарт).
- •13. Учение о субстанции в новоевропейской философии
- •14. Социально-политические и антропологические концепции Нового времени.
- •15 Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени (ф. Бэкон, д. Локк р. Декарт, г. Лейбниц)
- •16. Антропология и теория познания Канта
- •17. Система и метод в философии Гегеля.
- •18. Антропологический принцип в философии (л. Фейербах, н.Г. Чернышевский).
- •20. Основные направления развития западной философии XX века.
16. Антропология и теория познания Канта
Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»
Кант говорил, что научное познание интересуют суждения всеобщие и необходимые, дающие прирост знания. Так у него возникает теория суждений. Аналитическое суждение формируется априорно, нет необходимости прибегать к опыту. Оно универсально, но не прибавляет нового знания. Именно поэтому наука широко использует эти суждения для объяснения, но никогда не для обоснования своих положений. Синтетическое суждение, напротив, наращивает знание постольку, поскольку о субъекте сообщается нечто новое. Основываясь на опыте, мы чаще всего прибегаем к синтетическим суждениям, например, в экспериментальных науках.
Наше познание, как отмечали философы, имеет две ветви – чувства и рассудок. Они разнятся не по степени от смутного до ясного, а по самой природе. Возможно, говорит Кант, корень у них был общий, но нам он неизвестен. Посредством чувственности объекты попадают в зону нашего внимания, рассудок позволяет нам обдумывать их. Кант дает следующие терминологические разъяснения. Ощущение – результат действия предмета на нашу способность воспринимать и представлять. Чувственность (восприимчивость) - это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Интуиция есть непосредственное проникновение в суть предметов. ПО Канту есть лишь одна интуиция – чувственная. Человеческий рассудок не способен к мгновенному и непосредственному усвоению сути того или иного явления, но, когда он анализирует, не может не сверяться с чувственными данными. Предмет чувственной интуиции называется феноменом. В самом феномене (т.е. вещи представленной в чувственном виде) Кант различает форму и материю.
Помимо чувственных интуиций, у человека есть еще и способность анализировать. Сначала предметы действуют на чувства, затем мы обдумываем результат. Рассудок не постигает суть, а чувственная интуиция не анализирует, истина рождается в их союзе. Именно поэтому мы особо выделяем эстетику как науку о законах чувственности. Правила работы интеллекта изучает логика, логика делится на общую и трансцендентальную.
Разум человеческий не только способен к теоретическому познанию, но способен и к моральному действию. Эту последнюю способность изучает «Критика практического разума». Цель практического разума показать волю в действии, направленном на контакт с реальностью. «Практическими принципами» Кант называет общие детерминации воли, в подчинении которых есть множество частных практических правил. Кант делит практические принципы на максимы и императивы. Максима есть субъективный принцип, относящийся к отдельным индивидам, а не ко всем вместе. Императивы, напротив – объективные практические принципы, значимые для всех.
Постулаты практического разума: 1. Свобода есть условие императива. 2. Существование Бога возведено к постулатам следующим образом. Добродетель – конечно, благо, но еще не благо во все его полноте. Моральный закон повелевает быть виртуозным, чистым и честным, что делает человека достойным счастья, и отсюда постулат о Боге и ином мире, где реализуется все разумное, невозможное в этом мире. 3. Бессмертие души становится постулатом. Идея блага требует подчинить волю моральному закону, но это уже идеал святости. А поскольку это категорическое требование, которого никто из нас грешных не может выполнить, Томы относим его к бесконечному. Однако бесконечный прогресс по Канту возможен, если допустить существование некой разумной личности, бесконечно расширяющейся и бессмертной по имени душа.
