
- •«Интерпретация пифагора и его учения в контексте истории философии»
- •Пифагор в энциклопедиях
- •Пифагорово ученье в понимании Диогена Лаэрция
- •Элементы пифагорейства в философии Платона
- •Неопифагореизм периода позднего эллинизма
- •Пифагор в работах Лейбница
- •Философский пифагореизм в работах Гегеля
- •Пифагор и его учение в понимании б. Рассела
- •Пифагорейство в работах Лосева
- •Пифагорейство в понимании Мамардашвили
Пифагорово ученье в понимании Диогена Лаэрция
Диоген Лаэрций в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», повествуя о Пифагоре, говорит о знаках (жизненных правилах в которых содержались принципы его учения). Также Диоген Лаэрций берет на себя смелость метафорической трактовки этих знаков:
«Огонь ножом не разгребать – значит, во владыках гнев и надменный дух не возбуждать. Через весы не переступать – значит, равенства и справедливости не преступать. На хлебную меру не садиться – значит, о нынешнем и будущем заботиться равно, ибо хлебная мера есть наша дневная пища. Сердца не есть – не подтачивать душу заботами и страстями. Уходя на чужбину, не оборачиваться расставаясь с жизнью, не жалеть о ней и не обольщаться ее усладами. Поэтому же подобию истолковывается и остальное, на чем нет надобности останавливаться.»
Но дальше в тексте Диоген снова приводит подобные пояснения:
«От бобов воздерживаться Пифагор велел (по словам Аристотеля в книге "О пифагорейцах") то ли потому, что они подобны срамным членам, то ли вратам Аида, то ли потому, что они одни – не коленчатые, то ли вредоносны, то ли подобны природе целокупности, то ли служат власти немногих (ибо ими бросают жребий). Не поднимать упавшего он велел, чтобы привыкать к сдержанности за едой, а может быть, потому что это указание на чью-то смерть: ведь и Аристофан в "Героях" говорит, что упавшее принадлежит героям.
Не касаться белого петуха он заповедовал, потому что петух – проситель и посвящен Месяцу; просительство же есть доброе дело, а Месяцу он посвящен, потому что кричит в урочные часы; кроме того, белый цвет – от благой природы, а черный – от дурной. Не касаться рыб, которые священны, потому что не должно богам и людям располагать одним и тем же, точно так же, как свободным и рабам. Не преломлять хлеб – потому что в старину друзья ели от одного куска, как варвары и посейчас, а того, что сводит людей, делить не нужно (впрочем, иные говорят, будто это – к посмертному суду; иные – что от этого робеют на войне; а иные – что от этого начинается целокупность).
Такое истолкование знаков Пифагора, не лишено здравого смысла и, скорее всего, подано автором книги, в качестве некой отмычки читателям для верного понимания, на первый взгляд чересчур суеверных правил жизни пифагорейцев. Как можно понять из текста, этот метод трактовки знаков не принадлежит лично Диогену Лаэрцию, а привнесен им из других источников, проверить которые нет никакой возможности, по тому, как эти книги до нашего времени не сохранились.
Элементы пифагорейства в философии Платона
При подробном рассмотрении некоторых элементов философии Платона, в них без труда можно узнать детальные проработки идей пифагорейства. На это указывает русский философ-исследователь античности А. Ф. Лосев («История античной философии» том VIII), а также Б. Рассел «История западной философии».
О совпадении пифагорейского и платоновского учений, следует говорить не только в контексте влияния некоторых позиций первого на второе, а еще и взяв во внимание факт тесного сплетения этих двух античных течений мысли. Об этом А. Ф. Лосев говорит в шестом томе «Истории античной эстетики»:
«Уже в 20-х гг. нашего столетия Эрих Франк с большим успехом доказывал, что все пифагорейство, за исключением некоторых имен и малозначительных идей, вообще было создано только поздним Платоном и его учениками, образовавшими первую Платоновскую академию, или, как теперь ее называют. Древнюю академию. Однако многое, по-видимому, впервые было сформулировано даже только в упомянутые нами сейчас века неопифагорейства.»
А. Ф. Лосев аргументировано доказывает, что Пифагорейское учение о пропорциях лежит в основании, Платоновских представлений об аналогиях. Пропорции пифагорейцев тождественны аналогиям Платона.
«Платоновский термин "analogia" Цицерон первый – и очень удачно – перевел как "proportio". Так как платоновская аналогия – это по существу равенство двух отношений, то и мы здесь будем употреблять термин "пропорция"… И у Платона, и у пифагорейцев, и у неоплатоников диада (или, как часто у них говорится, "неопределенная диада") есть принцип становления, в отличие от нестановящегося и устойчивого бытия, которое они называют "монадой"… Есть еще одна область, где Платон развивает пифагорейскую теорию пропорций. Это – область звуковых представлений... частным видом геометрической пропорции является так называемое золотое деление, начало учения о котором часто приписывали "пифагорейцам" и развернутую теорию которого находили у Платона.»
Общими принципами пифагорейско-платоновского учения о гармонии, Лосев называет «тождеством античного мировоззрения, основанного на понятиях центра и середины»