- •Возникновение древнерусской литературы; вопрос о византийском влиянии, югославянское культурное посредничество; явления литературной «трансплантации».
- •Переводная литература Киевской Руси XI-XII (апокрифы, хроники, повести) и её значение в развитии древнерусской литературы.
- •Начало русского летописания: древнейшие летописные своды XI (гипотеза а.А. Шахматова, гипотеза д.С. Лихачёва), их содержание и особенности.
- •«Повесть временных лет» (содержание, идеи, редакции; роль Нестора в создании «пвл»).
- •Формы летописного повествования. Явление «литературного этикета» в летописи.
- •«Летописные сказания» устнопоэтического происхождения в составе «пвл».
- •Древнейшие жития Киевского периода («Сказание о Борисе и Глебе», «Чтение» Нестора, житие Феодосия Печерского).
- •Киево-Печерский патерик.
- •Торжественное красноречие Киевской Руси: «Слово о законе и благодати» Илариона.
- •Торжественное красноречие Киевской Руси: «слова» Кирилла Туровского.
- •Учительное красноречие Киевской Руси; «Поучение» Владимира Мономаха.
- •Жанровые связи «Слова о полку Игореве» с литературой XII-XIII и проблема подлинности «Слова».
- •Литература Владимиро-Суздальской Руси XIII: «Моление» Даниила Заточника, «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского».
- •Памятники Куликовского цикла: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
- •«Задонщина» и «Слово о полку Игореве».
- •«Слово о житии и преставлении» Дмитрия Донского. Эмоционально-экспрессивный стиль в житиях XV.
- •Публицистическая литература XVI; переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским и вопрос о её подлинности.
- •«Повесть о житии Петра и Февронии» Еврмолая-Еразма как памятник повествовательной прозы XVI; проблемы идейного содержания и поэтики «Повести».
- •Развитие жанра повести в XVII: «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».
- •«Житие» протопопа Аввакума: его художественное своеобразие, историко-литературное значение памятника.
- •Симеон Полоцкий. Жизнь и сочинения.
- •Русское силлабическое стихотворство XVII и явления культуры барокко.
- •Переводная западная рыцарская повесть на русской почве XVII.
- •Начало русского театра: придворный театр царя Алексея Михайловича (история создания, репертуар).
Симеон Полоцкий. Жизнь и сочинения.
По википедии про жизнь:
Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. Учился в Киево-Могилянской коллегии. Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк и принял православное монашество. При посещении города Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.
В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия; там царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел. Школа выполняла узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.
Он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления, переводил полемические трактаты.
По Ерёмину про сочинения:
Сборники его стихотворений – своеобразная «поэтическая кунсткамера», «музей», на витринах которого расставлены самые разнообразные вещи, часто очень редкие и древние, «курьезы». Стихотворный парад вещей иногда принимал форму настоящего зрелища: стихи можно было не только читать, но и рассматривать как картину. «Книжиц» всего пять (три приветственные и две траурные):
1665 «Благоприветствование» царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона. Начинается с оды в честь царя Алексея, затем идет контурное изображение креста со вписанными в него стихами. Крест – дар новорожденному царевичу. Далее изображаются две звезды красного цвета, контуры которых составляют стихи. Заканчивается «книжица» многолетием царю в форме «лабиринта»
1667 «Орел российский» Панорама звездного неба с солнцем посередине. Оно испускает 8 лучей, и каждый – одна из присущих царю добродетелей.
1669 «Френы» - плачи о смерти царицы Марии. Симметричность словесно-архитектурных ансамблей. Арка заглавия, речь автора к царю в прозе, 12 пар – плачи и утешения – как колоннада, упирающаяся в монолог царицы, заканчивающийся «вечной памятью» царице в форме лабиринта.
1676 «Глас последний ко Господу Богу» царя Алексея Михайловича
1676 «Гусль доброгласная»
Каждая из них в свое время была лично Симеоном вручена царю. Позднее он включил их в состав «Рифмологиона» (до нас дошел только черновой экземпляр этого сборника).
В помощь слову Симеон привлекал живопись, графику и даже отдельные архитектурные мотивы, слудуя примеру современников-живописцев. Живопись и графика помогли придать его стихотворным экспонатам недостающую наглядность, архитектура – расставить их. Синтез всех искусств в рамках одного. Характер сложного архитектурно-словесного сооружения.
Живописные и графические инкрустации «книжиц» составляют их неотъемлемую часть и органически связаны с ними. Одни носят чисто декоративный характер и выполняют служебную функцию – орнаментального украшения (например, «лабиринты» - их исполнение Симеон поручал специалистам); другие составляют часть экспозиции и, следовательно, образуют самостоятельный компонент композиции (например, панорама небесных светил в «Орле», составляющая основное содержание всей композиции, крест и звезды в «Благоприветствовании»).
Тенденция рассматривать в одной плоскости возможное и невозможное. Истина для Симеона лежит за пределами этого мира. Вещь сама по себе – ничто, только форма, в которой человек созерцает истину, «знак», «гиероглифик» истины. Чтобы заставить вещи говорить, он переводил их с языка конкретных образов на язык понятий и логических абстракций, т. е. систематически разрушал им же созданный мир. От «гиероглифика», от образа к его логической интерпретации – нормальное для Симеона движение его поэтической темы.
Переосмысляя образ, Симеон очень часто разбирал его по частям, ибо вещи многозначны. Значение «гиероглифика», подлежащего дешифровке, приобретала не только вещь в целом, но и ее отдельные качества.
Целые стихотворные повести выполняли ту же функцию, что и единичные образы. Разница между повестью и образом – чисто количественная: повесть – система единичных образов, связанных фабульным единством, также подлежащая переводу на язык понятий.
Образ сам по себе никогда не привлекал Симеона; он приобретал для него ценность, только если обнаруживал возможность переосмысления. Мир вещей Симеон создавал, чтобы разрушить и воссоздать на новой, логизированной основе.
Вещь отягчалась новым значением насильственно, потому что переводилась из одного плана в другой, аллегорический, при помощи аналогии, основанной на свойстве не основных, а второстепенных признаков. Игра отдаленными аналогиями давала возможность варьировать одну тему десятки раз.
Реминисценции из античного мира – боги и герои; поэты, ораторы и философы, музы. Но почти всегда они – только слова-заменители, условно-поэтические обозначения того или иного понятия, «клише», никакого прямого отношения к античности не имеющие». Никогда не было творческого интереса непосредственно к античному миру. Античный сюжет – только повод для нового иносказания. Античность – склад, откуда Симеон черпал редкие и курьезные экспонаты для своей поэтической кунсткамеры.
Форма стала вытеснять содержание. Совмещение несовместимого из эстетического принципа стало вырождаться в простой прием, формалистическую игру слов и понятий. Предметом формалистической игры стал сам стих, его структура и даже графическая композиция:
Стих с рифмующимися полустишиями - «леонинские», разновидность – «эхо».
Стих «многоприменительный»
Стих, основанный на игре буквальным значением одних и тех же слов
«Узел приветственный» - можно прочесть и как одно, и как три стихотворения.
Акростих
«Афиеросис» - графический ребус, требующий разгадки
Стих, составленный на разных языках (латинский, польский)
Фигурный стих – графическая композиция которого напоминает геометрическую фигуру или предмет (герб)
Симеон Полоцкий – мастер силлабического стиха, первый русский поэт, творчество которого опиралось на определенную систему поэтического стиля. Он первый внес в русскую литературу поэзию как художественную форму, поднял ремесло «пиитического рифмования» до уровня искусства.
