Скачиваний:
224
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
153.6 Кб
Скачать

Вопрос № 7 особенности развития средневековой науки

Понятие «Средневековье» впервые было введено в XV в. гу­манистами Возрождения; оно обозначало «среднее» время между двумя пришествиями Бога – уже состоявшемся и грядущим. В XVIII веке это понятие приобрело негативный смысл тревожного, страшного «темного времени», озаряемого лишь кострами инквизиции. Серьезные исторические исследования XIX века изменили эту точку зре­ния. Сейчас общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного сближения, слияния христианства с достижениями античной мысли. Средневековая философия является в своей сущности религиозной философией, «служанкой богословия». Ее основополагающая категория – понятие Бога, а главные мировоззренческие вопросы – это вопросы о путях богопознания, взаимоотношения Бога и мира, Бога и человека, греховности последнего и возможности его спасения.

Примерные временные рамки средневековой философии со­ставляют с II–VI века по XIV век. Если время «исчерпания» средневековой схоластики все исследователи единодушно да­тируют XIV веком, то в определении времени ее возникновения существуют расхождения. Если брать за точку отсчета 529 г. – закрытие языческих философских школ императором Юстини­аном, то средневековая философия начинается с VI в. Если же принимать во внимание возникновение первых попыток фило­софского осмысления христианского вероучения, то начало средневековой философии следует отнести ко II веку.

Различия между мировоззренческими установками античности и средневековья существенны. Это напрямую связано с изменением духовной доминанты, произошедшим в Европе на рубеже тысячелетий: на смену античному космоцентризму приходит средневековый теоцентризм (от греч. theos - Бог), под которым понимают принятие Бога в качестве абсолютного бытия и важнейшего объекта познания, а также общую направленность философских познавательных усилий на Его постижение.

Философская сущность теоцентризма:

I. Онтология

1.Подлинным бытием обладает только Бог, трансцендентный миру.

2. Креационизм: мир сотворен Богом из ничего

3. Провиденциализм: все направляется Богом, исторический процесс есть осуществления Его замысла.

4. Атрибутом средневекового миросо­зерцания был телеологизм, заключающийся в истолко­вании явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благо­родны, занимают в иерархии ценностей более высо­кие места. Растения в свою очередь служат скоту.

5. Эсхатология: мир не вечен, в конце истории будет Страшный суд, где Бог-судья всем воздаст по заслугам.

6. Иерархизм. «Все «вещи видимые» обладают свой­ством воспроизводить «вещи невидимые», быть их символами. Но не все в одинаковой мере. Каждая вещь— зеркало, но есть зеркала более, есть менее гладкие. Уже одно это заставляет мыслить мир как иерархию символов». Символы подразделялись на «высшие» и «низшие», принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога на основе оппозиции небесного (непреходящего, возвышенного) — мирского (бренного, тленного, тварного). Так, вода «благороднее» земли, воздух «благород­нее» воды и т. п.

II. Гносеология

1. Главным источником знаний о бытии является Библия

2. Символизм. Будучи сотворенной, всякая вещь — от пылинки до природы в целом — лишалась статуса онтологической основательности. Ее существо­вание, определяемое неким верховным планом, не являясь независимым, не могло не быть символичным: оно лишь воспроизводило, воплощало, олицетворяло скрытую за ним фундаментальную сущность, несовер­шенным прототипом, дубликатом которой оно являлось. Онтологическая формула «все отмечено печатью всевышнего» в качестве гносеологического эквивален­та порождала формулу «все исполнено высшим смыс­лом», которая в свою очередь предопределяла концеп­туализацию действительности на основе возрожденной мифологической, крайне символической типологии «причина — значение». Корни «гносеологического символизма» средневековья уходят в известное ново­заветное: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово здесь — орудие творения, он­тологическая стихия. Но не только. Переданное чело­веку, оно выступало и универсальным орудием пости­жения творения, средством реконструкции божествен­ных творческих актов.

Учитывая генетическую фундаментальность поня­тия по отношению к действительности, владение, об­ладание им вместе с тем означало владение исчерпы­вающим знанием о действительности, производной от понятия. В соответствии с этим процесс познания вещи заключался в обращении к исследованию понятия, ее выражающего, что определяло сугубо книжный, тек­стовой характер познавательной деятельности. По­скольку же наиболее представительными текстами, к тому же освященными непогрешимым божественным авторитетом, выступали святые тексты, идеалом, инст­рументом познания представлялась экзегетика — ис­кусство истолкования святых писаний, этих предель­ных резервуаров всех возможных знаний.

3. Основным методом познания выступает экзегетика – толкование религиозных текстов. В период Схоластики четыре значения Писания стали восприниматься как различные уровни понимания текста. В дошедшем до нас латинском стихотворении это выражено следующим образом: Буква показывает нам то, что сделал Бог и отцы Церкви; Аллегория показывает, где скрыта наша вера; Моральное значение (этиология) дает нам правило повседневной жизни; Анагогия (эсхатология) показывает нам, где конец нашим спорам. Примером этого является понимание города Иерусалима. Буквально Иерусалим – исторический город, аллегорически представляет из себя Церковь, в моральном смысле – человеческую душу, а анагогически указывает на небесный Иерусалим.

4. Критерием истинности полученного знания является его не противоречие установленному

корпусу Священных текстов

5. Объектом познания выступают одухотворенные вещи, познание которых очищает душу и способствует ее спасению. Грамма­тика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов. Арифметика, необходимая для элемен­тарного счета, получала также функцию мистического истолкова­ния чисел, встречающихся в Священном писании. Геометрия вклю­чала в себя некоторые, порой весьма фантастические, сведения относительно различных стран и земель, а также и населявших их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организа­ции церковного песнопения. Астрономия стала предметом, с по­мощью которого можно было прежде всего определять сроки на­ступления христианских праздников.

6. Вера выше знания

III. Аксиология

1. Человек в Средневековье представлялся суще­ством сугубо амбивалентным: с одной стороны, он — венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой сторо­ны, он — плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средо­точием противоборства высших альтернативных сил мира — Бога и дьявола. В связи с этим вопрос реаль­ной судьбы человека был вопросом вопросов. После­днее, конечно, укрепляло телеологизм. Если учесть, что «ради разрешения этого вопроса Бог... снизошел на Землю, чтобы в образе человека претерпеть за род человеческий проклятие греха — смерть и этой жерт­вой преодолеть грех и ад», то следовательно, «мир без человека немыслим, так как без него он был бы бесце­лен». Однако не менее принципиально то, что местом действия всемирной драмы избиралось место житель­ства человека — Земля. Не что-нибудь, а именно она «представляла собой сцену, на которой происходило взаимодействие Бога, дьявола и человека».

2.Ценным провозглашается все то, что связано со священным, духовным, церковным. Например, светским знанием назывались те семь «сво­бодных искусств», которые сложились еще в поздней античнос­ти. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было значительно урезано, так как приспосабливалось к выпол­нению религиозно-церковных и богословских функций. Грамма­тика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов. Арифметика, необходимая для элемен­тарного счета, получала также функцию мистического истолкова­ния чисел, встречающихся в Священном писании. Геометрия вклю­чала в себя некоторые, порой весьма фантастические, сведения относительно различных стран и земель, а также и населявших их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организа­ции церковного песнопения. Астрономия стала предметом, с по­мощью которого можно было прежде всего определять сроки на­ступления христианских праздников.

3. Смыслом жизни человека провозглашается спасение души

4. Фундаментальной добродетелью христианина объявляется смирение, отречение от самого

себя, подчинение воле божьей

Соседние файлы в папке Лекции по философии науки для аспирантов и соискателей