Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции. Региональная экономика и управление..doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
16.44 Mб
Скачать

2.Институты устойчивого развития региона.

    1. Формирование сетевой экономики и кластеров ус­тойчивого развития социально-экономической системы региона.

В современной экономике главным фактором повышения устойчивости развития социально-экономических систем стали обмен знаниями, опытом и повышение конкуренции на ло­кальных рынках. Отсюда появилась идея формирования сете­вой экономики и кластеров, стимулирующих развитие внут­реннего потенциала регионов, что способствует сокращению межрегиональных различий. Интеграционная природа сетей и кластеров обеспечивает включенность экономики региона в глобальные экономические процессы. Формирование замкну­тых технологических цепочек в рамках кластеров содействует экологизации производства. Развитие кластеров на основе тра­диционных для региона производств позволяет максимально полно использовать потенциал этноэкономического сектора региона. В связи с этим в научной литературе и программных документах указывается на необходимость содействия регио­нальных и местных властей образованию кластеров и их вклю­чению в национальные и международные сети. «Для нашей страны это не просто новая задача, поскольку долгие годы идеология и практика регионального управления были на­правлены на автаркическое развитие регионов, внешние связи которых определялись выполнением заданий по развитию от­раслей специализации и поставке их продукции назначенным потребителям».

Создание сетевой структуры позволяет интегрировать уни­кальный опыт, производственные возможности и передовые технологии хозяйствующих субъектов вокруг конкретной объ­единительной идеи, которую они не могут реализовать в от­дельности. В частности, образование сетевой организации из неоднородных агентов может обеспечить взаимную компенса­цию их недостатков и усиление преимуществ. Например, мож­но объединить мощное предприятие, обладающее инерцион­ностью и медленно реагирующее на изменения во внешней среде, и малые предприятия, испытывающие недостаток в ре­сурсах, но способные быстро реагировать на изменения и перестраиваться. Способность образовавшейся сети эффективно адаптироваться к изменениям среды функционирования обес­печивает их устойчивость и в конечном счете станет источни­ком конкурентных преимуществ.

Современная сетевая организация предполагает следующую модель развития организационно-управленческих структур:

  • каналы снабжения превращаются во временные цепочки, вы­страиваемые для наиболее рационального удовлетворения нужд отдельного проекта;

  • производственные мощности свободно покупаются и прода­ются на открытых электронных биржах;

  • заказы, поступающие от клиентов, выполняют независимые производители;

  • маркетинг осуществляют либо посредники, либо компании — владельцы торговых марок, которые также сертифицируют ка­чество товаров, продающихся под их марками.

Основными принципами управления сетевой организацией являются:

  • сокращение числа уровней иерархии в структурах деловых ор­ганизаций, трансформация пирамидальных структур в гори­зонтальные;

  • ориентация горизонтальных структур на управление базовыми процессами организаций в отличие от традиционных функ­циональных методов управления;

  • переход от крупных организаций к сети интегрированных меж­ду собой компаний (сужение собственной производственной и управленческой деятельности);

  • переход от компаний, базирующихся на традиционных формах организации, к компаниям, базирующимся на знаниях и ин­формации;

  • равноправное сотрудничество различных организаций на ос­нове аутсортинга, причем отношения каждый раз могут вы­страиваться по-новому на разных этапах реализации проекта;

  • привлечение лучших исполнителей в новые структуры;

  • применение информационных технологий для ускорения про­изводственных процессов;

  • постоянная генерация новых идей и воплощение их на практике.

Реализация данных принципов в полной мере характерна для экономики США и частично Западной Европы. В России сетевые организационные формы характерны не столько для производственных процессов, сколько для функционирова­ния финансовых потоков и организационных форм олигархи­ческих структур1.

В основе сетевого подхода лежит связывание различных взаимодействий в единый технологический комплекс, а полу­чение добавленной стоимости сопровождается действием не­скольких кумулятивных эффектов.

Во-первых, эффект от тиражирования нововведений возникает при внедрении инновационных разработок не на одном, а на нескольких предприятиях, входящих в состав уча­стников единого процесса (объединение усилий нескольких предприятий по разработке инноваций облегчает бремя каж­дого участника по финансированию НИОКР). При этом инте­грация различных операций по передаче технологий предпола­гает обязательное наличие компании, производящей опреде­ленный вид наукоемкой продукции или услуги. Она, как правило, становится ядром нового образования.

Во-вторых, эффект от концентрации ресурсов на разра­ботку и внедрение инноваций, действие которого подчиняется закону больших чисел. Поскольку единичное предприятие не в состоянии выполнять широкомасштабные исследования, не­обходима корпоративная экономика, позволяющая концен­трировать ресурсы на выполнении таких исследований и спра­ведливо распределять совместно полученную выгоду между участниками корпоративного процесса производства.

В-третьих, эффект, связанный с многофункциональной природой новых технологий и одновременным производством нескольких видов продукции и услуг. Это позволяет, с одной стороны, сократить первоначальные затраты на исследования, а с другой - увеличить выпуск конечной продукции, компенсировав возросшие затраты на научные разработки.

Согласно сетевому подходу, баланс между процессами использования накопленных способностей и обновления сдвигается в ту или иную сторону посредством взаимодействия с другими организациями. Он достигается путем реализации процессов рыночной и внутрифирменной селекции. Рынок с сетевой точки зрения не абстрактен, а конкретен и существует за счет взаимодействия с партнерами по бизнесу. Так, швед­ская школа промышленных закупок подчеркивает, что рынки действительно являются сетями, и делает акцент на том, что большинство компаний ощущает воздействие рыночных сил через сеть покупателей и поставщиков.

Сетевая экономика формируется на основе двух типов ин­теграции:

  1. создание вертикально интегрированных систем, реализующих полный воспроизводственный цикл, что обусловлено много­уровневой физической архитектурой системы продуктов. Та­кая многоуровневая воспроизводственная система предпола­гает существование многоуровневой сети производителей, что обеспечивает изготовление компонентов на каждом уровне и их продажу сборщикам на следующем, более высоком уровне системы. Она представляет собой сеть создания стоимости;

  2. развитие горизонтально интегрированных структур в виде кла­стеров.

Кластерная политика вместо политики замкнутых циклов является не просто сменой приоритетов, но изменением фило­софии регионального управления и региональной политики; она дополняет политику формирования «ядра роста», направ­ленную на развитие приоритетных отраслей, имеющих высо­кие показатели, и предполагает также стимулирование зарож­дающихся, начинающих свое развитие производств.

Под кластерами понимают «сконцентрированные по гео­графическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торго­вых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу».

Кластеры включают в себя компании «готового продук­та» или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервис­ных услуг; финансовые институты; компании в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят организации, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); про­изводители побочных продуктов; специализированные провай­деры инфраструктуры; государственные и иные организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступ­ление информации, проведение исследований и представля­ющие техническую поддержку; агентства, устанавливающие стандарты; предпринимательские объединения и другие совме­стные структуры частного сектора, организации по сотрудниче­ству, поддерживающие членов кластера.

Таким образом, кластер — система взаимосвязанных орга­низаций, ценность которой как единого целого превышает простую сумму составных частей. Эта пространственная орга­низационная форма по своей внутренней сущности может быть более эффективной по компоновке факторов производ­ства, снижению издержек производства, транзакционных из­держек и рисков, доступу к информации, чем входящие в кла­стер компании3. Кластеры создают механизм для объединения компаний, государственных институтов различных уровней для ведения конструктивного диалога по вопросам повышения устойчивости социально-экономической системы, предлага­ют новый механизм для сотрудничества бизнес-структур и го­сударства4.

Большинство компаний, объединенных в кластер, юриди­чески самостоятельно, но в хозяйственном плане поддержива­ют взаимовыгодную устойчивость друг друга. Отдельные виды деятельности могут быть переданы от одних компаний другим, специализирующимся, например, на маркетинговых исследо­ваниях, обеспечении сырьем и материалами, послепродажном обслуживании продукции отрасли или группы компаний. В целом компания как элемент кластера может и должна осво­бодиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях, которые могут стать источниками ее конкурентных преимуществ.