Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология - пособие ч.1.DOC
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.15 Mб
Скачать

§2. Нация как субъект политики. Проблема самоопределения наций и сепаратизма

Другим субъектом национально - государственных и в целом политических отношений является нация, в вопросе о природе которой определенности сегодня гораздо больше.

Нация в отличие от этноса - не народ, а просто совокупность граждан определенного государства, обладающих общей культурой, языком и тесно связанных между собой экономически. Таким образом, это прежде всего юридическая и политическая категория. Нация зачастую не основана на одном этносе, так как в мире практически не осталось мононациональных государств, и может быть многонациональной (как например, многонациональные российская и американская нации).

История позволяет выявить два основных пути формирования наций.

В первом случае нации возникают в рамках крупных национальных государств, образованных определенным народом (франки, британцы, русские), в процессе включения в их состав территорией с инонациональным населением, которое постепенно усваивает язык, обычаи и культуру “основного” народа. Первоначально, в период существования монархий, инонациональное население существует на правах подданных (могут быть второго “сорта”), а затем, в результате буржуазных революций получает наравне со всеми права граждан (знаменитый принцип “Одна нация - одно государство”). Именно так в рамках Российской империи сформировалась многонациональная российская нация.

Второй путь предполагает обособление от прежнего государства (как правило, империи) определенного народа, достигшего высокого уровня экономического, политического и культурного развития. Так, в “недрах” Османской империи постепенно сформировались болгарская, сербская, и греческая нации, Австро-Венгерской - венгерская, чешская, словацкая, хорватская и словенская, Российской - украинская, белорусская, грузинская и др.

В современной политике и системе международных отношений нация все более вытесняет этнос (народ) - так, право на создание национальных государств признается только за нациями, только нации признаются в качестве полноправного субъекта международной политики и представлены в ООН. Однако следует сказать, что ситуация не всегда выглядела подобным образом.

Например, после Первой мировой войны, в рамках т.н. Версальской системы право на создание государств признавалось только за нациями.

После Второй мировой войны с ростом национально - освободительных движений народов Азии и Африки, с распадом колониальных империй (Британской, Французской, Португальской, Бельгийской и др.) право на создание государств было одновременно признано за нациями и народами.

Это сразу же породило две очень серьезных проблемы:

1) В африканских странах слабые союзы племен, “выдавшие” себя за нации, добились создания государств - в результате государства оказались слабыми и нежизнеспособными, в них вспыхнули межнациональные конфликты и войны (можно вспомнить войну 60-х гг. в Нигерии, унесшую жизни более 1 млн. человек, недавние столкновения в Республике Чад и в Руанде);

2) Многие малые народы, не представленные в ООН и в международной политике, стали претендовать на отделение от государств, в состав которых входили - баски в Испании, корсиканцы и бретонцы (жители провинции Бретань) во Франции, курды в Иране, Ираке и Турции, и т.д.

Учитывая этот печальный опыт, современное международное право и ООН признают право на создание отдельных государств только за нациями, а отдельным малым народам предлагается либо статус субъекта федерации в федеративном государстве, либо квотированное представительство в общегосударственных органах власти (правительство и парламент) и национально - культурная автономия (т.е. юридические гарантии и специальные меры по развитию национального языка, культуры и образования) в унитарном государстве. Со сходных позиций предполагает решать проблему и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (т.н. Хельсинские соглашения 1975 г.).

Для представительства интересов не имеющих национальной государственности существует созданная в 1991 г. Организация Непредставленных Народов и Наций (ОННН или UNPO), в работе которой принимают участие представители Абхазии, Гагаузии, Ингушетии, Чечни, Чувашии, Якутии, крымских татар, ассирийцев, косовских албанцев (каренов) и др.

При этом конституция ни одного из зарубежных государств не признает права на отделение входящих в его состав народов и национальных территорий, а любая попытка одностороннего выхода и сепаратистская деятельность, особенно с использованием вооруженной борьбы, подавляется силой.

Так, например, Французская республика приравняла корсиканских сепаратистов к уголовникам и использует против них полицейские меры, Индия подавляет с помощью военных средств движение сикхов и мусульманских сепаратистов в штатах Джамну и Кашмир, а правительство Великобритании в 1969 г. после начала межнациональных столкновений в Северной Ирландии (Ольстер) ввело туда полицейские спецподразделения и войска и распустило местный парламент.

Однако, как показывает практика стран Запада и ЕС, жестко подавляя сепаратистские движения на своей территории, в рамках стратегии “двойного стандарта” одновременно поддерживают сепаратистов там, где им это выгодно. В этом отношении весьма примечательной является ситуация вокруг турецких курдов и косовских албанцев.

Так, например, Конституция Турции 1961 г. (ст. 54) считает всех граждан страны турками, хотя значительную часть (40 - 50 %) населения этого государства составляют национальные меньшинства - 1 млн. арабов, более 500 тысяч грузин, более 1 млн. выходцев с Северного Кавказа (черкесов, чеченцев, абхазов, дагестанцев, осетин и др.). Но самой большой проблемой для турецких властей является наличие в стране огромной общины курдов (фарсоязычного народа иранской группы), насчитывающей от 14 до 20 млн. человек (1/ 3 населения). При этом курды лишены национальных структур власти, школ, вузов и просто права говорить на своем языке, и проводится последовательная политика по их ассимиляции. В Уголовном кодексе Турции присутствует специальная статья, предусматривающая ответственность за “курдизм” (под которую при желании можно подверстать все что угодно), а правительство этой страны не сделало практически ничего для преодоления ужасающей бедности населенных курдами районов. В ответ на подобную дискриминацию с 1974 г. было развернуто партизанское движение курдов и примкнувших к ним нацменьшинств, возглавленное Курдской рабочей партией (КРП) и Фронтом национального освобождения Курдистана (ФНОК) во главе с А.Оджаланом, жестко подавляемое турецкими спецподразделениями и армией с использованием танков, бронетранспортеров и боевых вертолетов. За четырнадцать лет непрерывной войны уничтожено 2500 курдских и ассирийских сел, а в результате этнических чисток свыше 2,5 млн. человек было выселено из зон боевых действий. Лишь в 1982 г. правительство Турции признало существование в стране курдов, а в 1991 г. формально разрешило им разговаривать на своем языке. При наличии всех признаков геноцида ни мировое сообщество, ни ЕС, в который входит Турция, не применили к ней никаких серьезных санкций, поскольку последняя является стратегическим союзником США и членом НАТО.

Албанцы, проживающие на территории сербского края Косово, под предлогом защиты прав которых США и блок НАТО развязали ничем не оправданную агрессию против суверенной Югославии, имели гораздо больше прав, чем турецкие курды. Активно переселявшиеся сюда в период турецкого владычества и в правление И.Б.Тито, который рассчитывал через Косово присоединить к Югославии Албанию, албанцы - косовары обладали автономией до конца восьмидесятых годов, имели возможность создавать свои национальные школы, газеты и политические партии. К моменту, когда численность албанцев в крае достигла 90 % населения, стали создаваться параллельные органы власти и началось движение за отделение от Югославии. Террористические организации, впоследствии объединившиеся в Армию освобождения Косова и получавшие солидную помощь из - за рубежа, развернули в крае террор, после чего правительство Сербии было вынуждено использовать против них армейские части и спецподразделения. Разгоревшийся в крае конфликт в итоге стал поводом для военной агрессии НАТО и США, стремящихся укрепить собственную гегемонию в мире и на европейском континенте.