
- •Лекция первая. Истоки русского монашества
- •Спор между аскетическими направлениями в монашестве
- •1) Иосиф до мельчайших деталей регламентирует монастырский быт. Иногда такая регламентация кажется мелочной, но все это в духовной грамоте обозначено.
- •Быт средневековых русских монастырей
- •Пострижение в монастырь
- •Русское монашество XVIII-XIX вв.
Русское монашество XVIII-XIX вв.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ И МОНАШЕСТВА ПОСЛЕ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ.
Все монастыри России в зависимости от их подчинения делились на две категории:
Епархиальные монастыри находились в ведении главы епархии и подчинялись епархиальному архиерею. Это большинство монастырей России.
Ставропигальные монастыри подчинялись Синоду. Доходы от них шли на содержание Синода. В ЯО это был Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. Всего их было 8.
В XIX веке наряду с обычными монастырями широкое распространение получили женские общины. Они отличались от монастырей тем, что там только одна настоятельница могла иметь сан монахини, а могла и не иметь его. Остальные были послушницами, жили по-монашески, и общины – преддверие монастыря. В XIX веке женские общины возникают одна за другой. Мужские монастыри угасали, а женские расцветали. Исследователь Зырянов говорил, что всплеск женских общин приходится на вторую половину века, т.к. проходили либеральные реформы, мужчины активно участвовали в политике, хотели послужить народу. Женщины тоже желали служить народу, но создавали женские общины и занимались благотворительностью.
Еще одна причина в том, что до отмены крепостного права многие женщины были привязаны к помещику, а теперь получили хоть личную свободу. Многие не могли пристроиться уходили в монастырь.
Положение православных монастырей определялось сводом законов Российской империи.
Монастыри могли приобретать земельное имущество, получать их в пожертвование от казны или от богомольцев, но продавать землю не имели права, а могли только сдавать в аренду. Государство таким образом защищало монашество. Монастыри не могли свободно распоряжаться землей, следовательно не были ее собственниками.
Монастыри могли владеть только ненаселенными землями. До 1861 только штатные пользовались казенной прислугой из государственных крестьян. Это могли быть истопники и иконописцы.
Немного был изменен возраст пострижения: женщины могли постригаться в монахини с 40, а мужчины – с 30 лет. А выпускники духовных семинарий могли постригаться в монашество с 25 лет.
Монах не должен был владеть недвижимым имуществом. Если человек пришел в монастырь, то он мог оставить квартиру родственникам, либо подарить монастырю. Монастырю даже было выгоднее сдавать квартиру в аренду, чем продавать ее.
Монах мог держать в банках денежные вклады. Они (вклады) после смерти обращались в монастырь. Монах мог быть исключен из монашества за какие-то проступки.
ВТОРОЙ ВОПРОС. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МОНАСТЫРЕЙ:
Миссионерские монастыри, созданные для распространения православия. Первый монастырь (Казанский Спасо-Преображенский) появился еще в середине XVI века после завоевания Казанского ханства. В основном такие монастыри появлялись в Повольже, в Сибири и на Дальнем Востоке. Их наличие имело плюсы:
Распространение грамотности,
Православие гуманнее язычества (если народ не принял ни одну из мировых религий);
Миссионеры защищали людей от произвола местных властей. Особенно это наблюдалось на Аляске.
Но были и минусы.
а. Когда в православие пытались обратить народы, принявшие другую религию.
2) Исправительные монастыри, ставшие местом ссылки заключенных. Обычно чуть ли не в каждый монастырь отправляли заключенных. Но из всех можно выделить две обители, которые содержали не двоих, а десятки (или даже сотни) преступников. Это Соловецкий (самый популярный) и Суздальский Спасо-Ефимьев монастыри.
Соловецкий монастырь в тот период претерпел существенные изменения. В XVI-XVII веках его камеры представляли душные полуземлянки, то в XVIII-XIX вв. помещения изменились. Это были светлые просторные помещения на уровне земли. В Соловецкий монастырь любили отправлять сектантов и раскольников. В этих камерах специально могли поселить представителей разных религиозных взглядов. Потому и в самих камерах, и в коридорах постоянно возникали споры на религиозные темы и драки.
В 1840 во всех монастырях находилось 1 400 человек. Из них 850 мужчин и 550 женщин. 634 человек были отправлены за прелюбодеяние и подобные поступки, незамужние женщины, более 200 человек – за пренебрежение христианским долгом, 157 человек – за неумышленное убийство, 50 человек за повенчание незаконных браков. Это белые священники. Священник мог венчать только людей своего прихода. Но ему могли дать взятку, а новобрачные могли быть родственниками, 106 человек за нетрезвость, из них 104 священника.
В монастырях содержались некоторые декабристы, братья Критские, например. Иногда монастырское заточение было смягченной формой наказания за тяжкие преступления (Салтычиха, например). Иногда ссылали за политические преступления.
В 1897 был принят закон, по которому монастыри должны стать местом заключения для любых преступников 10-17 лет. То есть колония для несовершеннолетних. Все монастыри воспротивились, и случаи посылки туда детей были единичны.
3) Рабочие (производственные) монастыри. В них особое место отводилось ведению хозяйства. На Соловецкий монастырь кроме самих монахов работали трудники, которые летом бесплатно работали на монастыри за одежду и пропитание. Середина XIX века – 450 человек, конец века – 800 человек. Прежде всего, на Соловках было развито кожевенное дело, была своя верфь, был скотный двор, несколько пекарен. Соловецкий монастырь восстановил ближайший к нему Трифоно-Печевский монастырь, бывший подчиненный Соловкам. У него было 1 000 оленей.
Еще один пример – Валаамский монастырь. Фруктовый и ботанический сады, ягодный питомник, конюшни, свечной завод, фотография и т.п. Это был огромный фабричный комплекс, ставший таковым уже в середине XIX века.
07.12
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ.
Можно выделить три источника монастырских доходов:
Государственное жалование. После секуляризации его получили только штатные монастыри. Оно не было одинаковым, но на протяжении XIX века росло и никогда не являлось основным источником питания, а было лишь придатком к другим источникам.
Собственность монастырей можно делить на несколько категорий:
Земля как недвижимость. В период с конца XVIII по начало ХХ века монастыри вернули половину имуществ, утраченных в ходе секуляризации. Соловецкому монастырю принадлежало 66 000 десятин земли. Землю могли использовать:
Если ее было немного, монахи обрабатывали ее сами. В женских монастырях предпочитали именно такую методику. Мужчины ленились.
Сдача земли в аренду. Чаще всего землю сдавали крестьянам, а иногда даже под питейные дома.
Рыбные промыслы. У каждого монастыря был какой-то пруд или участок водоема, чтобы монахи могли ловить рыбу. Екатерина II забрала рыбные промыслы, Павел I наделил каждый монастырь рыбными ловлями. Монахам были необходимы рыбные промыслы, потому питались рыбой.
Мельницы. Ими монастыри тоже были наделены в эпоху Павла. Монахи могли их использовать для перемола зерна. Землю они начинают возвращать себе, на ней произрастает зерно.
Квартиры в городах и недвижимость на селе. Человек приходил в монастырь и отдавал квартиру на келью. Жилье сдавали в аренду.
Лавки и палатки для торговли. Чаще всего они находились за стенами монастыря. Торговали предметами культа, но часть лавок сдавалась в аренду.
Могли монастырям принадлежать кирпичные заводики. Финансовых вложения туда делать было не нужно.
Движимая собственность – капиталы монастырей в банках. Первые вклады монастырей в кредитные учреждения стали делаться в конце XVIII века. Их делали богомольцы. До середины XIX эти вклады размещались в благотворительных учреждениях России. В 1870-е годы государство велело перевести все монастырские вклады из всевозможных частных учреждений в госбанк. Монахи переводят вклады в госбанк, но могут пользоваться только процентами, снять деньги не могут. По сути, это ограбление монашества. Правда, монашество не выказало недовольства, т.к. государство охраняло и субсидировало церковь.
Доходы от верующих.
Плата, собираемая во время крестных ходов. По свидетельству современников, монахи любили ходить с иконами по селам и городам, служили молебны в доме состоятельных людей и получали за них деньги.
Плата за поминание за здравие и за упокой. За упокой плату давали чаще, чем за здравие. В приходской церкви за поминание одна цена, в монастыре она больше. В зависимости от суммы, внесенной на счет монастыря, высчитывалась частота поминовений. В Троице-Сергиевой лавре всех покойников делили на три категории: аристократы (за которых уплачено более 10 000 руб.), которых поминали каждую неделю; среднее сословие, поминавшееся 2-3 раза в год и покойники-плебеи, поминавшиеся раз в год.
Доход от продажи свечей и других церковных товаров. Доход от продажи свечей являлся самым важным и существенным, т.к. продавалась она по сумме в десять раз больше себестоимости. Во всех монастырях свечи, которые не сгорели, убирались и обчищались, а потом продавались как новые. Если свечи сгорали, то они переплавлялись сначала в самих монастырях, а потом в самих заводах.
Пожертвования населения. Они совершались в виде натуральных товаров (продукты, холст, иконы, колокола), а также денег.
Монастыри обогатились в XIX веке. Четверть доходов монастыря расходовалась на пропитание монахов. Рацион питания постепенно менялся, в конце XIX века уже упоминаются чай, кофе. Около 10% расходовалось на закупку предметов богослужения. Часть денег перемещалась во вклады. Но самое поразительное в том, что монастыри жертвовали на благотворительность в годы народных бедствий и войн. В остальное время пожертвования были крайне малы.