Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
3.01 Mб
Скачать

1. Социально-экономическое развитие страны

К 20-м гг. XVI в. в результате централизаторской политики великих князей московских Ивана III и Василия III завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Россия являлась крупнейшим государством Европы с площадью территории около 2,5 млн. кв. км в середине XVI в. К концу столетия территория страны увеличилась почти в два раза за счет присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств и ряда других земель. Основной административно-территориальной единицей в России в XVI в. становится уезд, делившийся в свою очередь на волости и станы. Очень немногочисленные уделы как пережиток предшествующей эпохи сохраняются только за некоторыми представителями великокняжеской фамилии (последний удел был ликвидирован в ходе опричной политики в 1569 г.). Вся полнота власти на местах до середины 1550-х гг. принадлежала назначаемым из центра наместникам-кормленщикам. В 1555–1556 гг. в результате земской реформы управление во многих районах страны стало функционировать на принципах местного самоуправления.

В первой половине XVI в. население страны стабильно росло – с 5,6 млн. человек в 1500 г. до 6,5 млн. человек в 1550 г. При этом естественный прирост населения составлял в целом 15 % даже с учетом потерь в результате войн и набегов. Во второй половине XVI в. по подсчетам специалистов темпы естественного прироста снизились до 5 % в результате опричной политики Ивана IV, изнурительной Ливонской войны, неурожаев, голодных лет и ряда других факторов. Таким образом, в 1600 г. население Российского государства насчитывало уже около 7 млн. человек.

В середине XVI в. городское население составляло около 5 % от остальной части населения. Всего в России насчитывалось приблизительно 220 городов, крупнейшим из которых была Москва с населением около 100 тыс. человек. Население остальных городов России колебалось в основном в пределах от 3 тыс. до 8 тыс. человек в среднем.

В первой половине столетия в городах стабильно развивались ремесло и торговля. В XVI в. наметился существенный рост крупнооптовой заграничной торговли, который, правда, сдерживался отсутствием у России полноценных выходов к Балтийскому и Черному морям. Основание в 1584 г. Архангельского порта на Белом море решало проблему лишь частично. Важным центром торговли со странами Востока со второй половины XVI в. стала Астрахань.

Ведущей отраслью экономики являлось сельское хозяйство, в котором было занято свыше 90 % населения. Главным занятием было земледелие, сохранявшее традиционный натуральный уклад. Основной формой землепользования становилась трехпольная система. При этом подсечное земледелие все более вытеснялось в северные районы страны. Принципиальных изменений в технике сельскохозяйственного труда не наблюдалось, хотя исследователи отмечают некоторое усовершенствование традиционной сохи (появление сохи-косули, близкой по своим характеристикам к плугу). Повышение производительности труда в сельском хозяйстве происходило в основном путем увеличения пахотных территорий как за счет вновь присоединяемых территорий, так и в результате так называемой внутренней колонизации. По мнению большинства историков, наличие обширных слабозаселенных территорий во многом предопределило экстенсивный характер развития сельского хозяйства России. Эта тенденция оставалась доминирующей на протяжении многих веков российской истории.

Крестьяне составляли основную массу населения страны. По своему социальному статусу они делились на владельческих (зависимых от владевших вотчинами и поместьями бояр и дворян), монастырских (принадлежавших церкви) и черносошных (государственных). Первую половину XVI в. некоторые исследователи характеризуют как «золотой век» русского земледельца. Это связано с относительно благополучными условиями для развития крестьянских хозяйств и улучшением социального и правового статусов основной части земледельцев. В этот период государственные налоги и повинности в пользу феодала составляли в общей сложности около 30 % от продукта производимого средним крестьянским хозяйством. Относительно небольшая фискальная нагрузка позволяла крестьянам не только удовлетворять собственные потребности в пище, одежде и жилище, но и развивать свои хозяйства.

Заметной тенденцией стал процесс превращения черносошных крестьян во владельческих. Происходило это за счет передачи государством «черных» земель в поместные владения. В результате такой политики уже ко второй половине столетия черносошные крестьяне фактически исчезли в центральных уездах страны. Более или менее значительные «анклавы» расселения государственных крестьян сохранились только на окраинах (Поморский Север, Поволжье, позднее Сибирь). В связи с относительно малоплодородными почвами в этих районах раздавать здесь земли в поместья было экономически невыгодно.

Правовое положение крестьян в первой половине XVI в. определялось нормами Судебника 1497 г., согласно которому русский земледелец являлся полноправным субъектом правоотношений. Это выражалось, например, в том, что крестьянин не нес материальную ответственность за несостоятельность своего феодала, имел возможность судиться с ним и свидетельствовать против него в суде. Важным было сохранение права крестьян переходить от одного землевладельца к другому за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии выплаты так называемого «пожилого» - платы за проживание на земле конкретного владельца и одновременно компенсации за потерю им рабочих рук.

До последней четверти XVI в. каких-либо серьезных перемен в правовом положении крестьян не происходило. Судебник 1550 г. подтверждал право перехода в Юрьев день, хотя крестьянские переходы несколько затруднялись за счет увеличения размера «пожилого». К концу столетия ситуация резко изменилась, что было связано с потрясениями второй половины царствования Ивана IV. В результате последствий опричного террора, затянувшейся Ливонской войны, неурожаев и эпидемий в центральных и северо-западных районах страны сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация. В этих условиях переход крестьян с прежних мест жительства в более благополучные районы принял массовый характер. В перспективе это вело к обеднению служилых землевладельцев и невозможности полноценного исполнения ими «государевой службы». В связи с этим государство вынуждено было пойти на серьезные меры по прикреплению крестьян к земле и личности феодала.

Первым шагом в этом направлении стало издание в 1581 г. указа о «заповедных летах», согласно которому запрещались крестьянские переходы в некоторых наиболее пострадавших районах государства. Изначально предполагалось, что эта чрезвычайная мера будет иметь временный характер (до издания соответствующего «государева указа»). Однако дальнейшее ухудшение экономической ситуации привело к тому, что режим «заповедных лет» был введен повсеместно и без ограничения срока. Соответствующий указ, текст которого не сохранился, был издан, по всей видимости, в начале 1590-х гг. Эта мера позволила приступить к созданию писцовых описаний (т.е. описи всех земель с сидящими на них крестьянами). Ужесточение режима вело к тому, что крестьяне стали уходить с насиженных мест в нелегальном порядке. В результате следующим шагом стало издание в 1597 г. указа об «урочных летах», который вводил пятилетний срок сыска беглых крестьян. Беглецы подлежали возвращению на прежнее место жительства в случае их обнаружения в течение пяти лет. По истечении этого срока беглые крестьяне должны были закрепощаться на новом месте. Таким образом, были сделаны первые шаги к складыванию в России общегосударственной системы крепостного права, когда основная часть крестьян была прикреплена к земле, а по своему правовому статусу они стали сближаться с категорией холопов, т.е. лично зависимых, несвободных людей.

Основной формой повинности крестьян в пользу землевладельца в XVI в. был оброк (чаще натуральный, реже денежный), т.е. выплаты феодалу некоторой части созданного крестьянским трудом продукта. Новой тенденцией в это время стало более широкое распространение такой повинности как барщина, которая представляла собой отработку крестьянами определенного времени в собственном хозяйстве помещика. Следует отметить, что в предшествующий период на «барской запашке» в основном трудились холопы, т.е. лично зависимые от землевладельца люди.

В XVI в. менялась структура феодального землевладения, что выражалось в увеличении поместных раздач и постепенном стирании различий между вотчинной и поместной формами землевладения. С конца XV в. наметилась тенденция некоторой деградации вотчин – наследственных земельных владений. Это было связано с измельчанием вотчин в результате постоянных семейных переделов, а также обезземеливанием вотчинников вследствие закладов земли монастырям. Вотчинники передавали часть земель церкви, надеясь тем самым замолить свои грехи. Обмельчание вотчин в перспективе вело к неспособности землевладельцев нести службу и, как следствие, угрожало обороноспособности страны, подрывая его вооруженные силы. Поэтому в XVI в. еще большее развитие получила практика раздачи земель в поместье – условное земельное владение, дававшееся за службу без права свободно им распоряжаться (т.е. продавать, дарить и закладывать). Это привело к появлению новой категории служилых землевладельцев – помещиков, т.е. «испомещенных на землю». В дальнейшем за ними закрепился термин «дворяне». В то же время не стоит абсолютизировать различия между вотчинами и поместьями. Во-первых, поместья как и вотчины обычно передавались по наследству в связи с тем, что сыновья дворянина как правило наследовали службу своего отца. Во-вторых, разные группы служилых землевладельцев часто могли владеть одновременно как наследственными вотчинами, так и получаемыми за службу поместьями. Кроме того, в XVI в. меняется представление о характере «государевой службы». По мере ликвидации последних уделов происходит «обояривание» местных князей. С конца XV в. бояре удельных князей уже стали считаться «слугами» великого князя. Главное же заключалось в том, что на рубеже XV–XVI вв. отношения между великим князем и боярами окончательно трансформировались из вассальных в подданнические. Некогда обычный «отъезд» боярина от князя к другому господину теперь стал квалифицироваться как государственная измена. Видимым выражением подчиненного и зависимого положения знати стала утвердившаяся со времен Ивана III традиция именования бояр «холопами» великого князя.