Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0256510_94E19_kulikov_g_p_kulturologiya.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2 Mб
Скачать

10.3. Культура и норма

Слово норма пришло в русский язык из латинского, где употреблялось в двух значениях. Первое. Оно обозначало наугольник, отвес, которым пользовались при измерении. Второе. Оно применялось как руководящее начало, правило, образец. В греческом языке пользовались словом «канон». В основе слова «правило» лежит индоевропейские pro и uo, имеющие значение «какой должен быть».

В дальнейшем значение слова дополнялось новыми смыслами так, что в современном языке оно используется для характеристики не только «правила», «образца», «руководящего начало», но и как «узаконенное установление», «сложившийся порядок», «мера», «размер чего-либо», «определенная величина и др.

Применительно к нашей теме мы в основном будем говорить о норме как особой общественной мере, правиле.

Культура как социальное явление имеет две стороны. Изменяющуюся, динамичную и сохраняющуюся, статичную. Норма характеризует статичную строну культуры.

Еще К. Маркс обратил внимание на своеобразие меры, нормы. Он писал, что «при всякой мере, когда она служит точкой сравнения, т.е. когда различные вещи, подлежащие сравнению, ставятся в отношении численности (Anzahl) к мере как единице и затем сопоставляются друг с другом, природа меры становится безразличной и исчезает в самом акте сравнения; единица-мера (die Masseinheit) становится просто числовой единицей; качество этой единицы исчезло, то, например, что сама она есть определенная величина длины или времени или градус угла и т.д. Но лишь тогда, когда определенные вещи предполагаются как измеренные, единица, служащая мерой, обозначает только пропорцию между ними – например, в данном случае пропорцию их стоимостей» ( МЭ. Т. 46. Ч. 11. С. 307).

Таким образом, в мерных отношениях субстраты различных вещей, предметов как бы испаряются, они становятся безразличными для сознания. Обретают самостоятельность.

Любое явление культуры в своем предметном бытии обладает двойственностью. Культура выступает в своем натуральном и социальном существовании. Она выступает как природное образование, и тогда ее мера – мера природного предмета. Так, многие культурные предметы – орудия труда, технические устройства, средства передвижения – имеют вполне определенные размеры, стандарты, нормы. Они измеряются, создаются по определенным правилам, чертежам, канонам. Но культура – это, прежде всего, социальное явление, и нас она интересует как социальная мера. Таким образом, мы абстрагируемся от природного субстрата меры и сосредотачиваем свое внимание на социальной субстанции. В этом случае предметы культуры выступают для нас в своем социальном бытии как отличном от природного существования, обладающего своей социальной спецификой. Социальная специфика – это прежде всего материальное образование, явление, складывающаяся независимо от сознания человека. Но как материальное образование она отражается в сознании и выступает в своем идеализированном, духовном облике. Поэтому социальную норму мы можем рассматривать и как материальное образование, но также и как духовное явление.

В отличие от природной нормы, социальные нормы утверждаются в результате деятельности человека. «Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты» (МЭ. Т. 42. С. 94).

К. Маркс отмечал, что «наши потребности и наслаждения порождаются обществом, поэтому мы прилагаем к ним общественную мерку, а не измеряем их предметами, служащими для их удовлетворения» (МЭ. Т. 6. С. 446).

Обращая внимание на особенность социальных норм, К. Маркс указывал, что «законодатель не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений» (МЭ. Т. 1. С. 162). Таким образом, культурная норма не есть нечто произвольное. В своей основе она имеет объективный характер. Но наряду с материальным, объективным, складывающимся независимо от человека содержанием, культурная норма имеет и духовную форму. В своем развитии она подчас выступает как продукт духовного творчества людей, результат их соглашения, творчества, а значит носит сознательный характер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]