Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 7. Природа человека.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
126.98 Кб
Скачать

4. Эволюция и падение человека.

Со времени Сотворения сатана постоянно стремится привести в замешательство умы людей, подрывая их доверие к библейскому повествованию о происхождении человечества и грехопадении человека. Для многих людей «естественным» мировоззрением принято считать эволюционную теорию. Эта теория основывается на предположении, что жизнь возникла случайно и что люди произошли от низших форм жизни в течение длительного эволюционного процесса развития. Благодаря выживанию более сильных особей люди достигли своего нынешнего состояния. Однако процесс развития не окончился. Люди все еще развиваются и не достигли предела своих возможностей.

Все большее число христиан принимают теистическую эволюционную теорию, согласно которой Бог при Творении использовал эволюционный процесс. Те, кто принимает эту теорию, не считают первые главы Книги Бытия буквальным описанием, а относятся к их содержанию как к аллегории или мифу.

А. Библейский взгляд на человека и эволюцию.

Христиане — креационисты (сторонники библейской теории Сотворения) озабочены тем влиянием, которое эволюционная теория оказывает на христианское мировоззрение. Джеймс Орр (Orr) писал: «В настоящее время христианство столкнулось не с какими–то отдельными нападками на его догматы, а с популярным, всеобщим и противоположным мировоззрением, которое хорошо изложено, притязает на научную обоснованность и имеет своих сторонников, но которое своими фундаментальными идеями подрубает корни христианства»[50].

Библия не подразумевает аллегорического толкования Книги Бытие. Библейские писатели понимали первые одиннадцать глав Книги Бытие как буквальное повествование. Адам и Ева, Бог и сатана — все предстают как исторические действующие лица в драме великой борьбы (см. Иов 31:33; Еккл. 7:29; Мф. 19:4, 5; Ин. 8:44; Рим. 5:12, 18, 19; 2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:14; Откр. 12:9).

Б. Голгофа и эволюция.

В какой бы форме не излагалась эволюционная теория, она противоречит основным положениям христианства. Как сказал Леонард Вердин (Verduin): «Вместо рассказа о грехопадении появился рассказ о восхождении»[51]. Христианство и эволюция не совместимы. Либо наши прародители были сотворены по образу Божьему и впали в грех, либо нет. Если нет, тогда зачем быть христианином?

Голгофа коренным образом опровергает теорию эволюции. Если не было грехопадения, тогда зачем Христос был распят за нас? Не смерть сама по себе, а Христова смерть ради нас говорит о том, что с человечеством произошла ужасная трагедия.

Теперь наша надежда только на Человека, Который умер на кресте. Лишь Его смерть открывает для нас возможность настоящей полноценной жизни, которая никогда не окончится. Голгофа провозглашает, что мы нуждаемся в Заместителе, Который сможет освободить нас.

В. Воплощение и эволюция.

Возможно, мы разрешим свои сомнения относительно Сотворения, если вдумаемся в значение и смысл воплощения Иисуса Христа. Бог проявил Себя как Творец, когда Христос, второй Адам, сошел на страницы земной истории. И если Бог совершил такое удивительное чудо, то как можем мы сомневаться в Его способности сотворить первого Адама?

Г. Достиг ли человек совершеннолетия?

Сторонники эволюции часто указывают на огромные научные достижения за последние несколько столетий как на доказательство того, что человек, видимо, становится властелином собственной судьбы. Они склонны думать, что передовая наука со временем разрешит все мировые проблемы.

Однако сегодня роль технического прогресса все чаще воспринимается с сомнением, потому что техника в руках современного человека привела планету на грань самоуничтожения. Человеческая природа совершенно неспособна покорить и обуздать греховное сердце. Следовательно, весь научный прогресс привел мир к еще большей опасности.

Иногда создается впечатление, что философия нигилизма оправдывает себя. Изречение папы Александра: «Человек обретает вечное в надежде» кажется ныне пустым звуком. Иов более объективно воспринимал реальность: «Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (Иов 7:6). Эра человечества катится к закату. Некто, находящийся вне пределов человеческой истории, должен прийти, вмешаться и сделать ее новой, совершенно иной.

Лучи надежды

Страшно представить, насколько испорченным стало человечество. На кресте люди убили Своего Творца. По сути, они совершили настоящее отцеубийство! Но даже после этого Бог не оставил человечество без надежды на прощение и восстановление.

Давид размышлял о месте человека в Творении. Впечатленный величием Вселенной, он увидел сперва, как мал человек. Но затем он осознал подлинное положение человечества. Говоря об отношениях человека и Бога, он сказал такие слова: «Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8:6, 7; ср. Евр. 2:7).Несмотря на грехопадение, человек по–прежнему ценен в очах Божьих. Хотя образ Божий искажен, он все–таки не изглажен полностью. Человек, пусть даже падший, испорченный, греховный, еще остается представителем Бога на земле. Его естество ниже Божественного, и все же он занимает достойное положение Божьего попечителя над земным творением. И когда Давид в полной мере осознал это, он воскликнул с хвалой и благодарностью: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле» (Пс. 8:10).

Завет благодати

Нарушив Закон, первая человеческая пара впала в грех. Теперь люди не способны были сопротивляться сатане. Могли ли они снова стать свободными или были обречены на погибель? Была ли для них какая–нибудь надежда?

Завет, данный при грехопадении.

Перед тем как произнести приговор первым людям, Бог дал им надежду, заключив с ними завет благодати. Он сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Божья весть несла людям надежду несмотря на то, что сатане удалось обольстить людей своими злыми чарами. Победа Бога над ним была неизбежна. Между Богом и людьми был заключен завет. По благодати Своей Бог обещал защитить от греха. Вражда между змеем и женою, между последователями сатаны и Божьим народом разрушит связь человека с сатаной и откроет путь к обновленным взаимоотношениям с Богом.

Война между Божьей Церковью и сатаной должна была длиться веками. Она достигла своей кульминации в смерти Иисуса Христа, Который стал воплощением «семени жены». На Голгофе сатана ужалил «семя жены», но все же потерпел поражение.

Все, кто примет предлагаемую им Божью благодать, будут испытывать неприязнь ко греху и станут успешными в борьбе с сатаной. Через веру они приобщатся к победе Спасителя на Голгофе.

Завет, заключенный перед Творением.

Священное Писание свидетельствует, что еще до Творения Личности Божества замыслили искупление человечества в том случае, если люди впадут в грех. Апостол Павел сказал, что Бог «избрал нас в Нем (Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей (см. Еф. 1:4–6; ср. 2 Тим. 1:9). Говоря о Христе как искупительной жертве, Петр сказал, что Он был предназначен «еще прежде создания мира» (1 Петр. 1:20).

Завет благодати был заключен на непоколебимом основании: на обещании и клятве Самого Бога (см. Евр. 6:18). Иисус Христос стал поручителем завета (Евр. 7:22). Поручитель — это лицо, которое берет на себя долг или обязательства другого лица, если последнее не в состоянии их выполнять. Христово служение в качестве поручителя означало, что, если люди впадут в грех, Он возьмет на Себя наказание, предназначенное им. Он уплатит цену за их искупление из рабства греха. Он удовлетворит требования нарушенного Божьего Закона. Ни человек, ни ангел не мог принять на себя эту ответственность. Только Христос–Творец, представляющий главу человечества, мог сделать это (см. Рим. 5:12–21; 1 Кор. 15:22).

Сын Божий — не только поручитель завета, но и исполнитель его. Его собственные слова проливают свет на эту сторону Его служения: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38; ср. 5:30, 43). Воля Небесного Отца заключается в том, чтобы «всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин. 6:40). «Сия же есть жизнь вечная, — сказал Он, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Оканчивая Свою миссию, Он засвидетельствовал о том, что исполнил поручение Своего Отца. Иисус сказал: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

На кресте Иисус исполнил Свое обещание стать поручителем человечества — поручителем завета. Его восклицание: «Совершилось!» (Ин. 19:30) ознаменовало завершение Его миссии. Отдав Свою жизнь, Христос понес на Себе наказание, которое требовал попранный Божий Закон. Благодаря Христу–Спасителю у нас есть светлая надежда на спасение. Именно пролитая кровь Господа Иисуса Христа утвердила завет благодати. Через веру в Его искупительную кровь кающиеся грешники становятся сынами Бога и наследниками вечной жизни.

Этот завет благодати открывает безграничную Божью любовь к людям. Заключенный прежде Сотворения мира, Он был явлен после грехопадения. Таким образом, Бог и человек стали соучастниками завета.

Обновленный завет.

К сожалению, человечество отвергло этот величественный завет благодати, как перед потопом, так и после него (см. Быт. 6:1–8; 11:1–9). Бог возобновил Свой завет с людьми на этот раз через Авраама. Он вновь подтвердил обетование искупления: «И благословятся в семени твоем все народы земли зато, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18; ср. 12:3; 18:18).

Священное Писание особым образом подчеркивает верность Авраама условиям завета. Авраам поверил Богу, и Он «вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). «Отец верующих» пользовался благословениями завета не только потому, что тот был основан на благодати Божьей, но и потому, что Авраам выполнил определенные условия: он повиновался Богу. Отсюда следует, что завет поддерживает авторитет Божьего Закона (см. Быт. 17:1; 26:5).

Благодаря истинной вере в Бога Авраам был назван «отцом всех верующих» (Рим. 4:11). Его праведность является образцом праведности по вере, проявляемой в послушании (см. Рим. 4:2, 3; Иак. 2:23, 24). Завет благодати не переносит автоматически свои благословения на последующие поколения потомков Авраама. Благословения даются только тем, кто идет путем веры Авраама, доверяющего Богу. «Верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3:7). В жизни каждого человека исполнятся обетования спасения, данные в завете, если он выполнит определенные условия: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). По замыслу Божьему, синайский завет (он назван также первым заветом) был обновлением завета благодати, данного Аврааму (Евр. 9:1). Но Израиль извратил принципы этого завета веры, превратив его в завет дел (см. Гал. 4:22–31).

Новый завет.

Позднее в Священном Писании говорится о «новом, или лучшем, завете»[52]. Он назван так не потому, что вечный завет был изменен, а в силу следующих обстоятельств: 1) неверность и падение Израиля привели к искажению завета, который превратился в систему дел; 2) он был связан с новым откровением Божьей любви, явленной в воплощении, жизни, смерти, воскресении и ходатайстве Иисуса Христа (ср. Евр. 8:6–13); 3) до креста он не был утвержден Христовой кровью (Дан. 9:27; Лк. 22:20; Рим. 15:8; Евр. 9:11–22)[53].

Завет Божий как основа взаимоотношений с человеком исключительно важен, ибо через благодать он предлагает, во–первых, прощение грехов и, во–вторых, жизнь в согласии с заповедями Божьими, написанными Духом Святым в сердце. Наконец, завет восстанавливает в кающихся грешниках образ и подобие Творца (см. Иер. 31:33). Принятие нового завета, или нового рождения, приносит с собой праведность Христа и опыт оправдания верой.

Обновление сердца, которое предлагает новый завет, преобразует людей, делает их способными приносить плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Полагаясь на Божью благодать, они смогут быть подобны Христу, Который ежедневно жил в согласии с волей Божьей (см. Ин. 8:29). Единственная надежда для человечества, отвернувшегося от Бога, — это принять Божье приглашение войти в Его завет благодати. Через веру в Иисуса Христа мы можем обрести эту связь с Богом, которая делает нас детьми Божьими и наследниками со Христом в царстве Его.