Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы полный.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
316.97 Кб
Скачать

14. Иконографические типы икон: «Оранта», «Одигитрия» и «Елеуса». Модификации иконографических типов Богоматери в истории отечественной иконописи.

Оранта (от лат. «молящийся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, в традиционном жесте заступнической молитвы. Первые изображение Богородицы-Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению, — «Нерушимая Стена».

Наиболее известные иконы типа «Оранта», «Знамение»:

  1. Ярославская Оранта - 13 век. Великая Панагия. В общих чертах икона воспроизводит иконографию одного из чудотворных образов Византии (во Влахернском храме в Константинополе).

Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном ковре, поднявши руки с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. Насыщенные плотные краски темно-зеленой туники и красновато-коричневого мафория покрыты широкими золотыми полосами, обрисовывающими складки. На лбу и плечах Богоматери — золотые фибулы-квадрифолии, с жемчужинами на спнях. Поручи и туфли Богоматери золотые, низаные жемчугом, образующим орнамент в виде кругов.

На ее груди помещен золотой диск с поясным изображением Христа, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. На мафории и на одеждах Спаса эти широкие ассистные золотые пробела-полосы, иногда образуемые тонкими параллельными линиями, имеют гребенчатые окончания. Золотая, обведенная двумя киноварными полосками кайма мафория украшена точечным орнаментом. Кайма была обнизана жемчужной бахромой, уцелевшей в виде фрагментов. В покрытых золотом одеждах Христа чередуются киноварные оранжевого оттенка, белые, коричневые и темно-зеленые краски. Из-под рукавов его хитона и у шеи виднеется прозрачная белая рубашка

В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. Значение белого цвета в колорите подчеркивается белыми нимбами изображений; у архангелов, кроме обводящих их белых полос, лоры и зерцала также белые.

В иконе Знамения ярославский мастер во многом отходит от греческого прототипа:

  • Прежде всего он упрощает линейную систему. Вместо тонких, как паутина, золотых линий на византийских иконах, он дает широкие золотые пробела, положенные поверх одеяния густого синего тона.

  • В рисунке он допускает много неточностей: складки одеяния, особенно у пояса и на животе, носят сбитый характер, ноги слишком сдвинуты вправо, руки непомерно малы, к тому же левый рукавчик слишком широк.

  • Одеяние богато украшено орнаментом: обрамляющая лицо канва мафория испещрена имитирующими жемчужины точками, к самому мафорию прикреплены три золотые пластины с драгоценными камнями, рукавчики Марии усеяны точками, посреди которых расположены обведенные теми же точками кружки, ворот Христа расшит сложными узорами.

  • В этой любви к орнаментальным украшениям дает о себе знать настойчивая тяга к столь ценимому русскими «узорочью».

  • Яркие, веселые краски иконы являют сочетание синих, красных и кирпично-красных тонов, сопоставленных с традиционным золотом и широко использованным белым цветом (нимбы, лоры и зерцала архангелов, обводка медальонов и центрального поля иконы). Такое обилие белого цвета не встречается на византийской палитре.

  • Наконец, очень показательны те иконографические вольности, которые допускает автор «Знамения». Христос мало похож на строгого византийского судию мира. Хотя он представлен благословляющим, создается впечатление, будто он приветливо раскинул руки навстречу зрителю. При этом его руки выходят за пределы медальона, что еще более подчеркивает устремленность его фигуры вперед. Никогда византийский художник не позволил бы себе так смело нарушить замкнутость обрамления. А русского мастера подобное отступление от канона не смущало. Тем самым он внес в трактовку младенца оттенок особой живости.