Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в философию(1).DOC
Скачиваний:
85
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
710.55 Кб
Скачать

3. Структура практической деятельности и ее основные формы

Практика как единство объективной и субъективной сторон.

Структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: "субъектной" ( человек с его способностями, целями и целесообразными действиями ) и "объектной" ( средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности ). Надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в

производстве, но и люди, "свойства" которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения природы и изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

Формы практической деятельности.

Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития.

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. Все большую роль в обществе начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности, но и обладает проективно-конструктивной функцией, т.е. дает знание о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент.

Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность.

Техника и техническая деятельность.

Термин "техника" происходит от греческого "techne"- что означает искусство, навык, умение. Оно двойственно по своему смыслу. Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств, созданных человеком (машин, инструментов, транспортных средств), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства и удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт. Техника во втором смысле представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Примером этого рода может служить техника рисования, балетная техника, техника программирования и т. д. В самой сердцевине технической деятельности заложено диалектическое единство между материальными артефактами - те или иные устройства, созданные человеком - с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами деятельности и соответствующими техническими знаниями - с другой.

Развитие техники и технической деятельности, с одной стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит ее объективной основой.

В современной западной философии существуют разные, практически противоположные, концепции техники. Одна из них, получившая название концепции " технологического детерминизма ", считает технику и технологию решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и культура оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации сосредотачивается в руках технической элиты - технократии. Другая концепция - антитехницизм - рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя.

Обе концепции, при всей их видимой противоположности друг другу, имеют общую философскую предпосылку - признание неразрешимости противоречия между человеком с его притязаниями на свободу и неповторимую индивидуальность, с одной стороны, и техникой и технологией, уничтожающими индивидуальность, свободу и независимость, - с другой.

На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных последствий приводила к разрушению естественной среды обитания и к дегуманизации труда. Однако эта же техника в новых общественных условиях может и должна служить базой для гуманизации технической деятельности, для использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого труда. В этом коренится возможность соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.

ОБЩЕСТВО.

Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.

Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т. д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т. д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.

Термин "общественное сознание" характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание (в котором также могут быть внутренние разграничения, обусловленные отражением в сознании интересов различных общественных групп, классов), выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей, взаимодействие индивидуального и общественного сознания и т.д.

Задача философии - дать методологический ключ к познанию тех многообразных процессов, которые происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия также должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к научному анализу реального общественного сознания.

Общественное сознание является весьма сложным образованием, включает в себя разнообразные взаимодействующие друг с другом, взаимосвязанные элементы, каждый из которых имеет свою специфику- Поэтому идеализированная модель общественного сознания должна быть представлена как модель структурная, как абстрактное выражение структуры реального общественного сознания, позволяющее выделить каждый ее элемент "в чистом виде". Из каких же элементов складывается структура общественного сознания и как они соотносятся между собой?

В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.

Гносеологические предпосылки различения теоретического и обыденного уровней общественного сознания следует искать в разведении повседневного и теоретического уровней познания, которые и закрепляются в общественном сознании. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.

В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание тесно переплетаются, но для философского их анализа необходимо оба эти элемента сознания выделить и представить, так сказать, "в чистом виде". Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга.

Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но этим вовсе не принижается его значение, не отрицается его необходимость для повседневной жизни. Речь идет лишь о том, что если с позиции обыденного сознания, в котором отражается действительность на ее эмпирическом уровне, рассматриваются те вопросы, которые могут быть правильно решены только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. Важно, чтобы общественная наука оставалась на теоретическом уровне, чтобы ее понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, в ином случае она теряет свой научный статус.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Критерий разграничения форм сознания носит комплексный характер. Поскольку не существует какого-то одного признака по которому можно было бы отделить все формы сознания друг от друга, предстоит выявить несколько таких признаков, которые в совокупности, в комплексе могли бы послужить искомым критерием разграничения форм общественного сознания. Таких признаков можно насчитать четыре.

Во-первых, формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сил неземных, сверхъестественных, божественных.

Если же обратиться к таким разным формам знания, как наука и философия» то различить их по предмету отражения практически невозможно. Обычно ссылаются на то, что наука имеет своим предметом "особенное", конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания. Из этого следует, однако, лишь то, что конкретные науки и философия имеют разные предметы познания, но почему они являются разными формами общественного сознания, на основе данного критерия определить невозможно. Поэтому предмет отражения является лишь одним из признаков, отделяющих одну форму общественного сознания от другой.

Во-вторых, формы общественного сознания различаются по формам отражения. Так, наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей и т.д., искусство - в форме художественных образов, в религии исходными являются церковные догматы, в морали - нравственные чувства и нравственные нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что различия по формам отражения, и весьма существенные, имеются, но далеко не всегда можно провести здесь четкое различие.

В-третьих, формы общественного сознания различаются по особенностям своего развития, что можно наглядно проследить на сопоставлении развития науки и искусства. В науке осуществляется прогресс познания, и в этом состоит ее движение вперед. Но, скажем, применительно к искусству прогресс познания вряд ли может рассматриваться в качестве основного показателя развития.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются также по выполняемым ими социальным функциям. Здесь на первый план выступают практические различия между ними. Именно различия функций прежде всего выявляют своеобразие каждой формы общественного сознания.

Социальные функции, таким образом, характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющемуся как бы итоговым, все формы общественного сознания можно разделить на две большие группы. К первой относятся политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся наука, искусство и философия, которые в большей степени представляют собой именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и практической деятельности людей.

Таковы основные признаки, которые в совокупности позволяют отграничить одну форму общественного сознания от другой. Причем каждый последующий признак как бы в снятом виде включает в себя предыдущие, а не является просто рядоположенным с ними. Поэтому из них и формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.

ПРОГРЕСС.

В данной главе общество рассматривается преимущественно в его динамике, в процессе развития.