Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в философию(1).DOC
Скачиваний:
85
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
710.55 Кб
Скачать

2.Объективный критерий и типы социального прогресса.

Знание закона развития и смены формаций позволяет поставить на конкретную научную почву изучение проблемы общественного прогресса.

Противоречивость общественного прогресса.

Развитие цивилизации принесло собой явное смягчение нравов, утверждение идеалов гуманизма. Но в 20-ом веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества.

Европу залила черная волна фашизма. В 20-ом столетии мир время от времени потрясают вспышки терроризма со стороны правых и левых экстремистов, для которых человеческая жизнь - разменная карта в их политических играх. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности - разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижения относительного материального благополучия в экономически развитых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми?

Объективный критерий прогресса.

Развитие общества - закономерный процесс. Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества, поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий прогресса. Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Применение критерия общественного прогресса в конкретной истории.

Следует учесть, что производительные силы определяют развитие общества

1. в конечном счете. 2. во всемирно-историческом масштабе 3. в самом общем виде.

Чтобы не ошибиться в применении критерия развития производительных сил, обязательно нужно учитывать, что это абстрактный и весьма общий критерий, значение которого проявляется, когда рассматриваются большие периоды человеческой истории.

Типы общественного прогресса.

1.Антагонистический. В эксплуататорском обществе противоречия проявляются в форме антагонизмов, то есть в борьбе классов, социальном и национальном гнете, насилии, войнах и т.д., и разрешаются в интересах какой-то части общества.

2.Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный тип общества по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий.

Свобода как продукт общественного прогресса.

Становление нового общества - это скачок человечества из царства необходимости в царство свободы. Чем свободнее общество, в котором живет человек, тем более свободен он сам. Освобождение коллектива есть условие освобождения личности. Подлинная свобода личности состоит в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей, сущностных сил и человеческих качеств.

3.Единство и многообразие мировой истории.

Эмпирическое многообразие конкретной истории - факт наблюдаемый и очевидный. В своё время Гегель провёл принципиальное разграничение эмпирической и "философской" истории. Последнюю, по его мнению, должна интересовать не сама конкретная история, а заключённый в ней разум, доказательство того, что история является разумным, необходимым обнаружением мирового духа.

Концепции локальных культур и цивилизаций.

Само по себе признание и подчёркивание разнообразие культур, их оригинальности, специфики и в этом смысле - относительной равноценности, критика позитивистского понимания прогресса как монотонного и прямолинейного движения истории, отказ от европоцентризма с его пренебрежительным отношением к истории европейских народов, недооценкой их самостоятельного вклада в культуру, безусловно, является сильной и даже привлекательной стороной концепции локальных культур и цивилизаций.

Исторические предпосылки выявления единства истории.

Сама постановка вопроса о единстве истории, о единой прогрессивной направленности развития человечества стала возможна тогда, когда реальная история достигла соответствующей степени зрелости, когда практически стала формироваться всемирная истории.

Идеалистическая трактовка единства истории.

На признании единства истории были построены философско-исторической концепции Гердера, Гегеля, Сен-Симона, Фурье, Конта, Спенсера, и многих других мыслителей, которые так или иначе ставили и рассматривали вопросы прогресса человеческого рода. Так Гердер подводил под идею единства истории природную, естественную основу, у Гегеля, напротив, единство истории придавал "мировой дух", который последовательно воплощался в духе различных народов, делая их таким путём всемирно-историческими. У Фурье идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придёт на смену существующей, у Спенсера она была элементом его общей теории эволюции, спокойного и постепенного развития капиталистических отношений.

Материальный подход к единству истории.

Единство теории закладывается в самой реальной жизни, в способе её материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Материальное производство в своём развитии подчиняется действию общих законов, которые являются одним из основных показателей единства человеческой истории.

Формы проявления единства исторического процесса.

Формы проявления этого единства, меняются в процессе исторического развития. Только из сущностной характеристики истории, скрытой за существующей разобщённостью народов, это единство всё в возрастающей степени становиться видимой чертой её наличного бытия. Прежде всего, это установление многообразных экономических, и иных связей между странами, развитие товарно-денежных отношений, образование союзов племён, консолидацию народностей, рост городов и т.д.

Экономические и культурные отношения между народами и государствами находятся в диалектическом взаимодействии с развитием техники, транспорта и связи. Наконец в самое последнее время формируется взаимозависимый, во многом целостный мир, в котором за массой противоречий, многообразием народов, их особенностей и интересов всё более отчётливо обнаруживается общая озабоченность возникшими перед человечеством глобальными проблемами, необходимостью выживания, избавление мира от угрозы ядерного истребления, то есть проблемами, которые могут быть решены только общими усилиями народов. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения её внутреннего единства, на старые формы наслаиваются новые, и то, что, история единый процесс развития человечества, становится всё более очевидным.

Причины и факторы многообразия истории.

Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличные реальные многообразия социальной жизни. Одним из основных источников которого является неравномерность исторического развития. Она обусловлена тем, что более развитые производительные силы способны далее развиваться более быстрыми темпами. Поэтому общества, обладающие различным уровнем производительных сил, живут как бы в разном историческом времени. Необходимо учитывать также роль личности, ее исторической инициативы, ее влияния на ход событий.

Важно подчеркнуть, что объективная логика всемирной истории воспроизводит поступательное развитие человечества только в его наиболее общем виде, очищенном от многообразных особенностей конкретной истории отдельных народов, стран и даже целых регионов, в том числе и от случайного в глобальном масштабе стечения обстоятельств. Общественный прогресс, как смена формаций, дает ключ к научному пониманию всемирной истории лишь в единстве с конкретно историческим подходом. Вообще многообразие есть условие осуществления единства. Любое реальное единство представляет собой единство многообразия. Многообразие обеспечивает человеку необходимую для выживания способность к адаптации, позволяет обществу, человеческим общностям приспосабливаться к различньм природным и историческим условиям и идти по пути прогресса.

БУДУЩЕЕ

Предвосхищение будущего в разных формах - от наивных пророчеств до научного прогнозирования - всегда играло важную роль в идейном обосновании жизненных интересов и стремлений народов. И не случайно ему уделялось столь значительное внимание в истории общественной мысли. Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в периоды острых социальных конфликтов, столкновений противоположных социальных идеалов.

Заинтересованность людей в предвидении будущего продиктована не праздным любопытством, а их жизненными потребностями, надеждами, которые они на будущее возлагают, а также опасениями относительно того, что их ожидает. Интерес к будущему объясняется тем объективным обстоятельством, что человеку органически присущи целесообразная деятельность, ее мысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожидание как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий. И сегодня интерес к тому, каким будет мир и на исходе нашего столетия, и далеко за его пределами, не является праздным. Ведь многое из того, что предпринимается и делается сейчас, получит свое завершение по истечении десятилетий и окажет огромное влияние на жизнь не только нашего, но и грядущих поколений.

Непосредственное, обозримое и отдаленное будущее:методы и средства познания

Предвидение - это знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Гносеологической основой предвидения служит способность высшей нервной деятельности к опережающему отражению действительности, то есть к предвосхищению в его различных формах. Этой способностью, как установили ученые, обладают уже высшие виды животных, однако только в деятельности человека она приобрела качественно новые, высокоразвитые формы, - как в практическом освоении, так и в теоретическом осмыслении окружающего мира.

В какой мере, однако, способен человек предвидеть будущее, предвосхищать реальные исторические перспективы социального прогресса? Обладает ли он необходимыми для этого научными методами и средствами познания в условиях, когда цена продвижения вперед традиционными способами социальных проб и ошибок может стать непоправимой? На эти вопросы философия дает положительный ответ: в настоящее время человечество располагает, хотя и несовершенными, но адекватными методами и средствами познания исторических перспектив человечества. При этом определенность, достоверность и вероятность научного предвидения зависят от того, о каком будущем идет речь -непосредственном, обозримом или отдаленном.

Будущее человечества - это не аморфное и неопределенное грядущее, без каких-либо временных рамок и пространственных границ, в котором может произойти все, что подскажет фантазия. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может реально содержаться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда это следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Периодизация будущего

Вот почему определенная периодизация не менее важна для научного предвосхищения перспектив человечества, чем для научного исследования его прошлого. Выделяя применительно к перспективам человечества этапы его поступательного развития, правомерно говорить о непосредственном, обозримом и отдаленном будущем. Такая периодизация не произвольна, а продиктована характером наших знаний о будущем, которые, в свою очередь, определяются объективными обстоятельствами. Знания о будущем по мере удаления от настоящего становятся все менее конкретными и точными, все более предположительными, как и знания о далеком прошлом человечества.

Относительно непосредственного будущего наука уже сейчас располагает многими конкретными данными, которые позволяют составлять обоснованные, весьма достоверные прогнозы на 20 - 30 лет вперед.

Демографы уверенно прогнозируют, что на земном шаре в 2000 году будет жить 6 млрд, а в 2025 - 8 млрд человек; на этот же срок рассчитаны и численность населения отдельных стран, его возрастная структура, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и т.п. Поскольку от научного открытия до его внедрения в массовое производство в среднем обычно проходит около 20 лет, то мы в целом можем достоверно судить о технологическом уровне экономики в начале следующего столетия.

Таких примеров достоверного знания о непосредственном будущем можно привести немало из различных сфер общественной жизни.

Что же касается обозримого будущего, охватывающего собой большую часть нынешнего столетия, то наши знания о нем носят, можно сказать, правдоподобный характер, покоятся на весьма неполной индукции и к ним следует подходить, тщательно определяя их вероятность. Ожидается, что быстрый рост мирового населения, по всей вероятности, прекратится во второй половине следующего столетия и его численность достигнет к 2100 году от 10 до 12,5 млрд человек. Для оценки обеспеченности производства минеральными ресурсами принимаются во внимание их потенциальные запасы в недрах земли.

Относительно же отдаленного будущего за пределами следующего столетия в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм воплощения в жизнь. Правомерно поэтому сказать, что наше незнание об отдаленном будущем заведомо преобладает над знанием. Дело в том, что к тому времени радикально изменится социальная жизнь общества, экономическая деятельность подвергнется глубоким технологическим преобразованиям, трансформируются потребности людей, средства и удовлетворения, так что проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.

Научные критерии предвидения

Предвосхищение будущего, суждения о перспективах человечества должны придерживаться строго научных критериев философского осмысления реального исторического процесса. Нелепо, например, пытаться детально, в подробностях описывать обозримое будущее с помощью каких-либо «контрольных цифр» производства и потребления современных видов продукции и услуг, ибо экономическая деятельность общества претерпит радикальные изменения уже в самом начале следующего века. Столь же наивно требовать от предвосхищения отдаленного будущего большего, чем предельно общие и гипотетические суждения, не связанные с определенными хронологическими сроками.

Исследование будущего, как принято сейчас называть составление социальных прогнозов и выявление перспектив развития человечества, стало за последнюю четверть века самостоятельным, междисциплинарным направлением в науке, что вызвано реальной потребностью общества.

Методы прогнозирования

В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических технических средств познания. Австрийский футуролог Эрих Янч насчитывает их около 200, и его перечень не является исчерпывающим. Однако основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти (остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограничена применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого.

Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.

Предвосхищение будущего неизбежно так или иначе влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащихся в социальных прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение. И в этом сплаве двух функций - познавательной и идеологической - может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа (вида): 1) поисковые; 2) нормативные; 3) аналитические; 4) прогнозы-предостережения.

Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательными» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности. Нормативные прогнозы, ориентированы на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.

Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.

Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в одном и том же социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.

Вывод

Предвосхищение будущего - это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.