Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0256510_94E19_kulikov_g_p_kulturologiya.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2 Mб
Скачать

12.2. Происхождение языка

Существуют многообразные теории происхождения языка. Первая из них – божественная. Она зафиксирована в Библии: бог, создав живые твари, привел их к человеку, «чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его» (Кн. Бытия 2:19). Перевод весьма условно передает оригинал. Из оригинала следует, что, давая имена, человек тем самым вкладывал в них и душу, делал их такими, какими они есть. Имелось ввиду, что имя становилось частью называемого. Дать имя – это означало придать божественное начало живому существу. Далее в Библии говорится, что вначале у всех людей, потомков Адама, был «один язык и одно наречие». Но люди вознамерились построить себе город и башню до небес. Это вызвало беспокойство бога, и он смешал их язык так, чтобы «один не понимал речи другого», и рассеял их «Господь по всей земле». Имя же тому городу – Вавилон.

Совершенно иной подход к проблеме языка продемонстрировали древние греки. Здесь возник спор между «натуралистами» и «конвенционалистами» по поводу происхождения слов (имен). Проблема была поставлена в таком виде: связаны ли «имена», названия вещей, с самими вещами (т.е. имеется ли органическая связь между знаком и обозначаемым), что утверждали «натуралисты», или же имена – результат простого соглашения (конвенции) между людьми. Т.е. слова имена суть произвольные знаки и никак органически с обозначаемым не связаны.

Описание этого спора мы можем найти у Платона в его диалоге «Кратил». Кратил уверял, что в словах отражается «естественное сходство между формой слова и изображаемой им вещью. Его оппонент Гермоген утверждал прямо противоположное: «Какое имя кто чему-либо установил, такое и будет правильное». Сократ (а его устами говорит Платон) склонялся к мнению «натуралистов». Но тогда возникает трудность такого рода – вещи у всех народов примерно одни и те же, а названия у них различные. Аристотель твердо установил точку зрения конвенционалистов: «Язык – результат соглашения, так как имена не возникают из природы вещей», речь представляет наши мысли, а письмо представляет речь».

Спор, возникший в Древней Греции, видоизменяясь, продолжался вплоть до наших дней. Великие мыслители Ф. Аквинский, М. Лютер, Р. Декарт, Дж. Локк, Лейбниц, Кондильяк, Гердер и др., так или иначе, но обращались к проблеме языка и, более широко, знака. Особое место в появлении новой науки о знаках, семиотике, несомненно, принадлежит лингвисту Фердинанду де Соссюру.

1. Де Соссюр первый обратил внимание на то, что знак представляет не только самое себя, а нечто иное, лежащее за его пределами, а поэтому является связью между двумя вещами: «Лингвиситический знак объединяет <…> понятие и акустический образ». Соссюр выделил в высказывании, знаке «означаемое» (сигнификат) и акустический образ – то, что обозначает (сигнификант).

Термин сигнификат в традиционной логике приблизительно соответствует «содержанию понятия». Впервые употребляется Иоанном Солсберийским (XII век). В XX в. снова вошел в употребление в работах Ч. У. Мориса (1938), Г. Фреге употреблял схожее понятие «смысл», Р. Карнап – «интенсионал», У. О. Куайн – «значение», А. Черч – « концепт».

Термин «сигнификант» – обозначаемое. Иногда употребляется другое слово «денотат», «референт», «экстенсионал» и др.

С гносеололгической точки зрения сигнификат есть отражение в человеческом сознании свойств соответствующего денотата. В таком случае сигнификат есть идеальный образ материального объекта.

2. Соссюр показал, что знаки языка образуют систему, в которой все элементы связаны между собой, и значение каждого из них зависит от соотношения других элементов.

Отсюда знаменитый вывод де Соссюра о двух подходах в изучении языка – диахронного и синхронного. При диахронном подходе мы изучаем язык как развивающуюся во времени систему, что позволяет нам выявить те изменения, что произошли с ним в ходе его исторического развития. При синхронном подходе мы рассматриваем язык в сиюминутном равновесии всех его элементов.

Соссюр делает вывод о том, что лингвистика может рассматриваться как часть более общей науки, которую он предложил назвать семиологией и которая «будет изучать природу знаков и законы, ими управляющие». В настоящее время семиотика (или семиология, как ее называют некоторые исследователи) – это уже сложившаяся наука, изучающая знаки. При исследовании знаков важно знать, какова их структура, как они появились и развивались, т.е. изменялись в филогенезе, и как их осваивает человек в своем индивидуальном развитии – онтогенезе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]