
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Согласно мысли Л.С. Выготского, во всяком приобретении человеческой культуры материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации).
В этом смысле психическое развитие ребенка есть процесс развития у него человеческих способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры.
Процесс развития, несмотря на все многообразие образующих его процессов, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Истории развития - этого целого присущи некоторые основные закономерности:
- переход от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, возникшим в процессе культурного развития психических функций;
- отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми; коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности;
- переход функций извне вовнутрь, всякая внешняя функция в процессе развития интериоризуется, становится внутренней (Л.С. Выготский). Сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности; переход к высшей ступени выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность (С. Л. Рубинштейн).
Источниками развития личности являются:
- взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым («Всякая психическая функция была прежде отношением двух людей» — Л. С. Выготский);
- усвоение ребенком социального опыта, воплощенного в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).
Условиями психического развития личности являются:
а) общечеловеческие и индивидуальные органические особенности, а также ход их созревания в онтогенезе;
б) социальные условия (человеческая среда).
Движущей силой развития является отношение между личностью и ее социальной средой, обозначенные Л. С. Выготским как социальная ситуация развития личности. Среда — это не «обстановка развития», которая в силу заключенных в ней качеств уже тем самым определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются.
Под социальной ситуацией развития понимается то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода (Л. И. Божович).
Социальная ситуация развития представляет исходный момент для всех динамических изменений... Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным... Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие (Л. С. Выготский).
Чтобы понять, как социальная ситуация детерминирует развитие ребенка, надо понять характер переживаний ребенка, характер его эмоционального отношения к среде. Переживание «есть такая единица», в которой в неразрывном единстве представлены, с одной стороны, среда, т. е. то, что переживается ребенком, с другой — субъект, т. е. то, что вносит в это переживание сам ребенок и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым им ранее уровнем психического развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович).
В процессе развития изменяются не отдельные стороны личности ребенка, а происходит перестройка личности в целом: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.
Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. Здесь следует исходить из анализа развития его деятельности, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни, имея в виду зависимость развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.
Соответственно признаком перехода от одной; стадии развития к другой будет являться смена ведущего чипа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
«Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.
Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Например, обучение впервые появляется в дошкольном детстве, прежде всего в игре, т. е. именно в ведущей деятельности на данной стадии развития. Ребенок начинает учиться играя.
Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируется процесс активного воображения ребенка, в учении — процесс отвлеченного мышления.
В-третьих, это такая деятельность, от которой зависят психологические изменения личности ребенка. Так, например, дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие формы поведения людей.
Таким образом, ведущая деятельность — это такая деятельность, которая обусловливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» (А. Н. Леонтьев).
Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л. С. Выготский).
Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Ребенок, «изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста» (Л. С. Выготский). Новая структура сознания означает новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических процессов.
Центральные новообразования являются ведущими для всего процесса развития на данном возрастном этапе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе. Вокруг центрального новообразования располагаются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов (Л. С Выготский).
Процессы развития, связанные с основными новообразованиями, называются центральными линиями развития, все другие, совершающиеся в данном возрасте, — побочными линиями развития. Процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, являются побочными в другом, и наоборот. Так меняется их значение и удельный вес в общем процессе развития.
Поскольку новообразования приводят к перестройке сознания и изменяют всю систему отношений его к действительности и к самому себе, изменяется и социальная ситуация развития, представляющая собой систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно перестраиваются и эти отношения. Изменяется, в первую очередь, то реальное место, которое занимает ребенок в системе общественных отношений. Прежнее место начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится изменить его.
Возникает противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Происходит переход к новой стадии развития его психической жизни (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Внутренняя связь одной стадии с другой осуществляется через самодвижение, саморазвитие. Развитие целого происходит посредством перехода одной возрастной структуры в другую, по спирали, где каждый виток представляет собой достаточно законченный этап формирования личности.
Точное определение возрастных этапов сложно, так как развитие происходит непрерывно и, кроме того, существуют значительные индивидуальные вариации. Каждый такой этап представляет собой целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждого отрезка линии развития, и называется возрастом. Для определения конкретных отрезков детского развития, или возрастов, существует две важнейшие характеристики: ведущий вид деятельности и центральные возрастные новообразования.
Возрастные изменения могут происходить резко, критически или постепенно, литически (П. П. Блонский). В относительно устойчивые (стабильные) периоды развитие совершается, главным образом, за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно складываются в какое-либо новообразование. Такие периоды составляют большую часть детства. Поскольку внутри их развитие идет неявно (латентно), то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного периода отчетливо проявляются огромные перемены в его личности.
Стабильные периоды развития сменяются кризисами. Критические возрасты имеют ярко выраженное трехчленное строение: предкритический, критический и посткритический. Их следует определять, отмечая кульминационные точки кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание — ближайшее полугодие последующего возраста.
В этих периодах на протяжении относительно короткого отрезка времени (несколько месяцев, год, или, самое большее, два) сосредоточены резкие кардинальные изменения и переломы личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический, характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих перемен, так и по их смыслу.
Первая особенность таких периодов состоит, с одной стороны, в том, что границы, определяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы. Кризис возникает незаметно — трудно определить момент его наступления и окончания.
Вторая особенность заключается в наличии кульминационной точки, в которой кризис достигает апогея. Резкое обострение происходит обычно в середине возрастного периода, характеризует все критические возрасты и резко отличает их от стабильных этапов детского развития.
Третьей особенностью критических возрастов является негативный характер развития. «Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение ново го, которое так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет. Наступление этих периодов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Скорее наоборот. Процессы обратного развития, отмирания старого сконцентрированы в критических возрастах, знаменуя переход к новому» (Л. С. Выготский).
Однако этим не исчерпывается значение критических периодов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и потому критическим возрастам также присущи конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое. Негативный характер развития в переломные периоды — только обратная, теневая сторона позитивных изменений личности, составляющих главный смысл всякого критического возраста.
Самое существенное содержание развития в критическом возрасте заключается в возникновении новообразований, которые в высшей степени своеобразны и специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер, то есть в последующем эти новообразования не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного возраста, включаясь в их состав, трансформируясь настолько, что без специального анализа их нельзя найти. Как таковые, новообразования кризисов отмирают с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в латентном виде внутри него, участвуя в развитии, которое в стабильные возрасты приводит к скачкообразному возникновению новообразований (Л. С. Выготский).