Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
53
Добавлен:
09.05.2014
Размер:
689.66 Кб
Скачать

3. Экономическая мысль России в XVIII — первой половине XIX в.

В течение XVIII столетия в России, как и в странах Запада, веду­щее место занимали воззрения меркантилистов. Политику мерканти­листического характера проводил Петр I. Политика поддержания ак­тивного торгового баланса, поощрение купечества, мероприятия фис­кального характера использовались для развития мануфактурного производства, стимулирования промышленности, реформирования и укрепления армии и флота.

В трудах и преобразовательной деятельности россиян, стоявших у истоков отечественной экономии, находим немало оригинальных и самобытных замыслов, идей, прожектов.

Михайло Васильевич Ломоносов (1711—1765) выдвинул и деталь­но обосновал целостную программу подъема производительных сил России. Ломоносов — инициатор впечатляющих начинаний и проек­тов (Северного морского пути, создания Вольного экономического общества, составления «Экономического лексикона российских про­дуктов», издания «Внутренних Российских ведомостей», которые при­носили бы «пользу отечеству сообщением знания о внутреннем состо­янии государства»).

Поскольку в России оставалось много неосвоенных земель, необ­ходимо было содействовать росту численности населения и его широ­кому просвещению. Источник богатства Ломоносов видел в умноже­нии «внутреннего изобилия», в развитии отечественного производст­ва, горного дела, металлургии, внутренней торговли. «Народ Россий­ский на высочайшую степень благополучия и славы поставлен быть достоин».

Михаил Михайлович Щербатов (1733—1790) — историк, эконо­мист, государственный деятель — видел главную экономическую про­блему в разработке мер, направленных на подъем сельского хозяйства при ведущей роли родовитого дворянства. Он был сторонником воз­вращения к допетровскому жизненному укладу, исправления нравов и пороков государственного управления.

Заметный след в истории оставили Иван Андреевич Третьяков (1735—1776) — автор трактата «Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государства как у древних, так и нынешних народов», Семен Ефимович Десницкий (1740—1789) — основоположник русской правовой науки, а также крупный и оригинальный мыслитель, решительный противник крепостничества — Александр Николаевич Радищев (1749—1802).

Начало XIX в. — период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, иначе говоря, организационного становления россий­ской экономической мысли.

Теоретические постулаты политической экономии воспринима­лись российской аудиторией главным образом с позиций их социаль­ной значимости, идеологического воздействия. Россиян интересовал не столько категорийный аппарат, трактовка основных понятий, сколько политические выводы, идейная составляющая экономичес­ких учений.

Учебные издания, перелагавшие взгляды известных западных эко­номистов, не сразу были переведены на русский. С учением А. Смита знакомились по работам французских авторов, популяризаторов его трудов.

«По системе Сэя и Сисмонди»

А.С. Пушкин, которому было поручено подготовить записку «О народном воспитании», предлагал построить преподавание поли­тической экономии «по новейшей системе Сэя и Сисмонди». Первый перевод «Богатства народов» был издан в четырех томах в 1802— 1806 гг. Популярный учебник Андрея (Генриха) Карловича Шторха (1766—1835) — первого академика Санкт-Петербургской Академии наук по кафедре политической экономии — был написан на француз­ском языке.

Характерной особенностью становления российской экономичес­кой мысли была ее практическая направленность, тесная связь с со­вершенствованием методов ведения хозяйства, организации мануфак­турного и сельскохозяйственного производства, деятельности купече­ства, укрепления денежной системы, финансов. Экономические зна­ния обсуждались, внедрялись в повседневную практику не как отвлеченные постулаты академической науки, а прежде всего как ути­литарно-практические рекомендации, выводы, советы.

В центре внимания находились острые вопросы социально-эконо­мических, правовых отношений. В обсуждениях, спорах, дискуссиях участвовали не только профессионалы, но и публицисты, писатели, военные, специалисты других сфер деятельности.

Как отмечает Л.В. Аникин, широко использовавший первоисточ­ники, архивы, в пушкинские времена изменилось направление и со­держание политической экономии в России. По словам цитируемого им Николая Ивановича Тургенева (1789—1871), в начале 800-х гг. эта западная наука «родилась вместе с конституционною свободою наро­дов Европы», имела ярко выраженную антифеодальную, антикрепост­ническую направленность.

После поражения декабристов «политическая экономия оказалась под некоторым подозрением у правительства Николая I. Ее стали изымать из широкого обращения, отдавать на откуп благонамерен­ным, университетским профессорам-чиновникам». Экономические концепции западных ученых стали восприниматься более взвешенно, порой критически.

Появление переводных и отечественных публикаций на экономи­ческие темы, обсуждение социальных и экономических вопросов в печати, преподавание политэкономии в университетах, постепенное расширение экономических знаний подготовили условия для станов­ления экономической теории и ее прикладных сфер применительно к национальным потребностям страны.

Фактически в начале XIX в. закладываются основы для выводов и рекомендаций, использованных позднее в практике реформирования. Накапливается хозяйственная статистическая информация. Формиру­ются кадры ученых и педагогов. Появляются более основательные и специализированные разработки. Создаются предпосылки для ста­новления национальных научных школ.

Несколько подробнее о зарубежных изданиях и датах будет сказа­но ниже.

Первые экономические курсы и издания

Итак, рубежи и вехи формирования отечественной науки:

Вольное экономическое общество (независимое от правительст­венной администрации) было учреждено при Екатерине II в 1765 г. и на протяжении своей полуторавековой истории (1766—1915) выпусти­ло свыше 280 трудов и приложений к ним. Члены этого общества и просто желающие вплоть до 1861 г. (в дореформенный период) участ­вовали в разработке конкурсных задач политэкономического и научно-хозяйственного характера.

Конкурсные задачи и решения охватывали три основные темы: во­просы земельной собственности; крестьянские повинности («выгодность» барщины и оброка); применение наемного труда в сельском хозяйстве. Общество объединяло ученых, агрономов, экономистов, политических и общественных деятелей. Оно являлось одним из центров экономической мысли, применения опыта, знаний к практичес­ким нуждам.

Кафедра политической экономии и статистики при АН была создана в 1804 г. Соответствующие курсы читались в университетах, пе­дагогических институтах, военно-учебных заведениях. К примеру, экономист и статистик Карл Федорович Герман (1767—1838) в 1805 г. избирается адъюнктом политэкономии и статистики, а позже — про­фессором политэкономии и статистики в Петербургском педагогичес­ком институте.

• Первый учебник по политической экономии появился в 1805 г. Его написал Христиан Шлецер, который, как обозначено на титуле, был надворным советником и политики профессором в Московском университете.

Учебник назывался «Начальные основания государственного хо­зяйства, или Наука о народном богатстве». Книга Шлецера была изда­на на русском языке, а ее автор явился первым профессором, читав­шим курс политической экономии в российском университете.

В рассматриваемый период учебные руководства издавались не­редко на иностранных языках. Например, уже упоминавшийся выше акад. А. К. Шторх, обучавший политической экономии наследника престола (Николая I), свой достаточно популярный курс опубликовал на французском языке: Storch H. Cours d'economie politique. St.-Petersbourg, 1815.

• Первое историко-статистическое описание России конца XVIII в. осуществил акад. А.К. Шторх. В 1804 г. в Академии Наук был создан факультет статистики.

Карл Федорович Герман организовал выпуск первого в России «Статистического журнала» (1806—1808). В журнале публиковались материалы по политической экономии и статистике. Герман — автор «Всеобщей теории статистики». В 1816—1817 гг. он читал курс лекций по политэкономии и статистике, среди его слушателей были будущие декабристы.

• Агроном и писатель Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833) совместно с Николаем Ивановичем Новиковым организовали изда­ние журнала «Экономический магазин» (1780—1789).

«Историческое описание российской коммерции» опубликовал Михаил Дмитриевич Чулков (1743—1793). «Описание» Чулкова охва­тывало не просто историю торговли. Под «коммерцией» автор разумел историю промышленности, транспорта, средств связи, историю кре­дита и денежного обращения. Многотомный труд Чулкова содержит документы, указы, инструкции, подробные сведения о мануфактурах транспортных путях, внутренней торговле, внешнеэкономических связях. В нем приведены данные по экономической и физической географии страны.

• Первая работа по проблемам военной экономики принадлежит перу министра финансов Егора Францевича Канкрина (1774—1845).

• Профессор политической экономии Казанского, а затем Пе­тербургского университетов Иван Яковлевич Горлов (1814—1890) опубликовал в 1841 г. учебник по «Теории финансов».

Таковы некоторые организационные предпосылки и временные вехи становления и формирования отечественной экономической науки, а также взаимосвязанных с ней научных и учебных дисциплин.

М.М. Сперанский: «План финансов»

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) вошел в историю как реформатор государственного управления и финансов. С вступле­нием 23-летнего Александра I на престол (1801) Сперанский стано­вится одним из его ближайших сподвижников, инициатором и разра­ботчиком преобразовательных планов и программ.

По словам В. Ключевского, Сперанский «был крепкий, здоровый ум». «Самые трудные и причудливые сочетания идей давались ему так же легко, как пальцам виртуоза даются на клавишах самые трудные вещи Листа». И еще: «Сперанский был воплощенная система: он удивлял умением все привести в порядок, всему дать стройные формы, все развить последовательно».

При непосредственном участии Сперанского коллегии были пре­образованы в министерства (в числе восьми и министерство финан­сов). С его именем связано создание Государственного Совета — выс­шего законосовещательного органа, который должен был обсуждать, согласовывать законодательные установления, важнейшие финансо­вые вопросы и представлять их на утверждение верховной власти.

Особо следует остановиться на разработанном Сперанским «Плане финансов», содержавшем основы финансового устройства и принципы финансовой политики. Реформирование финансов было призвано разорвать «несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов, а новые долги делаются необходимы от возвышения цен». «Потребны сильные меры и великие пожертвования, чтобы вывести нас из сего положения», — говорилось в «Плане финан­сов».

«План финансов» предусматривал строго согласовывать расходную и доходную части государственных финансов. Чтобы увеличить поступления средств, предлагалось сократить расходы, повысить подати и сборы. Подушная подать увеличивалась с 1 до 2 руб. с души оброчная — до 2—3 руб. Вводился сбор с купеческих капиталов и помещичьих имений.

Все расходы делились на три части: необходимые, полезные и излишние. К необходимым относились военные расходы; расходы, от­срочка которых могла принести ущерб казне и без которых не могло функционировать управление. Полезные надлежало отложить, а из­лишние устранить.

Все виды доходов были классифицированы и разбиты на пять групп: подати, доходы экономические, пошлины (таможенные и вин­ные), займы, доходы чрезвычайные.

Вместо ассигнаций вводились металлические деньги — серебря­ный рубль и медная монета. Но провести операцию по выкупу ассиг­наций не удалось. Курс ассигнаций падал: с 69 коп. серебром в 1795 г. до 20 коп. в 1815 г. Серебряные деньги уходили из обращения. Чтобы подкрепить быстрый рост государственных расходов, обеспечить фи­нансирование армии, дать ссуды на восстановление подорванного войной хозяйства, приходилось вновь повышать подати (подушную и оброчную), прибегать к эмиссии бумажных денег.

Заслуга Сперанского как главного автора «Плана финансов» за­ключается в разработке основ финансовой реформы, позволившей стабилизировать финансы и денежное обращение. Фактически впер­вые была создана взаимосвязанная, законодательно оформленная го­сударственная бюджетная система.

Краткие выводы

Становление системы экономических взглядов в России началось в конце XVII—XVIII вв. Российская научная школа практически сформировалась в первые десятилетия XIX в.

Воззрения меркантилистического характера уступают взглядам, близким к позициям классической школы. Знакомство с английски­ми классиками порой шло через работы французских авторов. Идеи свободы, социальных и экономических реформ привлекали первосте­пенное внимание прогрессивных кругов, передовых общественных деятелей России.

История и предыстория отечественной науки отмечены многими оригинальными работами, трудами и изданиями пионерского характера.

«Книга о скудости и богатстве» написана И.Т. Посошковым за полвека до появления «Богатства народов» А. Смита. М.Д. Чулков — первый автор экономической истории России.

Имена С.Е. Десницкого, И.А. Третьякова связаны в развитием концепций экономического либерализма. М.М. Щербатов положил начало консервативному направлению в российской школе.

Радикальные планы преобразований экономики, земельных отно­шений, сельского хозяйства, финансов находим в «Плане финансов» Сперанского.

Первые экономические издания активизируют научные изыска­ния, способствуют становлению отечественной статистики, экономи­ческой географии, финансовой науки.

Развитие экономической мысли в России (вторая половина XIX — начало XX в.)

Развитие экономических воззрений в России проходило под влиянием практики, в тесной связи с общим движением науки в других странах.

При освещении истории российской экономической науки важно избежать крайностей. Было бы неверно представлять отечественную науку как простое перенесение на русскую почву экономических идей Запада. Не следует впадать и в другую крайность. Развитие социально экономической мысли не есть прямое и непосредственное отражение уровня развития производства.