Скачиваний:
23
Добавлен:
30.11.2019
Размер:
61.89 Кб
Скачать

Тема 5: «Система психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ob3» 1. Модели помощи семье.

Существует модель психологической помощи семье ребенка-инвалида, основанная на модели стадий. Opirhory & Рiters полагают, что последовательность фаз дикту­ет нам наиболее адекватные виды помощи.

Во время фазы отрицания специалисту не стоит развеивать надежды родителей или кри­тиковать их отношение к нарушениям ребенка, необходимо мягко и тактично дать родителям честную оценку ситуации, которую они не желают признавать. Когда родители достигают стадии гнева, дело специалиста — создать терпимую, доброжелательную атмосферу, в которой они смогут выплеснуть свой гнев и боль. Необходимо принимать критику роди­телей, даже если она направлена на специалиста, не воспринимать их замечания как личные оскорбления, не пытаться защищать ни себя, ни других специалистов. Важно помнить, что гнев, направленный на окру­жающих, — это выражение внутренней тревоги родителей перед лицом ситуации, способной значительно изменить их жизнь.

На стадии сделки рекомендуют специалистам не давать никаких гаран­тий относительно потенциального прогресса ребенка. Авторы советуют специалисту поощрять родителей любить ребенка и заботиться о нем, однако в то же время вести сбалансированную жизнь, в которой останется место для их личных занятий. На стадии депрессии специалисту необходимо отличать кли­ническую депрессию от более легких форм дисфории. Родителей необходимо заверить в том, что их чувства совершенно нормальны. На стадии принятия достигается приспособление к члену семьи с нарушениями, поэтому необходимость в помощи специалиста теряет свою актуальность. Но в дальнейшем, при прохождении ребен­ком определенных этапов развития, проблемы могут возникнуть снова.

Также в основе работы психолога с родителями, переживающими травму, может лежать модель Вордена, описанная В.Ю. Сидоровой. Суть данного подхода заключается в том, что проживание горя рассматривается не как движение от стадии к стадии, а как необходимость последовательного разрешения четырех задач: признание факта потери; переживание боли потери; изменение уклада жизни с учетом произошедшей утраты; выстраивание нового отношения к утрате, позволяющего продолжать жить.

Соотнесение описания поведения на первых четырех стадиях горевания — до стадии принятия — или при решении первых задач горя феноменологически сходны с поведением родителей с «негативным контактом» во взаимодействии.

В случае, когда негативный контакт во взаимодействии с ребенком сочетается с активным участием родителей в реабилитации ребенка, можно предположить, что родители находятся на стадиях «отрицания» или «сделки».

Феноменологически эти случаи характеризуется следующими особенностями: родители сфокусированы на достижении ребенком нормативных показателей развития, но значимость соответствия ребенка норме имеет формальный характер. Например, мамы обучают ребенка раннего возраста правильным действиям с предметами и игрушками, забывая, что эти навыки не имеют самостоятельной ценности, а обслуживают развитие у ребенка таких характеристик, как инициативность и активность. В качестве конкретного примера можно привести ситуацию, в которой мама стала поправлять специалиста, когда тот предложил ребенку найти окошки»для геометрических фигурок (методика «почтовый ящик»): «Нет, не так! Мы всегда начинаем с красной стороны и не с кубика, а с шарика!».

В результате дети, воспитывающиеся такими родителями, способны активно совместно с мамой демонстрировать разученные ранее действия с игрушками и предметами, репертуар которых может быть достаточно широким. При этом действия воспроизводятся только в жестко заученном порядке. Такие дети находятся на более низком уровне развития общения: в ситуации пассивности взрослого они не инициируют контакт с ним, в ситуации предметной деятельности и ситуативно-делового общения начинают проявлять инициативу только после обращений взрослого, в совместной деятельности и ситуации с незнакомой игрушкой занимают пассивную позицию, ждут инициативы взрослого, не проявляют настойчивости в привлечении внимания взрослого к предметам и действиям с ними.

По результатам исследования образа ребенка у таких мам оказалось, что матери склонны игнорировать потребности и особенности своего ребенка, обусловленные нарушениями. К ребенку предъявляются «нормативные» требования, матери ориентированы на социальные достижения, в воспитательных стратегиях преобладают авторитарность, строгость и контроль. Возможно, что активные занятия с ребенком эти родители проводят как бы не для ребенка, а для себя и окружающих, чтобы доказать, что поставленный диагноз ничего не значит или, по крайней мере, с ним можно справиться.

Другие родители, у которых негативный контакт во взаимодействии с ребенком сочетается с отказом от участия в реабилитации ребенка(«передачей» функций воспитания ребенка третьим лицам; формальным отношением к посещению центров ранней помощи; игнорированием рекомендаций специалистов и т.д.), отстраняющиеся от участия в реабилитации, а то и от воспитания ребенка и общения с ним, по-видимому, находятся на стадиях «гнева» или «депрессии».

Если эти предположения верны, то нельзя ожидать конструктивного сотрудничества родителей со специалистами без оказания специальной психологической помощи. Подключение педагога, реабилитолога и начало коррекционных и реабилитационных мероприятий с ребенком может оказаться малоэффективным, так как может спровоцировать передачу ответственности за развитие и воспитание ребенка специалистам, а также концентрацию родителей на формальном достижении нормативных показателей развития.

Задача психолога при работе с такой семьей — работа с утратой. Работа должна быть направлена на изменение приоритетов и ценностных ориентаций, принятие ребенка таким, какой он есть, поиск и развитие внутренних родительских резервов теплоты, нежности. Результаты такой работы должны привести к переосмыслению ситуации, к улучшению психологического состояния матери, к позитивному эмоциональному отношению во взаимодействии с ребенком.

Соседние файлы в папке 7 семестр