
- •Тема 1. Введение в курс «Политическая регионалистика»
- •Структура политической регионалистики
- •Тема 2. Теория и методология региональной политики
- •Тема 3. Государственная региональная политика. Сущность цели и проблемы государственной региональной политики
- •Тема 4. Региональная политическая власть
- •Тема 4.1. Система региональной государственной власти
- •Разграничение предметов ведения между рф и ее субъектами
- •Тема 5. Региональные субъекты влияния (24. 10.11)
- •Тема 5.1. Региональные выборы
- •Тема 5.2. Особенности региональной элиты в современно России
- •Политические региональные элиты: сущность, роль и значение
- •Формирование структура региональных политических элит
- •Тема 6. Особенности функционирования гражданского общества в региональном политическом процессе (21.11.11)
- •Тема 7. Региональные конфликты и культуры (28.11.11)
- •Региональные особенности России
Тема 5. Региональные субъекты влияния (24. 10.11)
Тема 5.1. Региональные выборы
Региональные избирательные кампании – выборы депутатов законодательных собраний и глав исполнительной власти (президентов республик, губернаторов и т.п.) субъектов Федерации.
Исходными положениями при организации выборов являются требования Конституции РФ о том, что:
Единственным источником власти является ее многонациональный народ;
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через ОГВ и местного самоуправления. Не менее
31.10.11
Тема 5.2. Особенности региональной элиты в современно России
План:
Политические региональные элиты: сущность, роль и значение
Формирование структура региональных политических элит
Региональная политическая элита – социальная группа, являющаяся субъектом подготовки принятия важнейших стратегических решений в сфере политики.
Она обладает необходимыми для этого преобладающими ресурсами: экономическими, политическими, административными.
Элиты создают нормы, по которым обязаны жить и остальные граждане.
Поскольку региональные элиты не могут обладать суверенной властью, они соподчинены элитам общегосударственным и согласуют с ними свой курс.
Региональная политическая элита неоднородна. В ней выделяются сегменты (специализированные группы): идеологические, административные, военные, экономические, интеллектуальные и т.д. – по видам деятельности.
Элита состоит из властвующей и контрэлиты (системной оппозиции).
К анализу элиты существует множество подходов. Исследователи региональных политических элит применяют три подхода:
Позиционный (Р.Милибанд, Р.Миллс, Р.Патнэм). Выявляет и изучает формальные статусные позиции индивидов в иерархии власти, их функции. Реализуется в методе анализа документов официального происхождения – законов, подзаконных актов, биографических справок, сообщений о назначениях и отставках;
Репутационный (Ф.Хантер). Выявляет степень влияния и авторитет властвующих лиц в общественном мнении. Проведение экспертного опроса или (реже) массового анкетного опроса, интервью;
«Решенческий» (деятельностный) /Р.Даль/. Раскрывает реальные влияния на принятие решений на основе анализа политической динамики и итогов политических процессов, в т.ч. на уровне внутриэлитных взаимодействий. Доступ аналитика к процессу принятия решений внутри элиты либо доступ к текущему архиву политической структуры.
Применяется наблюдение, эксперимент, анализ документов (чаще – неофициальных).
Роль региональных элит в общероссийской системе высокостатусных групп определяется в постсоветский период целым комплексом объективных и субъективных факторов.
Во-первых, региональные элиты получили благодаря приватизации и децентрализации самостоятельные ресурсы влияния.
Во-вторых, региональные элиты стали формировать вертикально-организованные «команды», автономные от общероссийских политических элит. Исходной формой данного институционального строительства явились традиционные для России патрон-клиентарные отношения.
В-третьих, региональные элиты начали формулировать свои корпоративные интересы, используя местные особенности идентичности для легитимации собственной власти. Наконец, мощную поддержку процессу элитогенеза оказала избранная в 90-х гг. модель децентрализованного федерализма.
В нач. 90-х гг. федеральные элиты, будучи несплоченными и политически расколотыми, вынуждены передать региональным элитам значительны объем ресурсов. К ним относились: договорной порядок легитимации отношений «центр-регион», практика двусторонних «ассиметричных» соглашений, одобрение присвоения региональными элитами ресурсов явочным порядком, признание контроля глав субъектов РФ за назначением территориальных структур ведомств: прокуроров, судей, глав избирательных комиссий, налоговых и таможенных служб.
Типы региональных элит по признаку стратегии взаимоотношений с федеральными партнерами:
Элиты, проявляющие лояльность к «центру верховной власти» и играющие роль исполнителей инициатив федерального центра. Чаще всего таковы элиты дотационных, слаборесурсных регионов (Курганская и Пензенская области, Алтай, КБР и т.д.)
Элиты, избравшие стратегию «борьбы за суверенитет и законные права». Чаще всего существуют в республиках с высоким уровнем этнической мобилизации и ресурсной обеспеченностью элит (Татарстан, Башкортостан), реже в областях с такими же свойствами, но на внеэтнической основе (Свердловска и Калининградская области, Приморский край).
Элиты применяющие стратегию «локомотивов реформ». Уменьшают финансовые обязательства перед центром, поддерживают вовлеченность региона в мировой рынок и элементы гражданского общества.
Элиты, использующие стратегию «прагматического партнерства». Ее смысл – противоречивое балансирование между выполнением воли федеральных элит и моделью изолированного роста при опоре на собственные силы. Баланс противоположных тенденций зависит от текущих интересов элит.
В 90-е гг. после заявления Ельцина произошла дефрагментация элиты. После 2000 г. с приходом ВВП к власти происходит консолидация элиты.
Политическая элита – составляющее меньшинство общества, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц, обладающая качествами лидерства и подготовленная к выполнению функций управления. Привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство интересов всего народа. в демократическом обществе элита относительно подконтрольна массам и открыта для рекрутирования, обладает необходимой квалификацией и политической активностью.
Прикладной анализ строения региональных политических элит состоит из следующих этапов:
Определить организационное строение региональных элит, степень их устойчивости/подвижности;
Выяснить социальное происхождение и состав региональных элит;
Установить их социальные и демографические черты (пол, возраст, уровень образования и профессиональной подготовки, тип политической карьеры);
Выявить основные каналы рекрутирования и ротации элит, их соотношение.
Состав РПЭ. К субъектам РЭ, образующим в совокупности её состав, относятся (по Лапиной и Чириковой):
Глава исполнительной власти и его клиентела
Представители региональной бюрократической элиты в ОИВ (администрации, правительстве и их структурных подразделениях)
Члены законодательных органов региона (спикер легислатуры)
Крупные предприниматели в регионе
Руководители неправительственных организаций
Организованная преступность
Реальные группы элит достаточно специализированы
Губернатор и его клиентела (ближайшее окружение, в т.ч. неофициальное) обладает наибольшей политической властью
Руководители и депутаты законодательных имеют функции: утверждать бюджет и отчеты о его исполнении, утверждать состав администрации региона, разрабатывать и принимать Конституции субъекта.
Руководители федеральных органов власти на уровне региона выполняют двойственные функции.
Крупные предприниматели в регионе обеспечивают функцию поддержки официальной власти либо борются за получение власти, если глава региона нелоялен интересам бизнес-групп.
Руководители партий, общественных движений, СМИ регионов выполняют соподчиненные функции в системе элит.
Организованная преступность выполняет функции контрэлиты, однако в ряде регионов стремится получить легальную политическую власть путем выдвижения своих кандидатов на выборах.
Т.о., ПЭ на уровне регионов не представляют собой однородную по социальному статусу и функциями группу.
Формирование РПЭ непрерывный процесс, включающий рекрутирование, внутриэлитную консолидацию и мобильность.
Политическое рекрутирование определяется как процесс вовлечения индивидов в активную политическую деятельность.
В изучении рекрутирования элиты полезно выделить следующие аспекты: социальный тип элиты (унитарный или плюрастический, закрытый или открытый); степень потребности элиты в новых членах, интересы и компетентность лиц, проводящих селекцию, механизмы отбора.
Важнейшие механизмы рекрутирования – это его механизмы и каналы.
Механизмы понимаются в современной элитологии как принципы выдвижения в состав элиты, зависящие от типа общественной системы и ее модели стратификации. Механизмы могут быть традиционалистскими и конкурентными.
Каналы рекрутирования – пути продвижения индивидов и групп в высокостатусные страты. Делятся на официальные и неофицинальные.
Принципы рекрутирования элиты в России.
Номенклатурный принцип. Продвижение в административную элиту либо финансово-промышленные группы на основе формальных и неформальных связей, негласных правил поведения. В соответствии с этим принципом формируются региональные элитные кланы (устойчивые политико-экономические группы. Они объединены общими интересами. Консолидированы вокруг руководителей исполнительной власти – губернаторов, президентов, мэров.
Конкурентное и гласное рекрутирование элит. Чаще проявляется в регионах с высоким уровнем урбанизации и развития культурно-образовательного комплекса. Связан с партисипаторным типом политической культуры, влиянием западной деловой культуры.
Типология строения региональных политических элит:
По степени конкурентности:
Открытая. Плюрализм группировок, консенсусные методы принятия решений.
Закрытая. Жесткая иерархия, единая структура и соподчинение лидеру.
Переходная. Сочетание черт противоположных типов.
По экономической ресурсной базе
По полиэтничности/этнократизму
По вертикальному строению:
Высший слой (элита, реально принимающая стратегические решения)
Средний слой (бюрократия – руководители структурных подразделений)
Клиентелы (исполнители со специализированным влиянием).
Вывод:
Специфика строения регионального уровня элиты в постсовесткой России – в ее высокой неустойчивости и сегментированности.
Структура региональных политических элит включает в себя совокупность сегментарных группировок – субъектов влияния, своеобразных по своим функциям.
Региональные политические элиты России сегментированы не только по социальному составу и ресурсам влияния, но и по политическим ориентациям, по обладанию властью.