
- •Пермский институт фсин России Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права
- •Утверждаю
- •Уголовно-исполнительное право
- •Первый учебный вопрос: Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права
- •Основные источники уголовно-исполнительного права
- •1. Закон - основной источник уголовно-исполнительного права
- •3. Подзаконных нормативно-правовых актов их виды, значение и основное содержание.
- •4. Международно-правовые акты в системе источников уголовно-исполнительного права и законодательства
- •Второй учебный вопрос: Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства.
- •Структура уголовно-исполнительного права
- •Четвертый учебный вопрос: Понятия, виды и состав уголовно-исполнительных правоотношений
- •Виды уголовно-исполнительных правоотношений
- •Состав уголовно-исполнительных правоотношений
Виды уголовно-исполнительных правоотношений
Из теории права известно, что подразделение правоотношений на виды основано на связи их с правом - его структурой, функциями и типами правового регулирования. В связи с этим можно сделать вывод, что какова классификация норм уголовно-исполнительного права, такова и классификация уголовно-исполнительных правоотношений. По особенностям норм уголовно-исполнительного права выделяются
материальные и процедурные (процессуальные),
регулятивные и охранительные,
активного и пассивного типов правоотношения.
Однако правоотношения имеют и собственное основание классификации, связанное с особенностями правоотношений как индивидуализированных общественных отношений. По этому критерию следует выделить
общие
и конкретные уголовно-исполнительные правоотношения. Рассмотрим эти виды правоотношений.
Общие уголовно-исполнительные правоотношения появляются с момента вступления приговора (определения или постановления, изменяющие приговор) суда в законную силу, а также с момента издания актов помилования или амнистии. Это правовые связи основанные на появлении права учреждений и органов государства, исполняющих наказания, исполнить наказание и обязанности осужденных его отбыть. Это правовое состояние, в котором находятся субъекты уголовно-исполнительных правоотношений по отношению ко всем другим лицам и друг к другу.
В первом случае у работников органов, исполняющих наказания, появляется своеобразное правовое состояние, которое влечет за собой то, что их законные требования обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность (ст. 32 Закона РФ об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы). Это общедозволительное правоотношение, при котором "все другие лица" не должны препятствовать реализации дозволенного поведения органов, исполняющих наказания. Осужденный же должен по отношению к обществу и гражданам в связи с совершенным преступлением и наказанием за него вести добропорядочный образ жизни.
Во втором случае возникает состояние правовых связей между органом, исполняющим наказание, и осужденным, то есть правомочие обеспечить исполнение наказания и обязанность его отбыть. Данное состояние затем материализуется в конкретных уголовно-исполнительных правоотношениях, когда субъекты на основе определенных юридических фактов вступают в отношения друг к другу (прибытие осужденных в исправительное учреждение, ознакомление их с правилами отбывания наказания, распределение по отрядам, определение на работу и т.д.).
Общее уголовно-исполнительное правоотношение в данном случае совпадает с охранительным уголовно-правовым отношением. Переход его в конкретные уголовно-исполнительные правоотношения осуществляется через стадию приведения приговора суда в исполнение, через реализацию процессуально-исполнительных правоотношений, субъектами которых являются осужденные, суды, администрация следственных изоляторов и исправительные учреждения (судебное слежение за приведением приговора в исполнение, определение места отбывания наказания, извещение родственников, прием осужденного в исправительное учреждение и т.д.). На этой стадии решаются вопросы исполнимости приговора суда о наказании, которое пока не реализуется, а находится в положении уголовно-правового отношения (общего уголовно-исполнительного правоотношения) и ставит осужденного в правовое состояние отбывания наказания.
После приведения приговора суда в законную силу наступает следующая стадия перехода общего уголовно-исполнительного правоотношения в конкретные правоотношения - стадия обеспечения реализуемости наказания (достижение его целей). Для нее характерно выполнение следующих действий: сбор информации об осужденном, изучение его личности, определение классификационной группы, распределение по отрядам, составление программы ресоциализации и т.д. Это стадия подготовки осужденных к отбыванию наказания и подготовки органов, исполняющих наказание, к достижению его целей.
Именно такой данная стадия представляется в законодательстве западных стран и международных правовых документах (ст.80 Стандартных минимальных правил обращения с заключенными). Надо заметить, что в отечественной пенитенциарной практике этой стадии не уделяется серьезного внимания, из-за чего возникают издержки последующей реализации наказания (слабая управляемость средой осужденных, возникновение группировок отрицательной направленности, криминогенное влияние "авторитетов" и т.д.).
Общее уголовно-исполнительное правоотношение, складывающееся после вступления приговора суда в законную силу относительно наказаний, не связанных лишением свободы, переходит в конкретные уголовно-исполнительные правоотношения, как правило, посредством реализации одной стадии - приведения приговора суда к исполнению. Данная стадия включает в себя: а) обращение к исполнению приговора; б) контроль за его исполнением; в) последствия неисполнения приговора.
После окончания стадии обеспечения реализации наказания вступают в действие
материальные
и процедурные уголовно-исполнительные правоотношения.
Материальные правоотношения выражены в реализации правового статуса субъектов. Данные правоотношения отвечают на вопрос, что надо сделать для реализации прав и обязанностей осужденных и органов, исполняющих наказания. Реализация правового статуса субъектов происходит за счет исполнения ими обязанностей, соблюдения запретов, использования прав.
Реализация материальных правоотношений невозможна без подкрепления их процедурными правоотношениями. Связь их носит жесткий, чаще обязательный характер. Реализация процедурных правоотношений отвечает на вопрос, как, в каком порядке, в какой форме реализуются права и обязанности субъектов (материальные правоотношения). Например, чтобы воспользоваться правом на проведение свидания, осужденный должен выполнить процедуры: написать заявление на имя начальника колонии, получить разрешение на свидание, попасть в месячный график предоставления свиданий осужденным и т.д. Или, чтобы предоставить осужденному право передвижения без конвоя, необходимо должностному лицу написать рапорт, получить согласие оперативного отдела, а также территориального органа управления УИС, затем выносится постановление начальника колонии.
В литературе по исправительно-трудовому праву получила распространение точка зрения о том, что порядок реализации прав и обязанностей субъектов относится к процессуальным правоотношениям, а исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право признается материально-процессуальной отраслью права. С подобным утверждением следует не согласиться, ибо известно, что основным отличительным признаком процессуальных норм является то, что они предназначаются для применения санкций - удовлетворения потребностей в правосудии и других формах правовой защиты. Нормы же, регулирующие порядок реализации прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, с потребностями правосудия не связаны, поскольку оно завершено с вынесением приговора о наказании. Они связаны с потребностью реализации регулятивных норм уголовно-исполнительного права. Процедурные правоотношения ближе к материальным, чем к процессуальным правоотношениям.
Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права вторичны по отношению к его материальным и процедурным нормам, так как обеспечивают процесс применения санкций (мер взыскания) и других охранительных мер (предупреждения, пресечения, безопасности), а также санкций некоторых норм уголовного права (например, ст. 313, 314, 315 УК РФ). Необходимость реализации процессуальных правоотношений возникает и при изменении или досрочном прекращении уголовно-правовых и уголовно-исполнительных правоотношений (например, при переводе осужденных в колонию с другим видом режима, при условно-досрочном освобождении). При этом как бы происходит повторное движение норм уголовного права, основанное на праве притязания к преступнику в связи с совершенным им преступлением. Вновь подключаются субъекты этого права - суды, которые свою деятельность должны осуществлять в процессуальной форме.
Регулятивные уголовно-исполнительные правоотношения – это одно из основных делений правоотношений, основанное на реализации соответствующих функций этой отрасли права и аналогичном подразделении ее норм.
Регулятивные уголовно-исполнительные правоотношения проводят регулятивную функцию одноименной отрасли права, то есть функцию развития общественных отношений в сфере исполнения наказаний. Складываясь на основе регулятивных норм этой отрасли права, они реализуют как общие, так и конкретные субъективные юридические права и обязанности осужденных и органов, исполняющих наказания. Эти правоотношения направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний, а с точки зрения специфики, свойственной конкретному наказанию, - на трансформацию социальных, экономических, политических, духовных и иных общественных отношений в правоотношения специального типа. В рамках регулятивных уголовно-исполнительных правоотношений формируется правомерное поведение осужденных - основной результат реализации норм уголовно-исполнительного права. Эти правоотношения возникают на основе правомерного поведения субъектов и образуют естественную, нормальную ткань уголовно-исполнительного правопорядка.
Охранительные уголовно-исполнительные правоотношения - это отношения, проводящие охранительную функцию одноименной отрасли права, или, по выражению А.С. Севрюгина, "функцию вытеснения негативных явлений в процессе исполнения наказаний". Они складываются на основе реализации охранительных норм, с помощью которых осуществляется государственное принуждение. Возникают они в связи с противоправными действиями того или иного субъекта и направлены на защиту общественных отношений, складывающихся при исполнении наказаний, то есть нормальную реализацию прав и исполнение обязанностей. Иначе говоря, они охраняют регулятивные правоотношения и выполняют по отношению к ним вспомогательную функцию.
Охранительные уголовно-исполнительные правоотношения - властеотношения. С помощью их реализуются уголовно-исполнительные предупредительные меры, меры пресечения правонарушений и меры юридической ответственности (дисциплинарной, материальной). Иногда могут вступать в действие криминологические предупредительные меры (при отрицательном отклонении в поведении осужденных) и уголовно-правовые охранительные (при совершении преступлений).
Уголовно-исполнительные предупредительные меры превентивно предусмотрены законодательством для всех осужденных данного вида режима исправительного учреждения (изоляция осужденных, их обыски, досмотры, надзор за ними и т.д.), и интенсивность их зависит от тяжести совершенного ими преступления, числа судимостей и т.д. Например, степень изоляции осужденных и применение в отношении их мер безопасности различаются в колониях-поселениях, колониях общего, особого режима и в тюрьмах.
Криминологические профилактические меры (постановка на профилактический учет, перевод в другую колонию того же вида режима и др.) реализуются при систематических отклонениях в поведении осужденных, склонности их к правонарушениям (склонный к изготовлению колюще-режущих предметов, склонный к побегу и т.д.).
Меры пресечения реализуются при начавшемся правонарушении или угрозе его наступления, когда необходимо предотвратить причинение более тяжких последствий. К этим мерам относятся следующие: задержание и водворение осужденного в штрафной изолятор правами оперативного дежурного на 24 часа, изъятие у осужденного ценностей, денег, запрещенных предметов, прекращение свидания осужденного с родственниками, применение силы, специальных средств, оружия. При их применении возникают (изменяются) правоотношения кратковременного характера, после которых наступают правоотношения ответственности (защитные правоотношения).
Правоотношения ответственности - это правоотношения защитного свойства, возникающие на основе применения к осужденным за нарушения требований режима мер взыскания и за нанесение материального ущерба учреждению или органу, исполняющему наказание, - мер материальной ответственности.
Другой субъект - персонал учреждений, исполняющих наказания (также и граждане) может являться источником возникновения охранительных правоотношений. Согласно ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством и Правилами внутреннего распорядка.
Работники уголовно-исполнительной системы несут дисциплинарную либо уголовную ответственность за жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия в отношении осужденных. Персонал учреждения может нести и уголовную ответственность за должностные преступления.
Уголовно-исполнительные правоотношения активного и пассивного типа. В теории права к правоотношениям активного типа относят отношения, выражающие динамическую функцию права, которые складываются на основании обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности.
Правоотношения, складывающиеся в связи с исполнением наказания, выполняют активную функцию при выполнении органами, исполняющими наказания, обязанности в достижении целей наказания: в проведении воспитательной работы с осужденными, привлечении их к труду, организации общеобразовательной и профессиональной подготовки, осуществлении предупредительных мер и мер пресечения правонарушений. Хотя выполнение этих мер одновременно является и правом органов, исполняющих наказания, однако активный центр находится в юридической обязанности. Эти органы обязаны исправлять осужденных и предупреждать среди них преступления.
Также из теории права известно, что правоотношения пассивного типа выражают статистическую функцию права, они складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве. Управомоченный удовлетворяет интересы своими действиями, а обязанный субъект выполняет вспомогательную роль. Такие правоотношения возникают в связи с обеспечением реализации наказания (кары) органами, исполняющими наказание: у них появляется право на обеспечение изоляции осужденных, ограничения в передвижении, лишение или ограничение их конституционных прав. Этим правам корреспондируют запреты, установленные для осужденных, которые они обязаны соблюдать. Осужденный находится в пассивном состоянии отбывания наказания.