Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы к зачету.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
105.75 Кб
Скачать

16. Формирование ординалистской концепции полезности. Теория потребительского поведения Дж.Хикса.

Базовой составляющей теории потребительского поведения стала новая ординалистская трактовка полезности. Прежняя кардилистская концепция предполагала установление абсолютной величины субъективной полезности благ и ей соответствующее выражение в цене. Однако поиски имманентной меры субъективной полезности не удались. Впервые разграничение кардиналистского (колич) и ординалистского (порядкового) подхода совершил Эджоурт. Парето определил суть ордиалистского подхода: для оптимизации потребительского эффекта индивиду не требуется определять абсолютную величину предельной полезности различных благ. Достаточно выразить свои предпочтения и распределить блага.

Джон Хикс. Теория потребительского поведения. Применил кривые потребительского безразличия. Математические свойства этой кривой выражают экономическое содержание: предположение о наличии альтернативных наборах благ, имеющих одинаковую субъективную полезность.

Вогнутость кривой безразличия к началу координат объясняется убыванием предельной полезности замещающего блага и возрастание предельной полезности замещаемого блага. Хикс объясняет вогнутость убыванием предельной нормы замещения (MRS)=dY/dX, где благо Y замещается благом X.

Предельная норма замещения определяется эмпирически и объясняет функцию кривой безразличия. Этим преодолевается неоправданный субъективизм кардиналистской теории полезности. Оптимальный потребительский выбор находится в точке касания линии бюджетного ограничения с наиболее удалённой от начала координат и доступной покупателю кривой потребительского безразличия.

Не преодолел кардиналистского подхода к полезности ( поскольку убывание MRS имеет экономическое объяснение через возрастание предельной полезности одного блага и уменьшения полезности другого блага). Претендует на преодоление субъективизма в объяснение цены. Но опять порочный круг, поскольку потребительский выбор может совершаться только на основе уже известных цен, детерминирующих линию бюджетного ограничения.

Является первооткрывателем эффектов замещения и дохода, детерминирующих закон спроса (обратная зависимость).

17. И.Фишер и механическая версия количественной теории денег. Психологическая версия и кембриджское уравнение обмена.В трактовке природы и роли денег неоклассическая школа была представлена механической и психологической версиями количественной концепции денежного обращения. Первый подход связан с именем И. Фишера. В работе «Покупательная сила денег» (1911) он предложил трансакционное (от transaction – товарная сделка) денежное уравнение обмена, связывающее с одной стороны массу денег (М), помноженную на среднюю скорость их обращения (V), а с другой – сумму товарных сделок (произведение массы реализуемых товаров (Q) на средневзвешенный уровень цен (P)). В формализованном виде уравнение имеет вид: M*V=P*Q . Массу денег в экономике Фишер рассматривал как внешний (экзогенный), определяемый государством фактор. Исходя из предположения о постоянстве скорости оборота денег и объема реализуемых товаров в среднесрочном периоде, он пришел к выводу, что общий уровень цен задается исключительно размером денежной массы или денежной политикой государства. Однако последующая эмпирическая проверка этой гипотезы обнаружила скорее корреляцию динамики общего уровня цен от фазы экономического цикла, нежели его прямую зависимость от массы денег.

Заметим, что как таковое уравнение Фишера не определяет трактовку природы денег(количественную или товарную). Скорее дело обстоит наоборот: концептуальная позиция того или иного автора определяет интерпретацию денежного уравнения. Так для Фишера, придерживающегося количественной теории, оно трансформируется в положение: денежная масса детерминирует общий уровень цен или P=M*V/Q. Напротив для Маркса, исходившего из товарной природы денег, уравнение обмена приобрело бы вид: M=P*V/Q, где детерминантой количества денег в обращении выступает стоимость товарной массы, идеально выраженная в ценах. Кроме того, уравнение Фишера лишь повторяет приведеную в первом томе «капитала» простую формулу установления количества денег, необходимых для обращения товаров (КД=Ц/О, или КД*О=Ц, где Ц – среденевзвешенная сумма цен товаров, подлежащих реализации; О – средняя скорость оборота денег).

Основы психологической версии количественной концепции денег были заложены К. Менгером, Ф. Визером и французским экономистом А. Афталионом. Законченный вид она приобретает в работах представителей Кэмбриджской школы. Признавая зависимость общего уровня цен от денежной массы, Альфред Маршалл и Артур Пигу делали акцент на психологическую мотивацию субъектов рынка, определяющую их желание или нежелание иметь ликвидную форму своего дохода. Результирующее выражение этот подход получил в виде кэмбриджского денежного уравнения, или уравнения Маршалла: M=k*P*Y, где k – степень ликвидности ВНП, которая определяется психологической склонностью людей; P – средневзвешенный уровень цен; Y – ВНП в физическом измерении.

18. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон. Признание ограничения свободной конкуренции на реальных товарных рынках в неоклассической школе произошло с известным опозданием как по отношению к развившимся монополистическим тенденциям, так и к марксистской интерпретации. Оно связано, главным образом, с исследованиями американца Эдварда Чемберлина и англичанки Джоан Робинсон. В 1933 Чемберлин публикует работу «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости», а Робинсон – «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Опираясь на идеи А. Курно, А. Маршалла, итальянца Пьеро Сраффы они дали специфическое объяснение целой гаммы структур отраслевых рынков.

Чемберлин допускал возможность монополистической власти (контроля над ценой) через ограничение числа продавцов (ситуации дуополии и олигополии) однако основным состоянием рынков для нег стала монополистическая конкуренция. Это рынок, соединяющий признаки рынков чистой конкуренции и чистой монополии. «Синтез» альтернативных рыночных структур происходит благодаря наличию в распоряжении фирмы дифференцированного продукта. Последним становится продукт, выделенный среди аналогов в глазах покупателей, убежденных в его особых свойствах и готовых покупать исключительно этот продукт. Дифференциация продукта становится средством, превращающим даже небольшую фирму в «монополиста» на узком сегменте отраслевого рынка. При этом наличие продуктов субститутов исключает ситуацию чистой монополии, а дифференциация продукта позволяет фирме стать монополистом в той мере, в какой покупатели привязаны к ее продукции. При монополистической конкуренции равенство предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC) наступает раньше, чем на чисто конкурентном уровне. Поэтому цены (Рм) устанавливаются на более высоком уровне, чем в условиях чистой конкуренции (Ре), а величина спроса (Qм) оказывается меньше величины спроса при чистой конкуренции (Qе).

График. С 16

Монополистическая конкуренция приводит к определенному недоиспользованию ресурсов (например, к безработице), но это, по мнению Чемберлина, вполне компенсируется для общества наличием многообразия новых свойств продуктов. С особой неприязнью он относится к профсоюзам, рассматривая их как худшую форму устранения внутриотраслевой конкуренции, приводящую к росту издержек предпринимателей и безработице.

Джоан Робинсон также выделяет дифференциацию продукта как основание для несовершенной конкуренции. Вместе с тем, по ее мнению, несовершенная конкуренция вырастает из действия эффекта отдачи от масштаба производства и концентрации предложения среди немногих крупнейших фирм отрасли. Наряду с рынками несовершенной конкуренции продавцов она выделяет рынок одного покупателя и многих продавцов – монопсонию. Монопсония, по мнению Д. Робинсон, характеризует преимущественно локальные рынки «труда». Именно монопсония приводит к эксплуатации труда работодателями, поскольку складывающаяся в этих условиях устойчивая «цена труда» оказывается меньше его предельного продукта. Поэтому для Робинсон наличие профсоюзов выступает необходимым условием полной оплаты «труда». Она также открывает практику ценовой дискриминации покупателей со стороны продавцов в условиях рынков несовершенной конкуренции.

19. Теоретическое наследие К. Викселя. Идеи шведского экономиста Кнута Викселля при его жизни не получили широкого признания и были оценены мировой экономической общественностью лишь в свете «бури» Великой депрессии. Рссцвет творчества Викселля приходится на конец 19 нач. 20 века. В это время выходят его основные труды «стоимость, капитал и рента» (1896), «Финансово теоретические исследования наряду с изложением и критикойналоговой системы Швеции» (1896), «Процент на капитал и цена товаров» (1898), «Лекции по политической экономии» (1901,1906).

Викселль хорошо знал состояние современной ему политэкономической мысли и не был склонен к догматизации. Так высоко оценивая модель общего равновесия Вальраса в чисто теоретическом плане, он разработал собственную макроэкономическую модель, в которой общее равновесие выступало как частный случай циклического движения общественного капитала. Признавая маржинальную трактовку природы цены, Викселль отмечал, что реальные рынки подвержены процессам монополизации, которые отклоняют цены от предельной полезности. Своеобразен взгляд Викселля и на взаимосвязь между денежной массой и динамикой общего уровня цен. Оставаясь в рамках количественной трактовки природы денег, он, вместе с тем, избегает непосредственного объяснения общего уровня цен динамикой денежной массы. Аппелируя к статистике добычи золота в 19 веке и факту быстрого развития обращения кредитных денег, Викселль не обнаруживает соответствующей зависимости в движении общего уровня цен. Сомнению подвергается и реальность действия закона Сэя. Викселль обращает внимание на теоретическую некорректность Сэя, исключившего деньги как элемент процесса реализации и «отправившего» общество промышленно – финансового капитализма во времена меновой торговли. Ниприемлем для Викселля и тезис о тождестве сбережений и инвестиций, согласно которому сбережения автоматически превращаются в инвестиции.

Викселль рассматривает макроэкономическое равновесие как результат взаимодействия реального и финансового «секторов» экономики, которые в зависимости от соотношений между уровнями доходности (естественной и денежной ставками процента) притягивают к себе сбережения или инвестиции и определяют макроэкономическое состояние подъем и спад с их соответствующими проявлениями. Если денежная ставка процента превышает естественную, то становится выгодным вкладывать деньги в кредитные институты и невыгодным их использовать в качестве реальных инвестиций. Экономика обнаруживает черты спада: падение темпов роста, увеличение безработицы, понижение общего уровня цен. При обратном соотношении процентных ставок сбережения ускореено преврящаются в реальные инвестиции и обеспечивают подъем в реальном секторе, одним из проявлений которого становится рост общего уровня цен.

Таким образом, динамика общего уровня цен является состовляющей экономического цикла и зависит от содержания его текущей фазы, причем, как впервые заметил Викселль, темп движения цен имеет кумулятивный (нелинейный) характер. Равенство денежной и естественной процентных ставок означает равенство суммы сбережений и суммы инвестиций в определенный период времени и характеризует ситуацию макроэкономического равновесия (включая такие его характеристики, как полную занятость и стабильность общего уровня цен).