Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрория отечества Т.В. Карпенкова 2013.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
762.37 Кб
Скачать

Раздел 1. История Отечества

В сельском хозяйстве товарность производства была чрезвычайно низка из-за отсутствия у крестьян свободных средств - сказывались почти полу­вековые выкупные платежи. Помещичье хозяйство испытывало жесткий дефицит средств и рабочих рук. Экспорт хлеба базировался на принципе «не доедим, а вывезем».

Социально-политическая и идеологическая (практически, феодальная) закостенелость России также мешала ее дальнейшей европеизации. Так что практически невозможно говорить о том, что на рубеже веков Россия всту­пила в стадию «империализма», если не понимать под этим термином ее традиционной внешнеполитической экспансии.

Цивилизационное отставание и разразившийся в стране хозяйственный кризис подтолкнули общество к политизации и партизации в общеимпер­ском масштабе. В начале XX в. крестьянство получило собственную пар­тию социалистов-революционеров, рабочий класс - социал-демократи­ческую партию, либеральная интеллигенция и буржуазия - Союз освобож­дения. Монархия попыталась сплотить вокруг себя все националистически настроенные слои общества, ввязавшись в войну на Дальнем Востоке, не­удачи которой, выявив в очередной раз кризис самодержавно-помещичьего строя («сверху блеск, снизу гниль»), лишь еще больше обострили социаль­но-политическую ситуацию в стране.

«Гром грянул» в конце 1904 года, когда массовое рабочее движение юга России впервые (во многом благодаря руководству социал-демократических партий - Гнчак, Гуммет и РСДРП) добилось от прави­тельства серьезных экономических уступок. Затем последовало «кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. и всероссийское распространение лозунга «Долой самодержавие!»

События 1905 года, по сути, укладываются в следующую схему: на фо­не глобальной политизации общества, роста стачечного движения (сти­хийно приобретавшего организованный характер в форме «советов»), на фоне цусимского краха военной машины царизма, «левые» настойчиво пытались консолидироваться и найти пути к союзу с «центром», а прави­тельство, постоянно и -довольно удачно маневрируя, делая вынужденные уступки (проект «булыгинской» Думы, Манифест 17 октября) умеренным политическим силам, не допускало этого союза, а затем с помощью армии разгромило левых радикалов.

В итоге подавление вооруженного восстания в Москве, в ряде других промышленных центров империи, в некоторых гарнизонах позволило пра­вящему режиму не только выстоять, но и по праву сильного отказаться от некоторых собственных обещаний времен октябрьского кризиса.

И все же «незыблемость самодержавия» оказалась расшатанной.

В период политического кризиса в России 1905-1907 гг. народные мас­сы и левые партии обрели опыт открытой борьбы с царизмом и вкусили плоды полупобед; либералы легализовались явочным путем и создали об-

29

щеимперские партии конституционных демократов (Партия народной сво­боды) и октябристов (Союз 17 октября). Раскололись силы монархистов-фундаменталистов, сгруппировавшись в черносотенные организации типа Союз русского народа, идеологическим стержнем которых являлся оголте­лый шовинизм ко всем «инородцам от поляков до калмыков». Многопар­тийность стала фактом российского политического бытия.

Политическая структуризация общества нашла отражение и в появле­нии представительного органа власти - Государственной думы, чей пар­тийно-политический состав мог бы обеспечить как эволюционный (отно­сительно мирный, компромиссный), так и революционный (насильствен­ный) путь движения страны (государства и общества) в дальнейшем циви-лизационном развитии. Первый путь открывался в случае складывания в Думе (и, соответственно, за ее стенами) левоцентристского большинства, второй - при преобладании в этом «почти парламенте» правых сил, стре­мящихся к консервации итогов 1905 года, и тем неизбежно провоцирую­щих очередную политизацию «улицы», вспышку революционного наси­лия.

Казалось бы, выборы в Госдуму первого и второго созывов, происхо­дившие на фоне подъема массового крестьянского движения, позволят России пойти по первому пути. Но правительство решило иначе. Разогнав в 1906 и 1907 годах левокадетское депутатское большинство I и II Госу­дарственных дум, исполнительная власть в обход власти законодательной 9 ноября 1906 г. указным порядком начала реформирование деревни в ин­тересах существующего социально-политического режима, а 3 июня 1907 г. совершила, по сути, государственный переворот, проведя в жизнь, опять же внепарламентским путем, новый избирательный закон, откровенно вы­холащивающий представительность власти Думы. Отныне один процент привилегированного населения империи получал возможность избрания двух третей состава Госдумы. Естественно, что подобный депутатский корпус не представлял угрозы, по существу, феодальным социально-политической и хозяйственной основам Российской империи. Революция захлебнулась.

И правительство Николая II, руководимое П.Столыпиным, выдвинув­шим лозунг «Сначала успокоение, а потом - реформы», энергично стало проводить политику «успокоения» населения с помощью виселиц, военно-полевых судов (это в мирное-то время, в собственной стране!) и серии ре­форм буржуазного толка, впрочем, не затрагивающих, а напротив, укреп­ляющих (модернизирующих) существующий режим власти. Знаменитые слова П.Столыпина о «Великой России» не отрицали, а подразумевали ее величие в сохранении российской императорской монархии.

Победа царизма в социально-политическом кризисе, сохраняя «тромб» на пути общецивилизационного развития России, не только предопредели­ла взрыв Февраля 1917 года, но и его детонирование в Октябре. Старое

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]