Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ISTORIYa_MEZhDUNARODN_Kh_OTNOShENIJ_1918_-_1945...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
844.8 Кб
Скачать

3.3. Лондонская репарационная конференция

“План Дауэса”, был принят на проходившей в Лондоне с 16 июля по 16 августа 1924 г. международной конференции, на которой присутствовали страны-получатели репараций, Германия и США, представленные неофициальными наблюдателями, но в период ее работы в Лондон приехали Д.П. Морган, Т. Ламонт, министр финансов США Э. Меллон, представители крупнейших банковских домов, которые приступили к финансированию Европы сразу же после окончания войны. В Европу прибыл государственный секретарь США Ч. Юз, который появился под предлогом получения почетного звания профессора права одного из университетов. Его сопровождала целая группа международных юристов и специалистов по вопросам финансов. Перед прибытием в Лондон он посетил многие страны Европы, и в том числе Францию, где после неудачного вторжения в Рур, организовавшее его правительство Пуанкаре ушло в отставку, и к власти пришло правительство “левого блока” во главе с Э. Эррио. Пребывание в Европе столь мощной “группы давления” не могло не оказать влияния на участников конференции.

Американские финансисты, находясь за кулисами конференции, оказывали прямое давление на ее решения. Морган, например, потребовал, чтобы впредь Репарационная комиссия была лишена права решения вопроса о санкциях против Германии в случае ее уклонения от уплаты репараций, а французские и бельгийские войска выведены из Рура, он также предлагал обсудить вопрос о досрочной эвакуации Рейнской области и “дать удовлетворительную интерпретацию Версальского мирного договора”.

На конференции развернулась борьба почти по всем вопросам. Особенно острый характер она носила по проблеме “умышленного уклонения” Германии от уплаты репараций. Неофициальные наблюдатели от США и поддерживавшие их английские представители настояли на том, чтобы право определять санкции было передано из рук Репарационной комиссии генеральному агенту по репарациям, которым был назначен американский дипломат и финансист П. Джильберт. Так как Франция проявляла неуступчивость в этом вопросе, Юз и Меллон напомнили, что взятый ею в США заем в 100 млн. дол. в марте 1924 г., нужно будет погашать с сентября того же года, и Франция отступила. Таким же образом в результате силового давления Франция пошла на уступки в вопросе об эвакуации Рура (до 1 января 1925 г.) и по другим вопросам. 16 августа 1924 г. состоялось заключительное заседание конференции. Несмотря на яростное сопротивление, которое встретили Эррио в Национальном собрании Франции и канцлер В. Маркс в германском Рейхстаге, обе страны осознавали, что у них нет альтернативы “плану Дауэса”. Восстановление германской экономики за счет международного займа могло послужить началом уплаты репараций. “План Дауэса” спасал Германию от всеобщего хаоса, способствовал ее военно-промышленному возрождению.

В советской литературе бытует мнение, что “план Дауэса” был направлен на закабаление российского рынка германскими товарами и превращение ее в аграрно-сырьевой придаток Германии. Но при этом не следует забывать, что СССР, начиная индустриализацию, был заинтересован в получении из Германии, Англии и всех стран целого ряда товаров, в первую очередь станков, оборудования и мог расплачиваться за них продукцией своего сельского хозяйства и сырьем. Кроме того, при том жестком режиме, который установила Коммунистическая партия в первые годы советской власти, при наличии монополии внешней торговли речь о закабалении русского рынка вообще не шла.

“План Дауэса” по времени совпал с началом стабилизации капитализма в Европе и эрой “процветания” в США. Он на время снял остроту противоречий между Францией и Англией, США и Германий, которые не смогли устранить разногласия по столь важному вопросу как сохранение мира и безопасности в Европе. “План Дауэса” означал крах попыток французской дипломатии навязать силовое решение репарационного вопроса. Он также показал, что, несмотря на все заявления американских правительственных кругов об изоляции от европейских проблем, США не могли не принимать участие в решении проблем, от которых зависело установление гегемонии доллара в Европе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]