Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат № 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
98.82 Кб
Скачать

2.2. Башкирская печать на русском языке

Первая официальная еженедельная газета «Оренбургские губернские ведомости» вышла в Уфе в 1838 г. С разделением Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую в 1865 г. газета стала называться «Уфимские губернские ведомости» (до 1917 г.). Издавались частные газета «Уфимский листок объявлений и извещений» (1871–1911 гг.), журнал «Уфимские епархиальные ведомости» (1871–1879 гг., возобновленный как газета в 1991 г.).

В начале XХ в. зарождается и партийная печать. Уфимский комитет РСДРП издает подпольную газету «Уфимский листок» (1903 г.), журнал «Уфимский рабочий» (1906 г.); Уральский областной комитет РСДРП – «Крестьянскую газету» (1906 г.), «Солдатскую газету» (1906–1908 гг.) в Уфе. После Февральской революции происходит легализация печатной продукции всех партий. Большевики издают «Известия Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов» (1917 г.), «Известия Уфимского губернского революционного комитета» (1917–1920 гг.) и др.

После Октябрьской революции появляются новые газеты на русском языке: «Известия Уфимского губернского СНК» (1918 г.), «Крестьянин, рабочий и солдат» (1918 г., Бирский СНК) – органы партии большевиков; «Башкортостан» (1918 г., Оренбург) – орган Временного революционного Совета Башкортостана; «Көрәш» («Борьба», 1918 г.) – татарских левых эсеров.

Начиная с 1919 г. периодическая печать Уфимской губернии и Малой Башкирии переходит в ведение партийных и правительственных органов. В Уфе выходят газеты «Красный стрелок» (1919 г.), «Большевик» (1919 г.), «Пахарь» (1920 г.) и многие другие.

После образования Большой Башкирии в печати происходят преобразования. Многие газеты и журналы ликвидируются, некоторые – объединяются. В конце 1922 г. выходило лишь 9 периодических изданий. В сентябре 1922 г. губернская газета «Урал» и башкирская правительственная газета «Башкортостан хәбәрләре» объединяются и начинают выходить под названием «Башкортостан». Хозяйственная разруха, отсутствие кадров, недостаток средств не позволили иметь разветвленную сеть печатных изданий. Периодическая печать этого времени сосредоточила внимание на проблемах промышленности, сельского хозяйства, укрепления трудовой дисциплины, пропаганды, разъяснения новой экономической политики, ликвидация безработицы и неграмотности, ускорения строительства школ и просветительных учреждений.

С переходом к индустриализации и коллективизации сельского хозяйства начался новый этап в развитии печати республики. Газеты и журналы освещали ход выполнения пятилетних планов, организацию укрепления колхозов и совхозов, пропагандировали новую технику и повышение производительности труда. [5]

Проанализировав развитие печати Башкирской республики в 1918-1941 годах, можно сделать следующий вывод: 20-30-е годы в развитии татарской печати БАССР явились периодом умеренного сочетания пролетарской идеологии и национально-духовного начала. Наряду с «обязательными», проникнутыми идеологией пролетариата материалами, достойное место находили публикации, затрагивающие проблемы духовно-культурного становления татарского народа, литературные произведения, очерки из истории нации, новости татарского мира. Велась тесная взаимосвязь между татарской литературной элитой двух братских республик – ТАССР и БАССР. Во-вторых, в этот период татарское население республики наряду с газетой «Новая деревня», обзавелось еще двумя солидными изданиями: газетой «Молодой пролетарий» и сатирическим журналом «Вилы», что также сыграло немаловажную роль в духовно-культурном становлении татарского народа. Огромная работа проводилась редакциями изданий и по раскрытию, развитию молодых талантов, благодаря чему уже в последующие годы литературный и научный потенциал республики пополнился новыми дарованиями. 

30-40-е годы в развитии печати республики характеризуются усилением пролетарского начала. Восхваление молодой Советской власти, борьба против кулачества, врагов народа, образование колхозов, индустриальное строительство, пропаганда советского метода образования – именно эти темы, в конечном счете, и становятся центральными в республиканской печати данного региона. [6]

Здесь мы останавливаемся в нашем изучении русскоязычной печати Башкирии, так как считаем имеющиеся у нас данные досточными, и переходим к рассмотрению параллелей развития Удмуртской и Башкирской журналистики.

2.3. Параллели Удмуртской и Башкирской печатной журналистики Если попытаться провести некие параллели в генезисе Удмуртской и Башкирской печатной журналистике, то, безусловно, обращают на себя внимание некоторые точки соприкосновения. Рассмотрим их чуть подробнее.

Во-первых, и в Удмуртии, и в Башкирии в 1830-х годов выходили «Губернские ведомости», так как правительство на тот момент разрешило во всех губерниях выпускать данное печатное издание. Как мы знаем, «Губернские ведомости» являлись своеобразным проводником правительственной политики и идеологии. Этот факт, безусловно, является одной из точек сходства, соприкосновения рассматриваемых нами Башкирской и Удмуртской журналистики.

Во-вторых, как нам известно, в 60-е годы 19 века на местах начинают издаваться так называемые «Листки», содержащие в себе огромное количество рекламы. Издание подобных «Листков» также является своеобразной общей составляющей для Удмуртии и Башкирии, поскольку и там, и там такие издания имели место быть. Правда, в Удмуртии «Сарапульский листок» появился чуть раньше – это произошло в 1897 году, а в Башкирии подпольную газету «Уфимский листок» начали подпольно издавать лишь в 1903 году, однако само наличие схожих по типу изданий, безусловно, свидетельствует о параллельности курсов развития журналистики в рассматриваемых нами регионов.

С приходом Советской власти появились и еще одни точки соприкосновения. Появляются такие схожие по названию и содержанию издания, как «Известия», и другие издании. Все они являлись органами партии на местах, все они служили одной и той же цели – продвижению и популяризации власти советов на местах, просвещение населения, привитие новых ценностных ориентиров среди местного населения, ориентиров, нужных новой власти.

Если отойти от государственных, политических дел, то можно найти и еще одну схожую черту – и в Удмуртии, и в Башкирии огромную роль для становления национальной журналистики сыграли местные талантливые и образованные «кадры», если можно так сказать: отдельные просветители, зачинатели журналистики в регионах. Безусловное наличие талантливых журналистов, людей, радеющих за просвещение региона, развитие на месте журналистики – всё это объединяет Удмуртскую и Башкирскую журналистику.