Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
следы зверей.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
3.1 Mб
Скачать

Распознавание следов зверей

Следы медведя

Следы медведя. Медвежий след, в особенности задних ног, чрезвычайно сходен с человеческим, за исключением того, что медведь оставляет на снегу или грязи отпечатки своих огромных когтей. След самца несколько шире, чем у самки, а поэтому привычный охотник тотчас может определить пол прошедшего медведя. Медведя нетрудно следить и летом, так как он очень мнет траву своими лапами и наклоняет ее в ту сторону, куда шел. Кроме того, медведь (летом) никогда не проходит спокойно мимо муравьиных куч, камней, коряг и т. п., а непременно их разроет или перевернет.

Волчий след на земле (сверху) и на снегу (снизу)

Следы волка. Волчий след очень похож на след большой собаки, но так как волк держит лапу больше в комке, т. е. крепче сжимает пальцы, подошвы пальцев у него выпуклее, то след его гораздо продолговатее и резче отпечатывается на снегу или грязи. Главное же отличие заключается в совершенной правильности следа и прямолинейности его направления. Волк идет — шагом или труском — таким образом, что каждый раз в след правой передней ноги ступает левой задней и наоборот, так что следы тянутся лентой, причем каждый (т. е. двойной) отпечаток отстоит от другого на 6—8 вершков, смотря по возрасту зверя и глубине снега. Если волков несколько, то следующие за передним идут след в след, так что о количестве прошедших волков можно узнать, когда они войдут в лес. Свежесть волчьего следа, если не было пороши, узнается по рыхлости снега, придавленного ступней; у старого же следа, как углубления, так и края заледеневают и делаются твердыми на ощупь. Самый свежий след имеет так называемую «поволоку», т. е. тонкую черточку от следа до следа, исчезающую спустя несколько часов и происходящую вследствие того, что на рыхлом снегу волк несколько волочит задние ноги. Волк реже идет шагом, чем труском, т. е. мелкою рысью. Эта самая обыкновенная волчья поступь кажется очень неправильной, но ею он прокладывает, однако, самый правильный след. Когда волк «машется», т. е. скачет, то отпечаток задней ноги ложится пальца на три от соответствующей передней.

Следы лисы

След (н а р ы с к) лисы. Лисий нарыск похож на след небольшой собаки, но разница также — в сжатости лапы и правильности поступи. Чаще всего лиса идет в одну линию, прокладывая, как и волк, весьма правильную ленту, но на жировку она ходит и в два, очень правильных, следа, может и четверить по-собачьему. Троп она никогда не делает, а проходя каким-нибудь местом несколько дней сряду, она каждый раз аккуратнейшим образом ступает в прежний след, нисколько его не сбивая и не растаптывая; мало того, идя назад тем же местом, лисица редко идет своим встречным следом, а выбирает другой путь. Лисица очень часто делает петли, подобно зайцу, по никогда не делает сметок. Во всяком случае она ложится головой в ту сторону, откуда пришла.

Следы рыси

Нередко она скрывает свой след в заячьем малике. Опытные промышленники отличают след самца от следа самки тем, что след первого кругл и чист, тогда как след последней продолговат, узок, остер и не так чист, потому что лисица-самка почти всегда задними ногами прихватывает снегу — черкает.

След рыси. Имеет всегда одно неизменное направление и похож на кошачий, т. е. он круглый, с ясными отпечатками мякишей пальцев; когти бывают видны только в случае самого быстрого бега.

Следы оленя

След благородного оленя. Похож на след лося, но менее и поуже. Сходство это бывает, впрочем, только тогда, когда звери тихо ходили по мелкой пороше или по крепкой грязи, так как сохатый бежит рысью или иноходью, а олень скачет, как коза, делая при этом скачки в 3—4 сажени. В спокойном состоянии олень ходит, как коза, ставя ноги несколько врозь и бороздит ими по глубокому снегу. След самки продолговат и узок, а самца кругл и широк, и самец делает шаг шире. След молодого оленя похож на след старой самки. Сильно разжиревший олень или стельная самка, донашивающая последнее время, ступают задней ногой близ передней, но не прямо след в след, а как бы недоступает пальца на два Молодые же олени, особенно самки, ставят обыкновенно заднюю ногу несколько дальше передней. Летом самец, ступая по мягкой и сочной траве, особенно во время росы, как бы срезывает ее копытами вплоть до земли, а самка только мнет или, лучше сказать, давит траву. Чтобы узнать свежесть следов летом, стоит только пощупать пальцами и рассмотреть смятую или сорванную траву — свежа ли она или уже засохла. Зимой же, если обвалившийся с боков следа снег рыхлый и мягкий,— значит, прошел недавно; если же он затвердел и окреп, то это след старый; когда же покрылся инеем,— еще старее.

Следы лося

След лося. Отличается от оленьего, как сказано, большей величиной, а также тем, что разрезы копыта более расходятся. Лось никогда не бороздит ногами и ноги ставит прямо. Помет его тоже сходен с оленьим и состоит из еще более крупных шевячков продолговатой формы (но они немного круглее, чем у оленя), которые у самцов большей частью слипаются, а у самок распадаются врозь. След быка всегда круглее и больше, чем след лосихи.

След кабана. Чрезвычайно сходен со следом домашней свиньи, только относительно большей резче его. Очертаниями своими он также (особенно старого кабана) напоминает след благородного оленя, с той разницей, что задние придаточные пальцы на кабаньем следу расходятся

Следы кабана на снегу

Следы барсука (слева), выдры (в центре) и куницы

в форме тетеревиных косиц, шире всего следа, отпечатываются вместе с копытами без промежутков, и что расстояние между следами короче. След кабана (самца) от следа свиньи (самки) отличается тем, что у кабана придаточные пальцы бывают больше, а копыта тупее и одинаковые на всякой ноге, тогда как у свиней копыта значительно разнятся величиной одно от другого и, кроме того, тем, что кабан дает след более разлатый, чем свинья, ибо он на ходу заносит ноги больше в сторону. По размеру же и глубине отпечатка следа можно с достоверностью судить и о возрасте зверя.

Следы зайца (см. стрельба зайцев по пороше).

Малик

Маликом называется весь отметившийся на снегу за ночь путь зайца, начиная от его логова, где он дневал, до жировки, т. е. места, где он кормился, и обратного на лежку. Распознавание заячьих следов, весьма разнообразных по своему характеру, имеет весьма большое значение, так как для большинства ружейных охотников выслеживание зайцев, преимущественно русаков, составляет главный, а иногда и единственно доступный способ зимней охоты. Поэтому необходимо описать следы как можно подробнее и, при помощи чертежей, нагляднее.

 

Слева направо: след беляка, след беляка по насту, след русака, след русака по насту

Слева направо: концевые следы, концевые следы со скидочными, жировые следы, гонные следы, гонные следы прыжками

 

Прежде всего необходимо заметить, что сослеживание беляков весьма затруднительно, а потому «тропят» почти исключительно русаков. Белая шерсть беляка, очень мало отличающаяся от снежной поверхности, запутанность ходов и обыкновенно крепкое место для логова составляют причины, позволяющие беляку почти всегда уйти незамеченным. Кроме того, схождение малика беляка всегда утомительно, потому что беляк чрезвычайно запутывает свои ходы, набивает тропы, вбегает в жиры и в тропы других беляков, кружит, меча петли, и вообще так путает следы, что и самый опытный охотник тратит много времени на розыски беляка. Поэтому, в местностях, где встречаются и русаки и беляки, весьма важно умение отличать их по следу, что дается очень скоро. У беляка, живущего в лесу, где снег рыхлее, чем в поле, лапы сравнительно шире и круглее или, вернее, имеют широко раздвигающиеся пальцы, так что он оставляет на снегу отпечатки, приближающиеся очертанием к кругу; у русака же лапа уже и менее расширяется и след у него овальный, эллиптический. Когда снег не очень рыхл, при так называемой печатной пороше, будут выходить отпечатки отдельных пальцев, но следы задних лапок у русака все-таки будут значительно шире, чем у беляка. Более удлиненные и параллельные друг другу и незначительно один другого опережающие отпечатки принадлежат задним ногам, а приближающиеся очертанием к кругу и следующие один за другим, в одну линию — передним. Сидящий заяц оставляет отпечаток совсем другого вида: отпечатки передних ног находятся почти вместе, а задние лапки теряют несколько свою взаимную параллельность и так как заяц, сидя, сгибает задние ноги до первого сочленения, то на следу, кроме лапок, отпечатывается и весь пазанок. (На рисунке отпечатки задних лапок с пазанками заштрихованы.) За исключением этого случая, т. е. сидения, следы задних лапок всегда сохраняют параллельность, и если на рыхлом снегу будут замечены следы, в которых более крупные отпечатки задних ног идут врозь — косолапят, то это следы не зайца, а собаки, кошки или лисицы, когда они идут скачками. То же самое можно сказать и о следе, в котором одна задняя нога сильно опережает другую.

Заячья петля

Нормальная побежка зайца — крупные прыжки, причем задние ноги он выносит почти или совсем одновременно, а передние ставит последовательно одна за другой. Только при очень больших прыжках заяц ставит и передние лапки почти вместе. Обыкновенные заячьи следы называются концевыми, так как такими средними прыжками он идет на жиры и с них возвращается. Жировые следы отличаются от концевых тем, что отпечатки лапок весьма близко отстоят друг от друга и отдельные следы почти сливаются. Называются они жировыми потому, что зайцы делают их там, где кормятся, потихоньку передвигаясь с места на место, часто садясь. Скидочные или сметочные следы оставляются самыми большими •прыжками, делаемыми под углом к первоначальному направлению следа. Заяц ими старается скрыть, оборвать свой след, перед тем, когда задумал лечь. Число скидочных прыжков обыкновенно один, два, три, редко четыре, после чего идут опять обыкновенные, концевые следы. Большей частью перед скидкой заяц сдваивает свой след. Скидочные прыжки отличаются от концевых расстоянием между следами и тем, что отпечатки передних ног находятся вместе. Гонные или взбудные следы делаются зайцем, когда его спугнут с логова — и он идет большими прыжками. Они имеют большое сходство или со скидочными, или с концевыми, но обратного направления, ибо отпечатки передних лапок ближе к отпечаткам задних лапок предыдущего, а не того же прыжка.

Следы сидящего зайца

От логова, в котором русак сидел до сумерек, малик начинается жировыми следами, вскоре переходящими в концевые, ведущими иногда прямо на кормежку, т. е. на озимь, в сад, гумна или на уезженную дорогу. На жирах русак всегда кормится мелкими, весьма слитными передвижениями, часто останавливаясь и садясь. Закусив хорошенько, он иногда бегает и играет, причем тут попадаются гончие следы. Побегав, он или снова принимается за еду, или уже на заре отправляется с жиров концевыми следами на новое логово. Перед тем как выбрать себе надежное убежище на день, заяц начинает делать петли, т. е. закруглять свой ход, снова пересекая свои прежние следы. Петли эти занимают иногда большие площади, так что в точке А довольно редко можно с уверенностью сказать, не выкружив петли, принадлежат ли пересекающие следы сходимому малику или здесь прошел другой русак. Более двух петель замечается редко. Вскоре после них начинают встречаться двойки и тройки, т. е. сдваивание или страивание следа, причем следы бывают наложены один на другой, так что нужен навык для отличия сдвоенного следа от обыкновенного. После двойки обыкновенно заяц делает скидку в сторону, но после тройки, которая бывает сравнительно редко, сметок большей частью не бывает и заяц идет далее на значительное расстояние. Чаще всего двойной и тройной след русака замечается по дорогам или по гребням оврагов, где почти всегда бывает мало снегу, а в начале зимы— в лощинах, луговинах и на только что замерзших ручьях и речках. Длина двоек как в одном и том же малике, так и в разных, бывает весьма непостоянна и изменяется от 5 до 150 шагов. Они несомненно указывают на близость логова и если русак идет еще после двойки со скидкой значительное расстояние, меняя скидочные прыжки на концевые, то это уже исключительный случай. Тройки обыкновенно не достигают значительной длины и направление после них не изменяется и весьма редко следует за ними скидка. Скидка де лается почти всегда под прямым углом к направлению хода; после нескольких скидочных прыжков следуют несколько концевых и снова вторая двойка со скидками. Нередко русаки ограничиваются двумя двойками, но бывают малики с восемью и даже большим числом двоек.

 

Следы мелких млекопитающих на снегу.

Следы мелких млекопитающих на снегу.

В зимнем лесу активны только птицы и млекопитающие, остальные - "спят". Птиц легко увидеть или услышать, а зверей лучше всего вычислить по следам на снегу. Зимой о млекопитающих можно узнать даже больше, чем летом - все "записывается" на белых снежных страницах. По следам, погрызам и норкам не трудно определить вид зверька и узнать, что он делал здесь. Большинство зверей активно в ночное время, удобнее всего читать их записи на свежем снегу после бесснежной ночи.

Полевки. Наверняка вы увидите следы рыжей полевки - одного из самых обычных лесных грызунов. Отличить их легко: сами следы (ямки или точки) имеют размер 0.5-1 см, а расстояние между прыжками составляет 10-20 см. При прыжках полевка передние лапки ставит чуть впереди задних, и, таким образом, получаются "четырехточечные трапеции". Иногда на снегу у рыжей полевки отпечатывается хвостик. 

следы крупной рыжей полевки на прыжках.

след рыжей полевки на снегу.

Следы прыжков рыжей полевки на снегу.

В Москве живет еще несколько видов полевок: на пустырях, лугах и опушках - обыкновенная и восточно-европейская полевки, во влажных высокотравных местах изредка встречаются экономка, пашенная и водяная полевки. Следы всех этих видов легко отличить от следов рыжей полевки: на прыжках они оставляют не "трапеции", а парные точки наподобие следов ласки, только, конечно, гораздо меньше по размеру. Хвост у этих полевок короткий и редко отпечатывается. 

Следы крупной обыкновенной полевки на прыжках.

Полевки на полях и огородах являются вредителями, поедая зерно, всходы, кору деревьев. Но в природе мелкие млекопитающие являются важным звеном в экосистемах. Они потребляют солнечную энергию, запасенную растениями, и передают ее выше по цепям питания, обеспечивая круговорот веществ и энергии, без которого жизнь была бы невозможна. 

Следы обыкновенной полевки на прыжках.

Мыши внешне легко отличаются от полевок длинным хвостом. Их также несколько видов, в Лосиноостровских лесах наиболее вероятно встретить лесную мышь. Обычно она прыгает, и ее следы похожи на следы рыжей полевки, но расстояние между прыжками составляет обычно 40-50 см, при этом на снегу часто отпечатывается длинный хвост. В липняках Лосиного Острова можно встретить и более крупную желтогорлую мышь. Основу питания мышей составляют семена трав и деревьев. 

Следы небольшой лесной мыши.

Полевки и мыши живут зимой на постоянных участках. Под снегом в корнях, в пнях, в буреломе и траве они устраивает гнезда, в котором ночуют и греются. Передвигаться эти зверьки предпочитают под снегом, роя туннели, но снег слеживается, искать корм становится сложно, и тогда они выбираются на поверхность. Питаются эти грызуны различными семенами, зелеными частями растений, корой лиственных деревьев; большинство видов устраивает запасы на зиму. 

Зимнее гнездо обыкновенной полевки (кровля снята). Видны гнездовая полость, толстые стенки и ход, ведущий под снег.

Землеройки. В Лосином Острове наиболее вероятно встретить следы обыкновенной бурозубки; по структуре они немного похожи на следы рыжей полевки, но гораздо мельче и не столь глубоки. Обыкновенная бурозубка - очень маленький зверек (6-8 г) из отряда насекомоядных; даже зимой она предпочитает питаться насекомыми, улитками, червями и т.п. Любит бегать под снегом, обследовать различные подснежные пустоты в кустах и траве. Гораздо реже в лесу встречаются малая бурозубка и кутора. 

На рисунке изображены следы обыкновенной бурозубки на прыжках (слева) и при пробежках (справа). В данном случае зверек не прыгал, а бегал.

Вообще, землеройки редко прыгают, а предпочитают бегать. Особенно они любят искать добычу под поваленными деревьями, у комлей деревьев, в основании пней. 

Здесь бурозубка пробежала под защитой густой еловой ветки.

Следы белки Вы обязательно встретите в лесу, они очень характерны, и их трудно с чем-нибудь спутать. В Лосином Острове белки живут в разных типах леса, часто посещают кормушки. Питаются они в это время семенами ели, сосны, желудями, орехами лещины, почками, побегами деревьев и т.п. Зимой белки живут на постоянных территориях, где еще осенью в разных местах устраивают небольшие "заначки"- кладовые. 

След прыжка белки на мелком снегу.

Хищные куньи. Почти наверняка вы встретите следы ласки, горностая, а если заберетесь подальше в лес - то и куницы. Все куньи оставляют парные отпечатки, у ласки расстояние между прыжками 25-35 см, у горностая 30-40 см, у куницы до 75-100 см. Все эти зверьки питаются в основном грызунами. Ласка и горностай умеют делать подснежные ходы, и цепочка их следов нередко обрывается подснежной норкой. 

Следы горностая на мелком снегу.

Следы ласки на снегу при прыжках.

Здесь ласка охотилась, бегая по пойме небольшой речки в поисках полевок и мышей

Следы лесной куницы