Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Внешняя политика Петра Первого и прочее.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
150.53 Кб
Скачать

4.Реформа в области культуры и быта

Реформы в сфере науки и образования

Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье – бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. В Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. В здании Сухаревой башни открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. В Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - «гимназия» пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

Светское образование потребовало массу новых учебников. В 1703 г. Вышла в свет «Арифметика, сиречь Наука числительная…» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Ф. Прокопович и др.

Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицыну, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и др. С декабря 1702 г. Стало выходить первое периодическое издание – газета «Ведомости».

В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В.Э. Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др.

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок); И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени был А.К. Нартов – изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела. Был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшими из них были: двухтомная «Гистория Свейской войны», создававшаяся при участии самого Петра I; «Ядро российской истории» - написана секретарем русского посольства в Швеции А.И. Манкиевым в 1715 г.; «Гистория о царе Петре Алексеевиче», составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б.И. Куракиным и опубликованная в конце XIX в.

По инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. Вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. Для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов» которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в. 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.

Реформы в области искусства

Именно потому, что в России XVIII века накладывались друг на друга процессы, которые на Западе развертывались на протяжении трех-четырех столетии, ведя культуру от Возрождения к Просвещению, художественное развитие Петербурга не знало той четкой динамики соотношения видов и жанров искусства, какая на Западе выразилась в смене иерархических структур художественной культуры – от безусловного господства живописи в эпоху Возрождения к возвышению словесных прозаических жанров в эпоху Просвещения, через сценическую доминанту в культуре XVII столетия. В Петербурге же шло параллельное развитие всех областей искусства, не столько споривших за свои права на вершине Парнаса, сколько догонявших друг друга в художественном самоопределении.

Живопись и скульптура

Вместе с тем, следуя ренессансной логике взаимоотношения искусств, с самого начала века в художественной культуре новой российской столицы все более видное место стала занимать живопись, в особенности портретный жанр, выраставший из парсуны. Во второй половине века это привело к появлению замечательной плеяды портретистов в станковой живописи, а за ней и в скульптуре – Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.И. Шубина. И в творчестве иностранных мастеров, приезжавших в Петербург на более или менее длительное время, портретный жанр занял центральное место – достаточно вспомнить «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло, обозначивший появление в Петербурге неизвестного русскому искусству жанра монументальной портретной скульптуры; второй конный памятник основателю Петербурга (созданный Б.-К. Растрелли раньше, но поставленный лишь Павлом I) подтвердил принципиальность развития этого жанра пластического искусства, непосредственно связывающего его с архитектурой. Примечательно, что портрет приобрел широкое общественное признание и в третьей форме – в миниатюрной живописи и миниатюрной барельефной скульптуре: медалях и камеях. Укоренилась и введенная Петром практика награждения наряду с орденом Андрея Первозванного портретами царя; получившие такой докатив носили миниатюру на груди, приколотой к банту или висящей на ленте. Первыми мастерами портретной миниатюры были Г.С. Мусикийский, А.Г. Овсов (имена ряда мастеров остались неизвестными). Начиная с Екатерины II, русские правители в знак особого расположения стали дарить свои миниатюрные портреты гораздо более широко, и уже в конце XVIII века искусство портретной миниатюры достигло расцвета.

Положение портретного жанра свидетельствовало о том, что в центре внимания формировавшейся в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек все более и более конкретно – как индивид, как личность, как неповторимая индивидуальность, социальное положение и культурная деятельность которой заслуживали увековечения в художественном образе. Так изменялся смысл самого слова образ – из иконного изображения, из образа Божьего он превращался в изображение конкретного человека. (В этом свете кажется совсем не случайным, что одним из первых образов художника в русской литературе стал образ художника-портретиста в повести «Портрет» Н.В. Гоголя).

Такая оценка личности в искусстве согласуется с новым отношением к человеку в русской философии и педагогике XVIII века, осваивавших, как уже отмечалось, опыт просветительских идей западных мыслителей и искавших самостоятельное решение проблемы; наиболее значительное явление – упоминавшийся трактат А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Но если в философско-педагогических концепциях речь шла о человеке вообще, о его родовых качествах, то художественный портрет преломлял общее в особенном и единичном, вплотную подходя к познанию и образному воплощению личности

Быт Петровского времени

Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника – велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак – своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. Обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Не желавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) – огромные по тому времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава.

В 1700 г. Был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь – сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного – старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Подлинным пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость – подготовка к службе, а счастье – следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. Были введены ассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. Вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев – ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи – великого государства европейского типа.