Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-35.docx
Скачиваний:
91
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
230.72 Кб
Скачать
  1. Глобализация социокультурного пространства и проблема сохранения культурной идентичности. Развитие белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.

Социокультурная ситуация рубежа ХХ – ХХ I вв. особым образом высветила проблему динамики культуры, поскольку именно в этот период “наложение” внешних и внутренних факторов привело к усилению нестабильности и неустойчивости в российском обществе. Такие состояния характерны для периодов интенсивных изменений, реформирования социально-экономической и политической системы. Как правило, они сопровождаются процессами обновления социокультурной парадигмы, активизируя процесс становления гражданского общества, закрепления принципов культурного плюрализма и “мультикультурализма”, формирования информационной культуры

Идентичностью называют самотождественность, или, как это понятие определяет С. Хантингтон, "смысл себя" . Однако это определение мало используется в социологической литературе, следствием чего является частое отождествление идентичности с понятием культуры, с социальной ролью, а также отсутствие теории идентичности и некий публицистический "произвол" вокруг этой темы. Интерес к идентичности связан с изменением или кризисом прежней идентичности, с ростом мультикультурализма или, точнее, распространением политики мультикультурализма.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности. Однако необходимо иметь в виду, что в условиях, например, тоталитарного общества, негативная идентичность индивида может иметь объективно витальный характер как в личностном, так и в социальном аспектах, выражаясь в принятии роли правозащитника, диссидента, реформатора.

Традиционное «пограничное» положение Беларуси, ее вовлеченность в разнонаправленные социо-культурные и политические процессы, активное участие в процессе глобализации информационного пространства, а также стремительная активизация ее внешней политики в последние годы привели к тому, что одним из центральных вопросов национальной безопасности стал вопрос о национальной идентичности белорусов, ее содержании и организации ее воспроизводства. Ведь только субъект, четко представляющий кто он, стоящих на твердых культурно-исторических основаниях и имеющий осознанные цели в будущем, способен вступать в полноценную и равноправную коммуникацию с другими, вести диалог, приходить к компромиссам и совместным решениям. Еще более важной способность воспроизводить собственную идентичность оказывается в условиях беспрецедентного мирового финансово-экономического кризиса, преодоление которого, как признают эксперты, не может быть связано с возвратом к тем или иным существовавшим ранее практикам, а требует «прыжка» в будущее, создания новых социальных, экономических, технологических и культурных укладов.

Долгое время в Республике Беларусь проблематика национальной идентичности была отдана на откуп независимым и оппозиционным исследователям. Это привело к засилию в гуманитарной сфере довольно примитивных схематизмов и концепций, в основном западного происхождения, с точки зрения которой белорусы неизбежно представлялись в той или иной степени ущербной общностью, а положительные основы единства этой общности, самоидентификации ее членов, оставались вне анализа и обсуждения. Главными опорными тезисами в таких суждениях были примерно следующие:

- белорусы в массе своей не имеют (не используют) своего языка;

- они забыли свою историю (по крайней мере, ее довоенный период);

- они не знают и не уважают свою культуру.

К этому добавлялись различного рода замечания по поводу «недемократичности» и «нелиберальности» белорусов. Соответственно, в качестве пути к формированию из белорусов «нормальной нации» рассматривалось гражданское образование – специальные обучающие программы по языку, культуре, истории и т.д. – и формирование в стране институтов либеральной демократии. Предполагалось, что подобные нациостроительные практики могли быть импортированы из-за рубежа либо созданы в Беларуси при помощи зарубежных коллег.

Формирование по решению Главы государства системы идеологической работы в Беларуси с 2003 года не изменило эту ситуацию принципиально. Научные работы, связанные с государственной идеологией, касались, в основном, прикладных вопросов изложения и преподавания ее как учебной дисциплины, а не вопросов о сущности идеологии и механизме воспроизводства национальной идентичности.

В то же время, сам факт существования независимого белорусского государства на протяжении почти уже двух десятилетий, уровень поддержки Главы государства населением страны и многие другие явления и тенденции говорят об одном: у белорусов есть воспроизводящаяся национальная идентичность. И то, что различные теории и концепции не могут пока «расшифровать» эту идентичность, разобраться в механизмах ее функционирования, означает не какую-то «неправильность» белорусов, а прежде всего, неполноту и отчасти некорректность применяемых концепций и теорий, неспособных схватить суть и особенности того, что происходит в Беларуси.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]