- •Вопрос № 7 особенности развития средневековой науки
- •Философская сущность теоцентризма:
- •На этом фоне определим эпистемологические особенности средневековья:
- •I Становление полумистического опытного знания
- •Предпосылки:
- •II Отрицание объективных законов природы
- •III Качественный характер знания
- •IV Комментаторский характер
- •V Универсализм
- •Общая характеристика средневековой науки: амбивалентность
Вопрос № 7 особенности развития средневековой науки
Понятие «Средневековье» впервые было введено в XV в. гуманистами Возрождения; оно обозначало «среднее» время между двумя пришествиями Бога – уже состоявшемся и грядущим. В XVIII веке это понятие приобрело негативный смысл тревожного, страшного «темного времени», озаряемого лишь кострами инквизиции. Серьезные исторические исследования XIX века изменили эту точку зрения. Сейчас общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного сближения, слияния христианства с достижениями античной мысли. Средневековая философия является в своей сущности религиозной философией, «служанкой богословия». Ее основополагающая категория – понятие Бога, а главные мировоззренческие вопросы – это вопросы о путях богопознания, взаимоотношения Бога и мира, Бога и человека, греховности последнего и возможности его спасения.
Примерные временные рамки средневековой философии составляют с II–VI века по XIV век. Если время «исчерпания» средневековой схоластики все исследователи единодушно датируют XIV веком, то в определении времени ее возникновения существуют расхождения. Если брать за точку отсчета 529 г. – закрытие языческих философских школ императором Юстинианом, то средневековая философия начинается с VI в. Если же принимать во внимание возникновение первых попыток философского осмысления христианского вероучения, то начало средневековой философии следует отнести ко II веку.
Различия между мировоззренческими установками античности и средневековья существенны. Это напрямую связано с изменением духовной доминанты, произошедшим в Европе на рубеже тысячелетий: на смену античному космоцентризму приходит средневековый теоцентризм (от греч. theos - Бог), под которым понимают принятие Бога в качестве абсолютного бытия и важнейшего объекта познания, а также общую направленность философских познавательных усилий на Его постижение.
Философская сущность теоцентризма:
I. Онтология |
1.Подлинным бытием обладает только Бог, трансцендентный миру. |
2. Креационизм: мир сотворен Богом из ничего |
3. Провиденциализм: все направляется Богом, исторический процесс есть осуществления Его замысла.
4. Атрибутом средневекового миросозерцания был телеологизм, заключающийся в истолковании явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благородны, занимают в иерархии ценностей более высокие места. Растения в свою очередь служат скоту.
|
5. Эсхатология: мир не вечен, в конце истории будет Страшный суд, где Бог-судья всем воздаст по заслугам.
6. Иерархизм. «Все «вещи видимые» обладают свойством воспроизводить «вещи невидимые», быть их символами. Но не все в одинаковой мере. Каждая вещь— зеркало, но есть зеркала более, есть менее гладкие. Уже одно это заставляет мыслить мир как иерархию символов». Символы подразделялись на «высшие» и «низшие», принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога на основе оппозиции небесного (непреходящего, возвышенного) — мирского (бренного, тленного, тварного). Так, вода «благороднее» земли, воздух «благороднее» воды и т. п.
|
II. Гносеология |
1. Главным источником знаний о бытии является Библия |
2. Символизм. Будучи сотворенной, всякая вещь — от пылинки до природы в целом — лишалась статуса онтологической основательности. Ее существование, определяемое неким верховным планом, не являясь независимым, не могло не быть символичным: оно лишь воспроизводило, воплощало, олицетворяло скрытую за ним фундаментальную сущность, несовершенным прототипом, дубликатом которой оно являлось. Онтологическая формула «все отмечено печатью всевышнего» в качестве гносеологического эквивалента порождала формулу «все исполнено высшим смыслом», которая в свою очередь предопределяла концептуализацию действительности на основе возрожденной мифологической, крайне символической типологии «причина — значение». Корни «гносеологического символизма» средневековья уходят в известное новозаветное: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово здесь — орудие творения, онтологическая стихия. Но не только. Переданное человеку, оно выступало и универсальным орудием постижения творения, средством реконструкции божественных творческих актов. Учитывая генетическую фундаментальность понятия по отношению к действительности, владение, обладание им вместе с тем означало владение исчерпывающим знанием о действительности, производной от понятия. В соответствии с этим процесс познания вещи заключался в обращении к исследованию понятия, ее выражающего, что определяло сугубо книжный, текстовой характер познавательной деятельности. Поскольку же наиболее представительными текстами, к тому же освященными непогрешимым божественным авторитетом, выступали святые тексты, идеалом, инструментом познания представлялась экзегетика — искусство истолкования святых писаний, этих предельных резервуаров всех возможных знаний. 3. Основным методом познания выступает экзегетика – толкование религиозных текстов. В период Схоластики четыре значения Писания стали восприниматься как различные уровни понимания текста. В дошедшем до нас латинском стихотворении это выражено следующим образом: Буква показывает нам то, что сделал Бог и отцы Церкви; Аллегория показывает, где скрыта наша вера; Моральное значение (этиология) дает нам правило повседневной жизни; Анагогия (эсхатология) показывает нам, где конец нашим спорам. Примером этого является понимание города Иерусалима. Буквально Иерусалим – исторический город, аллегорически представляет из себя Церковь, в моральном смысле – человеческую душу, а анагогически указывает на небесный Иерусалим. |
4. Критерием истинности полученного знания является его не противоречие установленному корпусу Священных текстов |
5. Объектом познания выступают одухотворенные вещи, познание которых очищает душу и способствует ее спасению. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов. Арифметика, необходимая для элементарного счета, получала также функцию мистического истолкования чисел, встречающихся в Священном писании. Геометрия включала в себя некоторые, порой весьма фантастические, сведения относительно различных стран и земель, а также и населявших их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организации церковного песнопения. Астрономия стала предметом, с помощью которого можно было прежде всего определять сроки наступления христианских праздников.
|
6. Вера выше знания |
III. Аксиология |
1. Человек в Средневековье представлялся существом сугубо амбивалентным: с одной стороны, он — венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой стороны, он — плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средоточием противоборства высших альтернативных сил мира — Бога и дьявола. В связи с этим вопрос реальной судьбы человека был вопросом вопросов. Последнее, конечно, укрепляло телеологизм. Если учесть, что «ради разрешения этого вопроса Бог... снизошел на Землю, чтобы в образе человека претерпеть за род человеческий проклятие греха — смерть и этой жертвой преодолеть грех и ад», то следовательно, «мир без человека немыслим, так как без него он был бы бесцелен». Однако не менее принципиально то, что местом действия всемирной драмы избиралось место жительства человека — Земля. Не что-нибудь, а именно она «представляла собой сцену, на которой происходило взаимодействие Бога, дьявола и человека». 2.Ценным провозглашается все то, что связано со священным, духовным, церковным. Например, светским знанием назывались те семь «свободных искусств», которые сложились еще в поздней античности. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов. Арифметика, необходимая для элементарного счета, получала также функцию мистического истолкования чисел, встречающихся в Священном писании. Геометрия включала в себя некоторые, порой весьма фантастические, сведения относительно различных стран и земель, а также и населявших их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организации церковного песнопения. Астрономия стала предметом, с помощью которого можно было прежде всего определять сроки наступления христианских праздников. |
3. Смыслом жизни человека провозглашается спасение души |
4. Фундаментальной добродетелью христианина объявляется смирение, отречение от самого себя, подчинение воле божьей
|