Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Seminarskie_zanyatia_ch_2.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
307.99 Кб
Скачать

Вопрос 3 связан с анализом Деклара­ции прав человека и гражданина 1793 г., Конституции

1793 г. (которая не была введена в действие) и системы органов чрезвычайной власти якобинцев. Содержание Декларации, принятой якобинцами в 1793 г., следует рассматривать в сравнении с Декларацией 1789 г. Необхо­димо учитывать, что Декларация 1793 г. в значительной мере была создана под влиянием другого направления естественно-правовой школы, в частности теоретических взглядов Ж. Ж. Руссо, выраженных в его произведе­нии «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). В нем была развита идея общественного договора и утверждения на его основе народного суверенитета, несовместимого по своей сути с разделением властей.

Идея Руссо, впервые определившего закон «как вы­ражение общей воли» (это понятие закреплено в обеих декларациях), использовалась в конституционных доку­ментах якобинцев для обоснования необходимости введения всеобщего избирательного права и принятия закона как выражения воли всех избирателей.

Авторы Декларации 1793 г. и Конституции 1793 г. вслед за Руссо рассматривают народ как сообщество всех граждан, которому в целом принадлежит суверенитет. Он непосредственно осуществляет свою власть через законодательный корпус, «единый, неделимый, действующий постоянно», которому принадлежат две неразделимые функции: предлагать законы, утверждаемые народом, и издавать декреты, а также обеспечивать их исполнение т. е. осуществлять непосредственный контроль над ис­полнительной властью.

Административно-распорядительная власть создава­емого путем многоступенчатых выборов Исполнительного совета (сначала собрания выборщиков каждого де­партамента избирали общего кандидата, затем Законо­дательный корпус выбирал членов Совета, состоящего из 24 членов, по общему списку (ст. 62, 63 Конституции 1793 г.) ограничивалась исполнением законов и декре­тов законодательного корпуса.

Радикальный характер Декларации 1793 г, проявился в главенствующем месте «равенства» среди естественных неотчуждаемых прав (ст. 2), в защите прав «каждого», касалось ли это права на безопасность (ст. 8 или возможности располагать по собственному усмотре­нию своим имуществом, своими доходами, плодами сво­его труда и промысла (ст. 16). В Декларации провозглашалось равенство не только в обладании правами, но и в исполнении обязанностей, в том числе и обязанности бороться против всех проявлений «деспотизма», «угнетения» со стороны «правящих».

Особое место в документе отведено трактовке народ­ного суверенитета, «единого, неделимого, не погашае­мого давностью и неотчуждаемого» (ст. 25). Немедлен­ной смерти, согласно Декларации 1793 г., должен был придаваться каждый, кто присваивал себе принадлежа­щий народу суверенитет (ст. 27). Способы воплощения идеи народного суверенитета в положениях Конституции 1793 г., которые касались структуры и функций органов государственной власти, студент может выявить на основе анализа ст. 7, 10 и др. Особое внимание следует обратить на то, как якобинцы предлагали выявлять «волю всего народа» при принятии законов. Это явствует из анализa крайне сложных и даже неосуществимых в условиях того времени статей Конституции «Об образовании за­кона» (ст. 56—59).

Недостатки принятой в спешке Конституции 1793 г. в утверждении форм демократической республики проявились прежде всего в том, что в ней не был затронут ряд острых проблем того времени, например разграничение полномочий центральных и местных органов власти и пр. Они усугублялись отказом от обще­демократического принципа разделения властей, с предписаниями о концентрации всей власти в руках На­ционального конвента, при полной зависимости от него Исполнительного совета (ст. 65—77), о возможности направлять вооруженные силы на поддержку «внут­реннего порядка и мира» (ст. 112) и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]