Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бреслав 1.doc
Скачиваний:
141
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
638.46 Кб
Скачать

Мотивационная теория эмоций

Идея о том, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна, по крайней мере, со времен античности. Сторонники и последователи Эпикура неизменно считали, что люди стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия. При этом предстоящее удовольствие выступает и побуждением, и тем, что придает смысл поведению (Леонтьев, 1975) (естественно, только в случае, если такая цель соответствует нормативным ожиданиям тех, кто стремится к этому удовольствию).

В научной психологии неоднократно высказывались идеи о роли эмоций в мотивации поведения. Так, Фредерик Бартлетт отмечает, что эмоции обеспечивают побуждение неспецифического характера для выполнения необходимого действия (ВагпеП, 1925). Возникновение эмоции, по Бартлетту, означает указание организму на столкновение несовместимых тенденций к действию (отрицательные эмоции) или на происходящую или возможную интеграцию этих тенденций (положительные эмоции). Подобные идеи можно обнаружить в исследованиях мотивационной сферы в научной школе Курта Левина, если считать эквивалентом термина «эмоция» термин «валентность» (а основания для этого есть, ибо «валентность» определяется в этой научной школе через субъективную ценность объектов, способствующих или препятствующих удовлетворению актуальных потребностей, то есть почти так же, как многие современные исследователи определяют эмоции). При этом именно один из наиболее известных сторонников мотивационной теории Роберт Липер был в числе наиболее яростных критиков теории Левина (Ьеерег, 1969).

Дискуссия конца 1940-х годов между Дональдом Хеббом, сторонником идеи о дезорганизующей роли эмоций (НеЬЬ, НеЬЬ, 1949/1969), и Робертом Липером (Ьеерег, 1948/1969), сторонником идеи об интегрирующей роли эмоций, приводит последнего к формулировке мотивационной теории эмоций, которую горячо поддерживают и представители смежных наук (ВЫга, 1969; Виск, 1985).

Другой сторонник мотивационной трактовки эмоций Пол Янг предложил рассматривать эмоцию не столько как мотив, сколько как знак того, что мотив актуализирован, заблокирован или реализован (Уоип§, 1943). Только в случае развития эмоций в стабильные отношения, они могут становиться мотивирующим фактором. При этом Янг выдвинул чисто гедонистическую трактовку мотивационной природы эмоций: регулирующая и направляющая функция эмоций реализуется благодаря максимизации положительных переживаний и минимизации отрицательных, что и ведет к развитию старых и формированию новых мотивов (там же).

В своей программной статье Роберт Липер категорически отвергает представление о дезорганизующей роли эмоций, считая такого рода идеи результатом влияния философии рационализма и неправомерного обобщения эмпирических данных, ибо, во-первых, само явление дезорганизации отождествляется с ее причинами, во-вторых, остаются неясными точка отсчета и критерии при констатации дезорганизации (Ьеерег, 1948/1969). Липер различает две, на его взгляд принципиально различные, группы мотивационных процессов: витальные потребности и соответствующие им ощущения жажды или голода, тепла или холода, боли или духоты; эмоции и соответствующие им переживания, не ограниченные исходными потребностями.

«Поведенчески, можно ли говорить о дезорганизации индивида при страхе или гневе? — вопрошает Липер. — Если да, то футбольный тренер совершает весьма недалекие поступки, затрачивая колоссальные усилия на то, чтобы эмоционально возбудить свою команду» (Ьеерег, 1948/1969, с. 180). В одной из своих последних работ Липер подчеркивает роль эмоций в восприятии ситуаций, ибо именно эмоции, по его мнению, выражают наиболее значимые для человека аспекты ситуации (Ьеерег, 1970). В частности, он ссылается на исследование восприятия проективных тестов Роршаха и ТАТ, где богатство индивидуальной интерпретации ставит в тупик традиционный для психологов восприятия анализ, или приводит еще более известные феномены «фигуры-фона» в знаменитой вазе Рубина или в рисунке Боринга «Жена или теща». В заключении работы он говорит даже о мотивационно-перцептивной теории эмоций (Ьеерег, 1970).

Несмотря на обилие общих тезисов о положительной роли эмоций, интерес в рамках мотивационной теории скорее представляют конкретные эмпирические работы, направленные на описание включенности эмоций в процессы регуляции как познания, так и работы организма (Р1шсЫк, 1980: ЬеуегмЫ, 1984).

В то время как очень многие исследователи вполне согласны с участием эмоций в организации поведения, лишь немногие склонны считать эмоции тем, что побуждает и «смыслообразует» поведение человека, хотя для «человека с улицы» это и выглядит так. Мы ведь идем в бар, чтобы «покайфовать» или «оттянуться». И так же многие другие свои поступки, которые мы не можем объяснить внешними причинами, мы объясняем стремлением к удовольствию и к избеганию неудовольствия.