Скачиваний:
48
Добавлен:
09.05.2014
Размер:
48.13 Кб
Скачать

2

      1. Основные положения философии Эпикура

К концу 4 века до н.э. школы Платона и Аристотеля явно доминируют на арене философских школ и идей. В это время и начинает свою деятельность Эпикур (341-271 гг. до н.э.). Он как бы восстанавливает материализм на основе атомизма Демокрита, но в центре этой философии уже однозначно стоит человек и его счастье. И задача философии именно так и формулируется Эпикуром – указать путь к счастью, а не изучение природы и ее загадок. Эпикур полагает, что знать надо не ради знания, а ради сохранения безмятежности духа и знать необходимо столько, сколько необходимо для обеспечения безмятежности духа. Согласно Эпикуру, человек и вовсе не испытывал бы потребности в изучении природы, если бы его не страшили небесные явления, боги и смерть. Таким образом, цель и задача философии – формирование невозмутимости самосознания, а не познание природы или познание само по себе. Но эта невозмутимость самосознания, полагает Эпикур, должна основываться на таком философском учении о природе, которое свободно от допущения в природе каких бы то ни было сверхъестественных сил, недоступных опыту. Именно таковым и полагает Эпикур учение Демокрита.

Положив в основу своей философии материалистическое учение Демокрита, Эпикур, по сути, воспроизводит демокритову картину мира во всех ее основных положениях. Различия начинаются тогда, когда Эпикур обращается к свойству движения атомов. Атомы в пустоте, полагает Эпикур, движутся в силу присущей им тяжести или веса, но в пустоте они будут двигаться с одинаковой скоростью независимо от их веса, следовательно, их соединение невозможно, что делает невозможным и возникновение вещей. И Эпикур выдвигает идею о спонтанном, самопроизвольном отклонении атома от происходящего в силу необходимости прямолинейного движения. Для этого самоотклонения нет никаких внешних причин, нет никакой внешней необходимости. Таким образом, в атомизме Эпикура появляется элемент случайности, которую отвергал Демокрит. Появляется тот "минимум" свободы, который содержится как бы в самом фундаменте мироздания, в атомах, а это позволяет уже обосновать наличие свободы в деятельности человека. Мы уже отмечали, что, отвергнув случайность и утвердив одну необходимость, Демокрит, по сути, отказывает человеку в свободе, прокладывая путь к фатализму. Демокрит полагал, что люди просто придумали идол случайности, чтобы скрыть свою беспомощность. Эпикур же исходил из того, что "лучше уж верить басням о богах, чем покориться судьбе, выдуманной физиками, - басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключается неумолимая неизбежность".

Утверждая данную картину мира, Эпикур не забывает о том, что мы должны быть уверены в истинности нашего знания, а для этого необходим критерий истины и некоторые принципы или правила ее познания. В своей теории познания он исходит из того, что источником знаний человека является чувственный опыт. Внешние предметы и явления воздействуют на органы чувств и порождают соответствующие ощущения, вызывая тем самым в душе человека соответствующие образы внешних предметов и явлений. Эпикур подчеркивал, что ощущения, чувства дают человеку достоверную информацию. Заблуждения же возникают тогда, когда в ходе суждений мы примысливаем к образам некоторое дополнительное содержание. Таким образом, вопрос об истинности лил ложности обобщений, понятий – это вопрос, относящийся, прежде всего к мышлению. Критерием же истинного знания будут, прежде всего, чувственные восприятия, и истина начинает трактоваться, как соответствие или подобие наших представлений предмету.

Если страхи перед природными явлениями могут быть рассеяны на основе атомистической концепции, то, как быть со страхом перед богами и со страхом смерти? То, что боги существуют, говорит Эпикур, это очевидно, но они не такие, какими их полагает толпа, ибо мнение толпы о богах – это ложные домыслы. Бог, заявляет Эпикур, существо блаженное и бессмертное и в силу этого он не имеет никаких забот сам и другим не доставляет. Бог не подвержен ни гневу, ни благоволению. Следовательно, Бог не вмешивается в жизнь людей, не вредит ей и не благоприятствует.

Относительно смерти Эпикур рекомендует следующее: "Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений". Смерть для нас ничто, заявляет Эпикур, ибо "не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют".

В своем этическом учении Эпикур исходит из того, что для человека благо, а, следовательно, и счастье есть удовольствие. Удовольствие же он определяет как отсутствие страдания. Таким образом, удовольствие как цель для человека, о котором говорит Эпикур, не имеет ничего общего с гедонизмом (чувственным наслаждением). Удовольствие для Эпикура, как цель человеческой жизни - это свобода от телесных страданий и душевных тревог, т.е. здоровье и безмятежность души. Говоря об удовольствии, Эпикур учит, что есть удовольствия естественные и праздные, но и среди естественных удовольствий он выделяет необходимые и не необходимые. Для Эпикура однозначно, что стремится должно только к естественным и необходимым удовольствиям, избегая всех других, а для этого необычайно важно наличие благоразумия ли просто разумения, ибо только трезвое рассуждение способно изгонять мнения, поселяющие тревогу в душе. И хотя всякое удовольствие, наслаждение есть благо, Эпикур советует иногда и уклоняться от удовольствия и не всякой боли избегать. Ибо за удовольствием может последовать страдание, а за страданием – удовольствие, благо. Следовательно, обо всем нужно судить, рассматривая и соразмеряя. При этом Эпикур однозначно отдает предпочтение наслаждениям души, а не наслаждениям тела. Страдания души он считает более тяжкими, чем страдания тела, ибо тело страдает только страданием настоящего, т.е. здесь и сейчас. Душа же страдает и прошлым, и настоящим, и будущим.

Эпикур уверен в том, что только посредством разума мудрец достигает безмятежности духа, освобождаясь от страха перед богами, страха смерти и страхов перед явлениями природы. Только посредством разума мудрец уклоняется от одних удовольствий и стремится к другим, уклоняется от тех или других нежелательных как социальных, так и естественных явлений. "Кто по-твоему, - вопрошает Эпикур в письме к Менекею, - выше человека, который и о богах мыслит благочестиво, и от страха перед смертью совершенно свободен, который размышлением постиг конечную цель природы, понял, что высшее благо легко исполнимо и достижимо, а высшее зло или недолго, или нетяжко, который смеется над судьбою, кем-то именуемой владычицей всего, (и вместо этого утверждает, что иное происходит по неизбежности), иное по случаю, а иное зависит от нас, - ибо ясно, что неизбежность безответственна, случай неверен, а зависящее от нас ничему иному не подвластно и поэтому подлежит как порицанию, так и похвале". И уже в качестве конкретной рекомендации к образу и способу жизни Эпикур высказывает следующее пожелание: "Кто лучше всего умеет устроиться против страха внешних обстоятельств, тот сделает, что можно, близким себе, а чего нельзя, то, по крайней мере, не враждебным, а где и это невозможно, там держится в стороне и отдаляется, насколько это выгодно".

Этика Эпикура пронизана пафосом свободы. Атомистика Демокрита, дополненная идеей Эпикура о спонтанном, самопроизвольном отклонении атомов, предоставляет человеку возможность свободного уклонения от страхов, тревог и страданий. В рамках необходимости найден и указан путь свободы. Отсюда проистекает и следующая установка или следующий вариант жизнепонимания, формируемый в рамках античной философии: Знать и уклоняться.

Соседние файлы в папке ответы на экзаменационные вопросы за 6 семестр