
- •I. Подход Коуза-Уильямсона
- •2Это утверждение Дж. Стиглер окрестил «теоремой Коуза» и сформулировал следующим образом: «...В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».
- •2. Подход Норта
- •3. Проблема измерения трансакционных издержек
- •Метод сопоставления общей величины трансакционных издержек предполагаемой сделки «на глазок».
- •Метод спецификации трансакционных издержек.
3. Проблема измерения трансакционных издержек
Предпочтения в пользу тех или иных способов организации могут, например, расходиться не только потому, что эффективность их функционирования оказывается различной, но также и по причине того, что люди используют разные методы взвешивания показателей при выведении агрегированной оценки.
Недостаточно разработанной с точки зрения математического инструментария остается проблема измерения трансакционных издержек. Критика в большей степени относится к неоперационализации и неизмеримости величины трансакционных издержек тех или других действий экономических агентов. По мнению оппонентов, включение в экономический анализ трансакционных издержек позволило бы объяснить практически все явления с точки зрения эффективности, достигнутой путем минимизации трансакционных издержек, а «объяснение всего», по существу, является «объяснением ничего», тем более, если оно базируется на «невидимых вооруженным глазом» составляющих. По мнению автора, в данном случае следует провести параллель с количественным измерением «полезности» тех или иных благ для отдельных потребителей: когда не действует закон спроса в отношении нормальных товаров, то классическая экономическая теория объясняет такое поведение с помощью категории «полезность» — и влияние этой составляющей на выбор потребителя не ставится под сомнение, хотя количественную оценку «полезности» дать зачастую невозможно.
Ответной реакцией сторонников теории трансакционных издержек стала разработка методов, позволяющих перевести трансакционные издержки из воображаемого мира в реальный, придать им количественное выражение.
По мнению Г. Саймона, проблема измерения может быть решена путем сопоставления трансакционных издержек при различных способах контрактации. Сравнение альтернативных дискретных структур управления (discrete structural alternatives) зачастую может проводиться «без применения сложного математического аппарата или исчисления предельных величин. Для того чтобы продемонстрировать несовпадение двух величин, не требуется столь тонких и сложных методов, как для выявления условий, при которых достигается равенство предельных значений этих величин».
Некоторые экономисты предлагают четко специфицировать издержки в каждом конкретном случае, например, в одном случае это могут быть издержки входа на рынок (регистрация фирмы, получение лицензии и т.д.), в другом — издержки, сопровождающие движение прав собственности, в третьем — связанные с заключением и защитой контрактов, в четвертом — с принятием решений внутри фирмы и т.д. При поэлементном разбиении многие составляющие этих издержек оказываются вполне измеримыми.
Один из довольно убедительных примеров был дан Д. Нортом и Дж. Уоллисом при подсчете трансакционных издержек относительно ВНП США. Необходимость проведения подобного анализа объясняется во многом тем, что проблема роста издержек эксплуатации экономической системы была довольно популярной в 1980-е гг. (и остается таковой в настоящее время, в частности, применительно к переходным экономикам). Основной причиной такого пристального внимания исследователей стал тот факт, что по мере развития общества, несмотря на то, что издержки отдельной сделки имели тенденцию к сокращению, доля трансакционных издержек в ВНП росла в связи с увеличением совокупного объема меновых операций.
Расчет производился на основе определения совокупного объема ресурсов, используемых фирмами, продающими трансакционные услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производящими другие товары и услуги. Исследование охватывало следующие сферы деятельности: оптовую и розничную торговлю, финансы, страхование и операции с недвижимостью. В число обследуемых попали предприниматели, землевладельцы, служащие, контролеры, охранники и ряд других категорий работников, занятых в негосударственном секторе экономики. В результате исследования было выявлено, что примерный рост трансакционных издержек составил с 1/4 ВНП в 1870 г. до 1/2 ВНП в 1970 г. Причем учтены были только специализированные (специфицированные — прим. автора) трансакционные издержки, которые связаны с покупкой или наймом. Целый ряд издержек, например ожидание в очередях или издержки поиска товара, остались вне поля зрения исследователей.
В вышеописанном исследовании речь шла об определении трансакционных издержек в секторе, предоставляющем посреднические услуги5, то есть в данном случае трансакционные издержки были вполне реальными и имели количественную оценку. Однако подсчет трансакционных издержек отдельных видов сделок связан со специфическими трудностями в применении трансакционного подхода из-за того, что некоторые трансакционные издержки не могут быть специфицированы и подсчитаны в силу отсутствия трансакций, которые повлекли бы за собой возникновение этого вида издержек. По мнению Р. Капелюшникова, эти виды издержек можно назвать «виртуальными».
«Виртуальные» издержки могут перейти в разряд «реальных», если появится институциональное устройство (новый закон или новая организационная форма), делающее этот тип сделок экономически оправданным. В этом случае трансакционные издержки становятся наблюдаемыми и потенциально измеримыми.
По мере формирования новых институтов, как правило, посреднического типа, происходит перевод таких сделок в сектор трансакционных услуг и появляется возможность дать им обобщенную стоимостную оценку.
Как показывает практика, в российской переходной экономике общая тенденция состоит в том, что все больший массив посреднической деятельности перемещается в сектор трансакционных услуг.
Так, если в России в конце 1 980-х — начале 1990-х гг. предпринимателям, желающим начать собственный бизнес, приходилось самим заниматься регистрацией предприятия, получением лицензии, открытием счета в банке, постановкой на учет в налоговую инспекцию и т.д. (трансакционные издержки, которые несли предприниматели, имели «виртуальный» характер и трудно поддавались подсчету — затраты на регистрацию, время стояния в очередях, альтернативные издержки потраченного времени, моральный ущерб от «неэффективного» его использования и т.д. были в каждом случае индивидуальными), то уже с 1993 г. стали появляться многочисленные посреднические фирмы, предоставляющие, например, услуги по регистрации фирмы и оформлению всей необходимой документации «под ключ», обналичиванию денег и другие. Таким образом, появилось «институциональное устройство», позволяющее перевести данный вид трансакционных издержек из «виртуальных» в «реальные» и стала возможной их количественная оценка (в частности, услуги по открытию предприятия малого бизнеса стоили в 1 993—1995 гг. 200 долларов США). Причем данный вид услуг получил широкое распространение, поскольку издержки посреднических фирм были значительно ниже из- за той же экономии на масштабе (частота совершаемых фирмой сделок требовала налаживания «соответствующих» отношений с работниками регистрационных органов, что позволяло им экономить как на «взятках», так и на времени стояния в очередях, моральном ущербе и т.д.). Индивидуальные затраты были значительно выше.
Таким образом, достаточно эффективными могут быть следующие методы измерения трансакционных издержек: