Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_tekhniki_uchebnoe_posobie.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.09 Mб
Скачать

5.8.География

Издавна славянские племена, населявшие территорию Восточной Европы, умело использовали рельеф окружающей местности в качестве естественной защиты в качестве естественной защиты при сооружении поселений. Впоследствии, особенно на северо-западе Руси, в землях Новгорода и Пскова защитные свойства рек, озер, болот применялись в их системе оборонительных сооружений.

Знания в области географии приобретались в ходе изучения как своих территорий, так и зарубежных государств. Обширные связи Киевского государства с Византией и Францией, Англией и Германией, Венгрией и Швецией, Норвегией и Польшей привели к тому, что в библиотеках киевских князей появились книги из Византии и Западной Европы, а отец Владимира Мономаха знал, например, пять иностранных языков.

В русских летописях уделяется внимание как зарубежной, так и отечественной географии. Так, автор «Повести временных лет» излагает свои сведения о Балканском полуострове и Ближнем Востоке, побережье Западной Европы и Средиземного моря, нижнем течении Нила и Каспийского моря. В то же время он подробно перечисляет все славянские племена Восточной Европы и топографические признаки этих районов: реки, озера, горы. Это Днепр, Днестр, Двина, Буг, Волга, Шексна, Ока; озера: Нево (Ладожское), Белое, Ильмень, Переяславское. Упоминая о месте, откуда берут начало Волга, Днепр и Западная Двина, автор сообщает о семидесяти жерлах Волги, которая впадает в Хвалынское (Каспийское) море. В летописи даются названия племен, которые были данниками Руси (Киевщины): чудь, мерь, весь, мурома, черемиси, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимегола, морава, либь. Упоминая о военных походах на Константинополь в 854, 866, 907, 911, 941 и 1043 гг., автор дает оценку договору Игоря с греками 944 г., по которому были расписаны все стороны торговых сделок обеих сторон.

Пространственно-географическое деление русской территории в период феодальной раздробленности отражено в письменных источниках. Оно было связано в значительной мере с подразделением течения больших рек на «верховья» и «низовья» и свидетельствовало о потере Киевом своей монополии на фактическую власть в системе княжеств. Так, по отношению к Твери, расположенной в верховьях Волги, Северо-Восточная Русь, Москва и Поволжье были «низовскими» землями.

Хорошо владеет географией своей страны и автор «Слова о полку Игореве», сообщая о «крае поля Половецкого» (степях), Доне, реках Суле, Волге, Двине, Донце, Корсуни, Тмутаракани, венграх, немцах, венецианцах, греках, моравах, литве, ятвягах.

Вряд ли рядовые земледельцы и ремесленники были в курсе всех географических знаний, чего нельзя сказать о новгородцах. Ранняя новгородская колонизация, в которой принимали участие все слои населения, достигла побережья Ледовитого океана и земель Урала. Поэтому новгородские берестяные грамоты XI-XIV вв. упоминают район Онежского озера и северных морей, Югру и Карельский перешеек и т.д.

К концу XIV в. русские были уже знакомы с обширными районами, прилегающими к Белому, Баренцеву и Карскому морям; проникали за Урал и Обь. Так, одна из дорог из Новгорода шла по Волхову, Ладожскому озеру, реке Свирь к Онежскому озеру, далее по речкам до реки Онеги, по которой добирались до Белого моря. В северо-западном направлении Карелия и Кольский полуостров были уже включены в сферу влияния Новгорода, который собирал здесь дань с саамов. Морские походы поморов способствовали открытию Новой земли к началу XII в.

Новгород, Тверь ориентировались на освоение Запада, Севера и Северо-Востока из-за стремления найти территории, которые Москва не рассматривала в зоне своего влияния. В то же время русские южные княжества обращали свое внимание на торговлю с Азией, Византией и Востоком.

Записи торговцев раннего периода древней Руси, предпринимавших путешествия, не сохранились. Зато есть письменные свидетельства поездок русских паломников к «святым местам». Стремление приблизиться к верхней ступени святости было побудительным мотивом значительной части русских паломничеств, но не всех. Одним из первых русских паломников, посетивших «святые места» и оставивших их описание, был игумен Даниил. В Палестине он побывал в 1106-1108 гг., а его подробное описание относится к 1109-1113 гг. В 1200-1204 гг. в Константинополе был новгородский архиепископ Антоний, запечатлев свои воспоминания в «Книге паломника». В первой четверти XIII в. на Афон ездил архимандрит Киево-Печерского монастыря Досифей. Во времена монголо-татарского ига смоленский архимандрит Агрефений и митрополит Пимен отдельно друг от друга ходили в Константинополь во второй половине XIV в. Практически во всех источниках упоминается о встрече с соотечественниками в зарубежных городах.

Переводная «географическая» литература того времени основана на библейской легенде о расселении племен - язычников после «всемирного потопа». Поэтому все описываемые земли принадлежат будто бы потомкам сынов Ноя. Наиболее интересна «Толковая Палея», упоминавшая русские реки Дунай, Днепр, Десну, Припять, Двину, Волхов, Волгу. Перечисление «языков» охватывает юго-запад, запад, северо-запад и север Руси, а также области между Окой и Волгой.

В ходе объединения русских земель в единое государство, развития торговли и промышленности были созданы особо благоприятные условия для освоения территорий Севера и Сибири. В XV в. исследуется течение реки Оби. Так, в 1499 г. «князь великий Иван Васильевич послал рать в Югру лыжную» во главе с С. Курбским и П. Ушатым. Двигались они через Урал, составляя описание протяженности Уральских гор от Ледовитого океана до Каспия. Судя по иностранным источникам, в конце XV в. остров Новая Земля был обитаем и носил русское название.

В XV в. продолжаются «хождения» русских людей на Восток. Инок Троице-Сергиева монастыря Зосима дважды был в Константинополе (в 1414 и 1419-1420 гг.). Купец Василий, побывавший в 1465-1466 гг. в Константинополе, Бруссе, Малой Азии, Палестине и Каире, оставил описание всех пунктов своего пути. Замечательно путешествие купца Афанасия Никитина, прошедшего в 1466-1471 гг. путь от Твери до Каспия, по Каспию до Баку и Дербента. Затем он побывал в Персии, морем дошел до Индийского побережья, оставив путевые записки о природе, быте людей, экономике, политических отношениях местной знати. Во второй половине XV в. в Персию был отправлен в качестве московского посла итальянец М. Руф, а в конце XV в. московское правительство посылает в Турцию несколько посольств. Дипломатические миссии, как правило, не оставляли географических описаний своих путешествий, разве что церковное посольство, побывавшее в Римской империи, обратило внимание на горные хребты Альп. Сведения путешественников касались более информации, интересовавшей русское правительство: размеров и укреплений городов, протяженности дорог, видов товаров на предмет их ввоза на Русь, взаимоотношений между политическими группировками и т.д.

Ликвидация в XV в. феодальной раздробленности, развитие поместной системы, необходимость учета земель с целью обложения налогами и установления наиболее выгодных путей сообщения вызывали потребности в чертежах. При Иване III были описаны Тверские, Белозерские, Костромские, Новгородские земли; появляются рукописные чертежи географического характера.

В XVI-XVII вв. исследование земель Севера и Сибири становится приоритетным в Российском государстве. Основанный в 30-40-х гг. XVI в. Печенежский монастырь имел соляные варницы, рыбные, бобровые и китовые промыслы; занимался добычей речного жемчуга. После взятия Казани русские активно проникают за Урал по Каме. Во второй половине XVI в. проникновение в Сибирь шло по суше и сибирским рекам, а также северными морями. Крупнейшие русские промышленники Строгановы осваивают Каму, Тобол с притоками и Иртыш. Поход Ермака (1581) способствовал дальнейшему продвижению русских в глубь Сибири. Возникшие в Сибири деревянные городки Тюмень (1586), Сургут (1593), Туринск (1600) стали началом русских великих географических открытий на Востоке. Однако первые русские землепроходцы были скупы в своих впечатлениях от географии увиденного за исключением сказания «О человецех незнаемых в восточной стране» (конец XV в.) В нем описываются особенности быта, специфика охоты и обитания племени самоедов, жившего за Югрою. Пожалуй, иностранные источники этого периода содержат больше информации о пути (населении, животном и растительном мире), пройденном путешественниками.

Освоение Северо-Запада также не прекращалось. В результате к концу XVI в. на Мурманском побережье постоянно находилось до 30000 русских промышленников, что подтверждалось участниками иностранных экспедиций. Соловецкий монастырь уже владел значительной частью Кольского побережья.

Попытки русских мореплавателей ходить Северным Ледовитым океаном на Восток, по-видимому, предпринимались в XVI в., хотя письменных подтверждений тому не обнаружено. Иностранные экспедиции предпринимали неоднократные попытки разведать северный морской путь в Индию, Китай и Японию, последняя из них была неудачно осуществлена в 1676 г.

Русская торговля со странами Востока становится регулярной. Контрагентами России здесь выступали узбекские ханства, Азербайджан, Иран, Турция, Крым, Ногайская орда. На Восток шли в основном двумя путями: от Астрахани или морем, а также через Мангышлак, до города на плато Усть-Урт. В XVI в. русские знали не только о существовании Аральского моря и его размерах, но и Ургенча, Бухары. Связи с Закавказьем и Кавказом приобрели регулярный характер после того, как «пятигорские черкесы» (1552) и «черкесы кабардинские» стали вассалами Москвы.

Сотрудники посольств, направлявшихся в Западную Европу: Рим - в1517 г., Венгрию - в1531 и 1538 гг.; Вену – 1587 и 1590 гг. - оставили отрывочные записки о расстоянии до русских городов и природе этих государств. По-видимому, открытие Сибири не осталось незамеченным в Западной Европе. Автор иностранного происхождения С. Герберштейн упоминал о существовании в России так называемого «Дорожника» - указателя пути, где перечислялись расстояния в верстах от Москвы до Вологды, Холмогор; говорилось о Северной Двине, Печоре; давались сведения о растительном и животном мире и племенах Урала и Сибири. Сведения о пятидесяти четырех странах запечатлены в «Поверстной книге» 1662 г.

Существовавшие точные чертежи Москвы, Смоленска и других земель; писцовые, межевые книги и «дорожники» легли в основу всех западноевропейских карт России – «Московии» XVI-XVII вв. На основании этих же источников в XVI в. был составлен «Большой чертеж» - первая генеральная карта России, сведения о которой содержатся в «Книге Большому чертежу» (1627). Подготовительная работа проводилась сразу же после Стоглавого собора 1551 г., на котором был поставлен вопрос об учете (землемерии) всех земель государства. Вскоре после этого были составлены чертежи, упоминаемые в «Описи царского архива». Однако из исследованных восточных территорий только сведения о Западной Сибири и Севере Енисея вошли в книгу.

В XVII в. продвижение по Сибири шло в сторону Енисея силами отечественных землепроходцев: К. Курочкина – в 1610 г., Е. Бузы – в 1639 г., И. Стадухина – в 1647-1651 гг., Ф. Алексеева и С. Дежнева – в 1648 г., С. Сорокоумова – в 1668 г. и др. Одним из основных путей в Восточную Сибирь стал кетско-кемский путь к среднему течению Енисея, где в 1619 г. возник Енисейский острог, а К. Курочкин разведал морской путь, дойдя до устья реки Пясины (восточнее устья Енисея). Дальнейший путь русского путешественника Пенды лежал к реке Лене, где в 1632 г. строится Ленский (Якутский) острог. После исследования И. Перфильевым территории Бурятии строится Илимский острог (163О). Открытие М. Стадухиным реки Колымы привело к основанию Нижнеколымского острога в 1643-1644 гг. После прохождения Амура Я. Хабаровым чертеж реки был им составлен во второй половине 40-х гг. XVII в. Наконец, Ф. Алексеев и С. Дежнев из устья Колымы добрались до Камчатки в 1647 г. Весьма достоверные сведения об острове Сахалин были получены в ходе путешествия Н. Спафария по Сибири и в Китай.

Таким образом, география как одна из наиболее древних областей человеческого знания начала активно развиваться с образованием Киевской Руси, когда военные походы дружинников, путешествия дипломатов, купцов, паломников значительно расширили сведения о мире. С образованием Московского государства и его стремлением присоединить новые земли на Урале, в Сибири, Крайнем Севере в XVI-XVII вв. связана активная разведывательная и исследовательская политика на Востоке, нашедшая воплощение в «дорожниках», чертежах и называемая русскими великими географическими открытиями.