
- •Человек как предмет философского анализа.
- •1. Проблема человека в истории философии.
- •2. Человек как центральная проблема философии.
- •3. Генезис человека
- •3.1. Антропогенез
- •3.2. Роль труда в антропогенезе.
- •3.3. Социогенез
- •3.4. Ноогенез
- •4. Биологическое и социальное в человеке
- •Человек как личность.
- •Психологические особенности личности.
- •Социализация личности.
- •Смысл жизни человека.
- •1. Научные подходы и теории
- •2. Религиозные убеждения
- •3. Атеистические взгляды
- •4. Прагматические подходы
- •5. Позитивистские взгляды
- •6. Нигилистские взгляды
- •7. Подходы гуманизма
- •8. Точка зрения трансгуманизма
- •9. Экзистенциалистские взгляды
3.3. Социогенез
Социогенез – это становление и развитие человеческого общества.
Формирование социогенеза позволило человеку перейти от биологических регуляторов жизнедеятельности (естественный отбор, борьба за выживание и существование) к социальным. Первым социальным регулятором стал запрет.
Первым социальным образованием был род – это объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями.
При рассмотрении рода не следует забывать, что первое социальное образование не далеко ушло от стадного образа жизни. В роду в большей степени действовали биологические законы, чем социальные.
Род рассматривается как единая большая семья, которая воспроизводит себя сама. Любая трудовая деятельность выполняется сообща при помощи тех немногих примитивный орудий труда, которые есть в роду. Эти орудия труда находятся в коллективной собственности. Единственным фактором, который лежал в основе разделения сфер добывания пищи, это физическая сила и выносливость. Поэтому мужская часть рода занималась охотой и рыбалкой, а женская – собирательством.
Усложнение деятельности, орудий труда, выводит человеческое общество на следующую ступень развития. Появляются родовые общины. Историки ясно указывают на причину появления родовых общин – это запрет на кровные связи. Табу на близкородственные связи - первый в ряду простейших нравственно-социальных запретов, возникших в глубокой древности и навеки сохранивших свое непреложное значение.
В появлении этого запрета существует множество мнений. Рассмотрим некоторые из них. Со времени появления работ американского этнографа Л. Г. Моргана в антропологии имела хождение интеллектуалистская концепция «осознанного вреда». Ее сторонники утверждали, будто по мере увеличения объема мозга и овладения орудийной деятельностью животные предки человека «умнели», научались сопоставлять и обобщать факты и вследствие этого пришли к пониманию пагубных последствий кровосмесительства. В страхе перед произведением «дегенеративного потомства» они заключили своего рода «первоначальный общественный договор», запрещавший близкородственные половые связи. В XX веке это объяснение, превращавшее агамию в условное «правило благоразумия», подверглось критике. Как показали новейшие исследования, во многих примитивных обществах не наблюдается не только рационального понимания вредных последствий инцеста, но даже сколько-нибудь отчетливого представления о причинной связи между половым актом и рождением ребенка.
Есть основание допустить, что ближайшим побуждением к экзогамии - запрет браков в пределах одного коллектива (осознание которого не требовало особого развития «исследующего интеллекта») явилась как раз острейшая потребность во внутристадном мире. Чтобы положить конец убийственной, орудийно-вооруженной половой конкуренции самцов, надо было сделать «гарем самок» ничейным, то есть наложить запрет на все половые связи внутри своей группы. Тем самым исключался, конечно, и инцест, и «биологический вред» инцеста, но это был не прямой, не «рационально запланированный», а косвенный объективный результат экзогамного порядка. Скажем больше: сама экзогамия образовалась вовсе не как результат благоразумного коллективного соглашения, а, по нынешним понятиям, совершенно иррациональным путем. Решающую роль в ее закреплении сыграли тотемистические культы.
Нравственно-социальные запреты конституируют первобытно-родовую общину в противовес животному стаду. От стадных инстинктов любой степени сложности они отличаются по крайней мере тремя существенными признаками:
1. Нравственно-социальные запреты касаются всех членов родовой общины - как слабых, так и сильных, тогда как в стаде "недозволенное" существует лишь для слабейших особей.
2. Они принципиально несводимы к инстинкту самосохранения, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные (самопожертвование).
3. Они имеют характер обязательств, нарушение которых влечет за собой кару, исполняемую общиной как целым. Это - остракизм, то есть поголовное отвращение от преступника, изгнание его из племени, а в предельном смысле данного акта - исторжение из общества в природу. С извергом (извергнутым, отлученным) никто не может общаться. Он уподобляется иноплеменнику или животному и в качестве такового может быть убит.
Следующим социальным образованием, стоявшим на ступень развития выше родовых общин, стало племя. Племя – объединение вышедших из одного корня, но в последствии отделившихся друг от друга родов. В основе племени остаются кровнородственные связи. Это социальное образование имеет несколько важнейших для дальнейшего прогресса человеческого общества характеристик. Укажем на них.
Во-первых, в племени происходи зарождение признаков государства. Здесь выбирается вождь, имеется служитель культа, воины, которые существуют на те средства, которые выделяются им за их труд всеми соплеменниками.
Во-вторых. В племени зарождается имущественное неравенство. Оно вызвано разделением труда, которое породило частную собственность на орудия труда. Экономическое неравенство привело к появлению долгового рабства.
В-третьих, здесь зародилась ярко выраженная парная семья. Мужчина, являясь собственником, желает передавать свое имущество своему потомству, а не всем детям племени.
Увеличение имущества в племенах, а также их сырьевые и людские ресурсы, приводят к бурному развитию такого явления, как нападение других племен. Живущие рядом племена вынуждены объединяться, чтобы успешно отражать такие набеги. Это все приводит к созданию племенных союзов. Эти социальное сообщество не являлось стабильным, а возникало только в случае войны.
Постоянная торговля, военная поддержка, приводят к усилению связей между племенами. Постепенно на этой основе начинает складываться следующая ступень социального развития – народность. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. В основе народности лежат не кровнородственные связи, а территориальные.
Эволюция человеческого сообщества на сегодняшний день привела к появлению такой формы социального развития как нация. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, территорию, общественную экономическую жизнь, обладающая общими чертами психологического склада, закрепленными в культуре, и общенациональным сознанием.