Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Темы контрольных работ по истории государства и...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
526.85 Кб
Скачать

Тема 12. Основные направления правового развития ведущих стран Запада во второй половине XX – начале XXI веков

Изменение в источниках и системе права. Существенные изменения в формах и содержании права но­вейшего времени, в основных источниках и системе тесным образом связаны и, в конечном счете, обусловлены теми глобальными изменениями, которые произошли в XX веке, особенно в его вто­рой половине.

Это связано с вступлением развитых государств в постинду­стриальную фазу развития, с ускоряющейся научно-технической революцией, усложнением экономических процессов, обострени­ем социальных противоречий.

Важнейшее предназначение права, правовой системы, зако­нодательства в современных условиях состоит не столько в охране существующей политической и экономической системы, государ­ственного и общественного строя, а главным образом, в сохране­нии общедемократических устоев и традиций, адаптации к новым потребностям человечества.

Сегодня на первый план выходят общесоциальные, общере­гулятивные функции права. Право является средством и инструментом сильной социаль­ной политики, особенно в сфере отношений собственности и ре­гулирования рыночной экономики.

Процесс развитие права в одних странах характеризуется оп­ределенной преемственностью, в других государствах - крупными реформами в сфере законодательства.

В Новейшее время в ведущих государствах происходит отход от некоторых основополагающих правовых принципов и черт, свойственных законодательству XVII-XX веков, которые казались естественными и незыблемыми. Это относится, например, к прин­ципу «абсолютной» частной собственности, принципу равенства сторон в договоре, стабильности условий договора и т.д. Важные изменения в XX столетии претерпели источники и системы права, а также основные, важнейшие институты и отрасли права.

В источниках права происходит замена кодифицированного материала. Проводятся крупные работы по кодификации и консолида­ции законодательства. Во Франции с 1951 по 1956 гг. в действие вводятся 19 кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и т.д. В связи с этим в Англии принимается «Акт о про­цедуре консолидации законодательства» 1949 г. В США в 1926 г. принят Федеральный Свод Законов. В странах с англосаксонской системой права в нашем столетии принимаются своды норматив­ных правовых актов, которые периодически переиздаются.

Рост и значение актов исполнительных органов государст­венной власти становится общей тенденцией новейшего времени. Это проявляется в общем падении роли представительных учреж­дений, в издании большого количества декретов, приказов, рег­ламентов министерств, ведомств в связи с делегированным зако­нодательством.

В ряду других источников права возрастает роль и значение судебной практики и прецедентного права в целом.

В ряде стран (США, Англии) роль прецедентов падает, с дру­гой стороны, определенное влияние приобретают конституцион­ные доктрины (Верховный Суд США), которые ведут к измене­нию отдельных отраслей права, становятся одним из важнейших источников государственного права.

Создание конституционных судов (Италия, ФРГ) способству­ет усилению роли судебной практики.

Однако считается, что в США, например, прецедент, по-прежнему остается основным источником права и что он все еще предпочтительнее «застывших законодательных кодексов».

Система права тоже претерпела существенные изменения в период новейшего времени и характеризуется следующими осо­бенностями внутреннего строения права: 1) появляются новые, на­ряду с традиционными, отрасли права - авторское, банковское, страховое, экологическое; 2) проявляется тесная связь и переплете­ние гражданско-правовых и административных методов правово­го регулирования. Отсюда происходит стирание граней между гражданским и административным правом, сближаются между собой частное и публичное право; появляются новые комплекс­ные отрасли права: хозяйственное право в Германии и Австрии; экономическое право во Франции и Бельгии; военное право, де­ловое право и право торгового оборота в США; 3) прослеживается единообразие права различных правовых систем в различных странах, что связано с процессами мировой интеграции и обу­словлено процессами образования «единой Европы», созданием экономико-политических и военных альянсов; 4) усиливается воз­действие международно-правовых норм на внутреннее законода­тельство. Реализация норм международного права становится од­ним из инструментов унификации законодательства.

Изменения в уголовном праве и процессе

Все большее внимание уделяется разработке новой и всеобъ­емлющей государственной уголовной политики, разработке более эффективных методов борьбы с преступностью. Необходимость совершенствования правоохранительного механизма потребовала существенных изменений в самом уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, в уголовной политике в целом.

Наблюдается борьба двух направлений - жесткие меры и гу­манистическая идея.

В современном уголовном законодательстве предусмотрено широкое использование условного и условно-досрочного осво­бождения.

Происходят существенные изменения в структуре и содержа­нии уголовных кодексов и законов. Так, английский закон об уго­ловном праве 1977 г. внес изменения в существующие уголовные и уголовно-процессуальные нормы, порядок отправления правосу­дия. Закон по-новому определил преступный сговор, порядок возбуждения уголовного преследования и другие вопросы.

Уголовное право США в основном восприняло английскую систему классификации преступных деяний: государственная из­мена, уголовные преступления и наказуемые проступки.

Реформа уголовного права, осуществленная в ФРГ в 1975 г., закрепила отказ от традиционной трехзвенной классификации преступных деяний и закрепила деление их на «преступления» и «проступки».

В последние десятилетия все в большей степени допускается уголовное преследование не только лиц, допустивших противо­правное уголовное деяние, но и лиц, представляющих опасность для существующих властей и общества в целом.

Одной из тенденций развития уголовного права является же­сткость наказаний при неопределенности формулировок многих правовых норм.

В уголовном законодательстве появляются нормы, посвящен­ные политической преступности. В наиболее ярком виде указанная тенденция проявилась в условиях авторитарного и фашистского режимов. Законы о политических преступлениях становились дей­ственным инструментом в борьбе с политической оппозицией, с широкими демократическими кругами. Указанное законодательст­во носило ярко выраженный репрессивный характер. Так, в фаши­стской Италии закон 1926 г. «О защите государства» предусмотрел применение смертной казни за совершение государственных пре­ступлений: за покушения на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственной власти и т.д. Итальянский УК 1931 г. определял политические преступления как «всякое преступление, нарушающее политический интерес государ­ства или политическое право гражданина». Следовательно, поли­тическим преступлением могло считаться практически любое дей­ствие, неугодное власти. Ярко выраженный репрессивный характер носило законодательство нацистской Германии о политических преступлениях. В этой связи вспомним закон «О защите права и государства» от 18 февраля 1933 г., закон «О защите народа от из­мены и мятежных происков» от 28 февраля 1933 г. и т. д. Только за первые 3 года пребывания нацистов у власти на основе репрессив­ного законодательства было арестовано около 1 миллиона человек.

В целом в период после второй мировой войны судебная сис­тема опиралась на суды присяжных, судопроизводство основа­лось на равенстве сторон, состязательности и гласности. Усилился контроль со стороны суда за деятельностью политических и су­дебных органов. Вместе с тем, в первые десятилетия XX века уси­лия исполнительных органов многих стран (например, во Фран­ции, Италии, Германии) были направлены на ликвидацию суда присяжных, пересмотр и даже отход от принципа презумпции не­виновности, усиления предварительного следствия за счет судеб­ного и т.д. Во второй половине XX столетия наметилась, явная тенденция расширения полицейской власти и полицейского ус­мотрения. Так, в США закон 1951 г. дал право ФБР проводить аресты без соответствующего ордера. В 40-50 гг. аме­риканские суды признали возможным использовать в качестве доказательств данные, полученные с помощью незаконных обы­сков, телефонного подслушивания. В 1954 г. Закон О принужде­нии к даче свидетельских показаний лишил свидетелей права от­казываться от дачи показаний, которые могут быть использованы и против них самих, при рассмотрении дел «о подрыве нацио­нальной безопасности», тем самым фактически нарушив V по­правку к Конституции 1787 г. Расширению полицейского усмот­рения способствовало законодательство о «чрезвычайном поло­жении» в Англии в 70-е годы, чрезвычайное законодательство в ФРГ в 50-70-е годы.

Либеральные начала в уголовном процессе в последние деся­тилетия стабилизируются. Наиболее распространенными форма­ми процесса в настоящее время остаются состязательная и сме­шанная.

Состязательный процесс основывается на процессуальном равенстве сторон, проводится в форме состязания между обвини­телем и обвиняемым. Бремя доказывания вины лежит на обвини­теле, а судья или суд присяжных выступают лишь арбитром в данном деле. Данная форма процесса присуща странам англосак­сонской правовой системы, но с учетом национально-государственных особенностей каждой страны.

Смешанный процесс предусматривает досудебное и судебное следствие. При досудебном следствии довольно ограниченными являются средства защиты обвиняемого, а вот уже судебному следствию становятся присущи принципы гласности и состяза­тельности. Эта форма процесса наиболее распространена в стра­нах континентальной системы права - Франции, Германии, Ита­лии и других зарубежных странах.