
- •Глава I. Экономическое развитие России в конце XIX века. 5
- •Глава II. Экономика России в 1900-1917 гг. 17
- •Введение
- •Глава I. Экономическое развитие России в конце XIX века
- •1.1 Основные итоги экономического развития России к концу хiх в.
- •1.2 Переход к империализму
- •1.3 Особенности эпохи империализма в России на рубеже хiх-хх вв.
- •Глава II. Экономика России в 1900-1917 гг.
- •2.1 Экономические кризисы начала хх в.
- •2.2 Экономический кризис 1900-1903 гг.
- •2.3 Причины кризиса 1900-1903 гг.
- •2.4 Последствия кризиса
- •2.5 Социально-политический кризис царизма в период русско-японской войны и революции 1905-1907 гг.
- •2.6 Кризис 1907-1908 гг.
- •2.7 Промышленное развитие России в 1909-1913 гг.
- •2.8 Развитие сельского хозяйства
- •2.9 Экономика России в годы Первой мировой войны
- •2.10 Социально-экономическая политика правительства
- •2.11 Итоги экономического развития в России к 1917 году
- •Заключение
- •Список литературы
1.2 Переход к империализму
Особенностью капиталистического развития России являлась кратковременность периода господства капитализма свободной конкуренции, не говоря уже о своеобразии экономической обстановки, в которой проходил этот период. С завершением промышленного переворота крупная промышленность к началу 80-х годов по сравнению с 1866 г. сделала определённый шаг вперёд; число крупнейших фабрик почти удвоилось. На предприятиях числом рабочих свыше 1000 человек было занято около 44% всех рабочих. Если других капиталистических стран Европы и Америки переход к империализму занял последнюю треть ХIХ в., то для России начало этого перехода может быть отнесено, лишь к 80-м годам. Именно к этому десятилетию относится образование первых монополий в промышленности и первое картельное соглашение в области банковского дела (двух петербургских акционерных банков – Международного и Русского для внешней торговли в 1881г.)
Уже с 60-70-х годов ХIХ в. в России сравнительно быстро развивается акционерное дело. До 1861 г. в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. Как и в ряде других капиталистических стран, концентрация крупных сложившихся капиталов началась в сфере железнодорожного транспорта. За 1861- 1873 гг., особенно в годы учредительской горячки предкризисного подъема было основано 357 акционерных компаний с совокупным капиталом в 1116 млн.руб. Если в промышленность было вложено всего 14% суммы, то мобилизация капиталов российской буржуазии в железнодорожное дело составила 60%, сыграв существенную роль в первом подъеме железнодорожного строительства в 1865-1875 г г. Другой сферой крупной мобилизации капитала явилось банковское дело, вложения в которое составили более 1/5 общей суммы. За 1864-1875 г г. в России было учреждено около 40 акционерных банков. Среди крупных банков первым оказался в Петербурге Частный коммерческий банк (1864), в Москве – Московский купеческий банк (1866). О высокой концентрации банковского дела в России свидетельствует тот факт, что 5 крупнейших банков охватывали уже в 1875-1881 гг., около половины, а 12 банков – до ¾ ресурсов всех акционерных банков страны. Самым значительным по ресурсам для того времени был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы России являлось наличие банков земельного кредита, в т.ч. казенного Дворянского земельного банка (1885), отвлекавших денежные средства от производительного их использования в сельскохозяйственном производстве. Создается первое предпринимательское объединение в области банковского дела – Комитет представителей акционерных коммерческих банков (1873), представлявших интересы столичных и провинциальных банков. Затем учреждаются предпринимательские объединения в горнодобывающей (сначала на юге России, затем на Урале) и нефтяной промышленности в виде советов съездов как постоянных исполнительных органов организации российской буржуазии.
Дальнейший рост и укрепление промышленных предприятий, означавшие процесс концентрации производства, подводили к возникновению монополий в промышленности. Однако первое монополистическое объединение возникло в страховом деле: в 1875 г. 8 страховых компаний заключили сообща Конвенцию общего тарифа. Конвенция вскоре завоевала монополистическое положение и повела борьбу против страховых обществ, остававшихся вне ее. В 1882 г. был образован Союз рельсовых фабрикантов, основанный пятью заводами для принятия всех заказов на изготовление стальных рельсов, сроком на 5 лет; эта первая монополия в промышленности имела элементы простейшего синдиката. Далее возникли объединения заводов, изготовлявших скрепления к железнодорожным рельсам (1884), мостостроительных (1887), производивших различные железнодорожные принадлежности (1889). Из этих фактов видно значение железнодорожного строительства для начального процесса монополизации промышленности. Монополистический сговор облегчался здесь наличием небольшого количества заводов, охватывающих почти целиком производства тех или иных видов промышленных изделий. Так, акционерные компании Путиловского и Брянского заводов участвовали в разных монополиях. Другим фактором в создании первых монополий в России выступал иностранный капитал. Возникновение картеля железнодорожных, проволочных и гвоздильных заводов (1886) в большой степени обусловливалось тем, что часть участников картеля была связана с германским капиталом. Т.о., использовался иностранный опыт в картелизации промышленности России.
С 80-х годов ХIХ в. начинается образование первых местных (районных) картельных соглашений (например, винокуренных заводов). В тяжелой промышленности заключаются и двусторонние, обычно краткосрочные соглашения о распределении заказов, например между Путиловским и Александровским заводами (1887), о ценах и разделе рынка между Путиловским, железопрокатным и проволочным заводами (1888), для 90-х годов характерно возникновение монополий в новых отраслях промышленности, в то же время увеличивается круг охвата предприятий соглашениями монополистического характера. Был образован синдикат в нефтяной промышленности России с участием крупнейших фирм этой отрасли – треста братьев Нобель и компании Ротшильда. В 1897 г. обе эти фирмы стали участниками международного нефтяного соглашения.
Монополия в сахарной промышленности России особенно отчетливо выражала своеобразие российского капитала, оплетенного пережитками крепостничества. Среди владельцев сахарных заводов, образовавших первую монополию в 1887г., большинство было крупными помещиками, представителями знати. Поэтому деятельность сахарной монополии в лице образованного в 1897 г. общества сахарозаводчиков служила интересам самого реакционного класса России и пользовалась открытой поддержкой правительства. Еще в 1895 г. царское министерство финансов провело закон, по которому министерство совместно с сахарозаводчиками должно было определять на каждый год вперед норму потребления в России сахара, предназначенного для внутреннего рынка. Произведенный сверх нормы сахар подлежал выводу за границу и продаже там по ценам ниже внутреннего рынка. Такая политика ограничения производства сахара обусловливала его дороговизну и сделала сахарную промышленность одной из самых прибыльных отраслей. Т.о., в переходный период к империализму в России не только сложилось значительное количество монополий (около 30, включая 6 монополий в судоходстве), но имело место и государственное вмешательство в прямых интересах монополий.
Постепенно росли связи между промышленностью и банками. Первоначальной и основной операцией акционерных банков являлось посредничество в платежах. Сначала участие банков в учредительской деятельности носило лишь эпизодический характер. С 80-х годов банки выступают уже в роли крупных акционеров промышленных компаний; так, в 90-е годы Международный коммерческий банк являлся акционером и одним из учредителей машиностроительной компании Гартман – металлургического Никополь-Мариупольского общества. Финансовые связи банков с промышленностью сопровождались установлением личной унии между ними. Ярким примером подобных связей служит деятельность разбогатевшего железнодорожного дельца фон Дервиза, подчинившего своему господству один из петербургских банков – Русский торгово-промышленный. Председатель последнего занимал одновременно руководящие должности в различных промышленных акционерных компаниях, совокупный капитал которых превышал 40 млн. руб.