Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРЕДМЕТЫ И ЗАДАЧИ КУРСА.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
98.82 Кб
Скачать

Функции языка

  1. коммуникативная:

    • контактно-устанавливающая (фатическая): создание и поддерживание контакта;

    • конативная (апеллятивная): ориентация на адресата, обращение, императив;

    • хранение и передача информации (относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида);

    • магическая (в религиозном и мифологическом сознании она играет большую роль. Магическая сила слова ассоциируется с проявлением высшей воли. Выступая в магической функции, речь призвана воздействовать на ход событий, психику аудитории. При автоадресованности она служит целям самовнушения, вызывая состояния экстаза, медитации, освобождая от эмоциональных перегрузок. Магическая функция реализуется при помощи определённых приёмов; ср. формулы заклинаний, проклятий, клятв, заговоров, ворожбы, чуранья, привораживанья и т. п);

  2. когнитивная (мыслеформирующая);

  3. эмотивная (экспрессивная): выражение чувств, эмоций;

  4. эстетическая (поэтическая);

  5. метаязыковАя (металингвистическая): метаязык – это язык, с помощью которого описывается естественный язык (термины, понятия и т.д.). Используется в научной литературе.

Язык и мышление

Так как язык, будучи орудием общения, является одновременно и средством обмена мыслями, естественно возникает вопрос о соотношении языка и мышления.

Все исследователи признают связь языка и мышления, но по-разному понимают суть этой связи.

  1. мышление без языка невозможно.

Язык = интеллектуальная деятельность (Гумбольдт). Фердинанд де Соссюр: «В языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли». Реформатский: «Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно». А.Ф. Лосев: «Мысль и язык фактически совершенно нерасторжимы и вливаются в общее безбрежное море объективной действительности». Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях, анализирует и обобщает, строит гипотезы и суждения.

Человек всегда может использовать готовый материал языка (слова, предложения) как «формулы» или «матрицы» не только для известного, но и для нового. И именно, находя себе нужные слова, понятие делается не только понятным для других членов общества, но и для того, кто эти новые понятия хочет ввести в науку и в жизнь. Если мышление не может обойтись без языка, то и язык без мышления невозможен. Мы говорим и пишем, думая, и стараемся точнее и яснее изложить свои мысли в языке. Казалось бы, что в тех случаях, когда в речи слова не принадлежат говорящему, когда, например, декламатор читает чье–нибудь произведение или актер играет роль, то где же тут мышление? Но вряд ли можно актеров, чтецов, даже дикторов представлять себе как попугаев и скворцов, которые произносят, но не говорят. Не только артисты и чтецы, но и каждый, кто «говорит чужой текст», по–своему его осмысливает и подает слушателю. То же относится и к цитатам, употреблению пословиц и поговорок в обычной речи: они удобны, потому что удачны, лаконичны, но и выбор их, и вложенный в них смысл – след и следствие мысли говорящего. Как правило, новые слова поэтов и писателей чаще всего остаются достоянием их текстов и не входят в общий язык, – ведь они и образованы не для передачи «общего», а для выражения чего–то индивидуального, связанного с образной системой данного текста; эти слова и не предназначены для массовой коммуникации и для передачи общей информации. Эту мысль в парадоксальной форме высказывал греческий философ II в. н. э. Секст Эмпирик, который писал: «Подобно тому, как человек, лояльно придерживающийся известной монеты, имеющей хождение в городе согласно местному обычаю, может беспрепятственно производить денежные операции, имеющие место в том городе, другой же, такую монету не принимающий, но чеканящий какую–то иную, новую монету для себя самого и претендующий на ее признание, будет делать это впустую, так и в жизни тот человек близок к сумасшествию, кто не желает придерживаться речи, принятой подобно монете, но (предпочитает) создавать свою собственную». Когда мы думаем и желаем передать кому–то то, что осознали, мы облекаем мысли в форму языка. Таким образом, мысли и рождаются на базе языка и закрепляются в нем. мышление возможно без языка. НО! Человек редко мыслит вслух, пользуясь грамматикой и фонетикой языка, чаще мы думаем «про себя» - это речь свёрнутая.