Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Барышникова Г.В. Гендерные различия эмоциональн...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Диахроническая презентация гендерной реализации парцеллированных предложений/ обособлений в речи художественных коммуникантов

XVII век

XVIII век

XIX век

XX век

Парц.

Обос.

Парц.

Обос.

Парц.

Обос.

Парц.

Обос.

Мужчины

7

74

13

22

53

87

46

37

Женщины

5

42

21

50

32

70

44

34

Всего

12

116

34

72

85

157

90

71

Таким образом, рассмотрение узуса парцеллированных предложений, а также конструкций с обособлением свидетельствует о том, что анализ литературных произведений не может дать однозначного ответа в пользу женской эмоциональности. Рассмотрим теперь проблему гендерных различий эмотивного синтаксиса применительно к повторным номинациям.

3.4.5. Повторные номинации

Одним из средств выражения эмоций в речи является повтор. Этот эмотивный маркер можно рассматривать как определенную разновидность порядка слов. При помощи повтора повышается степень эмоциональной экспрессивности, и находят свое выражение в речи самые разнообразные по характеру эмоциональные состояния говорящего, в том числе и рассматриваемые нами.

Роль повтора в эмоциональной речи Ш.Балли связывает с эмоциональными импульсами, которые отражает речь: «эти импульсы проявляются в том, что мысль повторяется соответствующее число раз: сколько импульсов, столько и повторений» (Балли 1961: 124). Ощущая неадекватность слова его индивидуальному чувству, говорящий пытается, так сказать, восполнить качество количеством.

В качестве причин, порождающих повтор в речи можно назвать следующие:

- обдумывание на ходу мысли, не получившей вербального оформления;

- использование неточного, неправильного оборота речи для реализации мысли и его исправление, добавление, уточнение в ходе речи;

- желание выделить, акцентировать какую-либо важную, по мнению говорящего, мысль или часть своего высказывания (обычно это рема) с целью привлечь внимание собеседника, фатического воздействия на слушающего. Здесь могут встречаться как преднамеренный повтор, так и непреднамеренный (эмоциональный) повтор;

- волнение, захлестнувшие эмоции, эмоциональная доминанта, воздействующие на работу прагматических фильтров и затрудняющие их работу при порождении речи;

- использование повтора в качестве паузы для обдумывания следующего этапа диалога.

В существующих в настоящее время классификациях традиционно используются следующие признаки повторов: их дистрибутивные характеристики (определяются тем, элементы какого высказывания - самого говорящего или собеседника – подвергаются повторной реализации):

Pardonne-moi, ma chérie, pardonne-moi, je suis très nerveux, très irritable! (Maupassant, 104);

- On voit bien, malappris, que vous n’êtes pas habitué de parler qu’à des chevaux.

- Parler à des chevaux? Ah, Docteur! (Beaumarchais, 92)

компонентные (связаны со степенью представленности в них материальных элементов исходного высказывания):

- Vous avez eu peur, vous n’êtes pas raisonnable.

- Pas raisonnable, dis-je amèrement. J’ai sous mon toit en garcon qui a tué cinq personnes (Sagan, 136).

лексические характеристики (структурные – полные или модифицирующие – особенности высказывания):

Et maintenant que…l’opération est faite… voulez-vous que nous soyons amis, bons amis, de vrais amis, sans arrière pensée! (Maupassant, 85)

и коммуникативная значимость. Семантическая ценность и коммуникативная значимость повторов зависят от их компонентного состава, лексического наполнения и дистрибуционных характеристик (Блох 1976, Жучкова 1984).

По мнению Т.Н.Синеоковой повтор включает в себя следующие структурно-семантические разновидности: эхоластический повтор, повтор-побуждение/отрицание, повтор-подлинный переспрос, артикуляторные персеверации, ложный повтор, повтор-вокатив, повтор-аффектив, повтор-побуждение и фокусирующий повтор (Синеокова 2003). Однако любой вид повтора в аффективной речи сигнализирует об эмоциональном состоянии говорящего. По эмоциональной окраске повторы очень разноплановы, они могут характеризовать как положительные эмоции, так и отрицательные. В большинстве случаев повторы выражают не одну какую-либо эмоцию в чистом виде, а одновременно целый комплекс эмоций.

В проанализированном нами материале гендерная вариативность данного параметра четкого разделения не обнаружила: нами зафиксировано почти одинаковое количество употреблений 343/341 (всего 684).

Таблица № 17

Гендерная актуализация повторных номинаций в речевых эмоциональных ситуациях художественной коммуникации

эмоции

грусть

радость

гнев

страх

удивление

всего

мужчины

31

70

110

61

71

343

женщины

55

68

102

65

51

341

всего

86

138

212

126

122

684

Прокомментируем таблицу. Чаще других (и у мужчин, и у женщин) встречаются повторные номинации, употребленные в ситуациях с доминантной эмоцией «триады враждебности»: ярости, гнева, негодования (Покровская 1988), что, на наш взгляд, может объясняться особой интенсивностью протекания этих эмоций, торможением работы прагматических фильтров и, как правило, неконтролируемостью собственных вербальных средств. Употребление повторных номинаций в речи женщин превосходит по количеству мужские только при объективации ими эмоций страха (61/65) и печали (31/55), что неоднократно (см. 3.3.1, 3.3.4., 3.4.1, 3.4.3., 3.4.4.) наводит нас на мысль, что эти эмоции являются релевантными, значимыми в большей своей степени для женщин.

В историческо-временном аспекте нам бы хотелось зафиксировать представленность данного типа эмотивных средств выражения на протяжении всего отрезка времени, однако отметим, что в литературе ХIХ и ХХ веков количество их употреблений возросло в несколько раз. В ХХ веке зафиксирован самый высокий показатель повторных номинаций в женской речи, а в литературе XVIII века количество повторов в женской речи в три раза больше, чем в мужском вербальном поведении:

Таблица № 18