Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горьковская УМКД.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.76 Mб
Скачать

Декабристы

14 Декабря. Вечер

19.00. Члены тайного общества собираться на квартире Рылеева. Приехали Арбузов, Михаил Бестужев. Из дома Сперанского приехали члены общества: капитан Корнилович и обер-прокурор Сената Краснокутсткий, они привезли точные сведения о завтрашней присяге. Краснокутский сообщил, что Сенат собирается для принятия присяги в семь часов утра.

Рылеев: «Драгоценен сам факт восстания вне зависимости от результата». Трубецкой: «Целесообразной может быть только хорошо подготовленная в военном отношении операция. Главное – это захват дворца. Если этого не произойдет, срывается все восстание».

23.00 – 24.00 А. Бестужев и Якубович уехали в Гвардейский экипаж, чтобы Якубович познакомился с офицерами и гвардейскими матросами, которых Якубовичу по плану предстояло возглавить на следующий день.

Петр Бестужев, пришедший после полуночи к брату Александру, увидел, что тот заряжает пистолеты. Булатов не спал в ту ночь – писал прощальные письма. Не спал Якубович, взвешивая все все возможные варианты. Каховский провел ночь в тяжелых сомнениях. Много месяцев готовил он себя к цареубийству.

М. Бестужев уговаривал Кушелева (караульный начальник города) не присягать императору Николаю и не впускать его брата Михаила в город. Кушелев отказался.

14 Декабря

6.00 К А. Бестужеву приезжает Каховский. Бестужев просит его не ездить на Дворцовую площадь, а быть со всеми на Сенатской. Сюда же приезжает Якубович и сообщает, что он отказывается от участия.

7.00 К Рылееву пришли Трубецкой, Штейнгель и Репин. Как только ушли Штейнгель, Репин, Трубецкой появились А.Бестужев и Каховский со своим страшным известием. Они разработали дальнейший план действий. П. Бестужев отправляется с запиской в Гвардейский экипаж предупредить Арбузова, чтобы тот не ждал Якубовича. Оболенский и Бестужев отправили Каховского предупредить Панова о происходящем. 8.00 Булатов приезжает к Якубовичу, который говорит, что его отстранили от дела. Они договариваются, что один без другого не начнет. После Якубовича Булатов приезжает в Главный штаб, где требует под свою команду все роды войск (это было невозможным и являлось фактическим отказом от взятых на себя на кануне обязательств).

8.00 - 10.00 Оболенский отправился в Гвардейский экипаж, к измайловцам, в Московский полк, во 2-й батальон Преображенского полка. Рылеев и Пущин приехали к Трубецкому и сообщили, что главные исполнители его плана отказываются этот план выполнять. Уходя, они сказали: «Мы на вас надеемся».

10.30 М.Бестужев и Д.Щепин-Ростовский вели 3-ю и 6-ю роты Московского полка к Сенату с криками: «Ура, Константин!». Дойдя до Сената, они начали построение неполных рот в каре ближе к Сенату.

К этому времени руководство целиком сосредоточилось в руках Рылеева и Пущина, которые держались вместе, ибо им предстояло в случае успеха вдвоем вести переговоры с Сенатом. Около 11.00 Рылеев, Пущин, Одоевский поспешили к Сенату.

11.00 – 13.00 Провалилась попытка поднять Измайловский полк. «Измайловский полк был в тот день весьма ненадежен». Полк присягнул Николаю. Гвардейский экипаж не решался начать присягу без старших начальников.

К мятежникам на Сенатской площади подъехал Милорадович. Каховский выстрелил в Милорадовича. Сразу после выстрела Каховского фас каре, обращенный к Исаакиевскому собору дал залп.

В Гвардейском экипаже произошла заминка. Услышав выстрелы, П. Бестужев, находившийся там, скомандовал: «За мной! На площадь! Выручать своих!» И весь Гвардейский морской экипаж в полном составе пошел по набережной на Сенатскую площадь.

В казармы Финляндского полка приезжает Розен и говорит Тулубьеву, что московцы уже стоят на площади, что восстание началось, что «все полки идут к площади и нам должно идти туда же». Тулубьев дает согласие на вывод финляндцев. В 12.30 сюда приехали Репин и Рылеев, сообщившие, что убит Милорадович. После этого сообщения Тулубьев приказывает распустить полк.

12.30 1-ая рота лейб-гвардии Гренадерского полка спустилась на невский лед и бегом двинулась по реке к Сенатской площади.

Восставшие очень активно пикетировали площадь. Одоевский прискакал к Сенату. Он возглавил выдвинутый вперед взвод московцев, усиливший стрелковую цепь.

13.30 Началась первая атака Конной гвардии. В это же время Панов готовит выход остальных рот лейб-гренадеров. Когда донеслись залпы с площади, Панов крикнул: «Слышите, ребята, там уже стреляют. Бежим на выручку! Ура!» Мощная колонна бросилась по направлению к Неве. Панов со своими солдатами пошел наискось к Мраморному дворцу, сделав крюк, свернул на мильонную улицу и повел колонну на дворцовую площадь. Лейб-гренадеры подойдя к дворцу, вошли во внутренний двор. Постояв во дворе, они развернулись и пошли на Сенатскую площадь, не сделав попытки захватить Зимний дворец.

14.30 Столкновение колонны лейб-гринадеров с Николаем. Панов давал лаконичные четкие указания. «Встретив кавалерию, я выбежал вперед и закричал: «За мной!» и пробился штыками». Егеря и измайловцы пропустили лейб-гринадеров беспрепятственно. 900 солдат Панова присоединились к восставшим.

Парламентеры. Встреча с митрополитом Серафимом. На призывы митрополита: «Воины успокойтесь! Вы против Бога и церкви поступили! Константин Павлович, письменно и словесно, троекратно отрекся от престола. Николай Павлович законно заходит на оный! Синод, Совет и Сенат уже присягнули!». Мятежники отвечали: «Где Константин? Константин в оковах на станции близ столицы. Подайте его сюда. Ура, Константин! Какой ты митрополит, если присягнул двум царям? Ты изменник, дезертир николаевский!»

Уговоры Михаила Павловича закончились тем, что впереди колонны встали трое -высокий человек в платье (штатском) и двое офицеров. В руке у штатского был пистолет. Прозвучали выстрелы. Михаил ускакал. Переговоры не удались.

16.15 Стемнело. Было холодно. Александр Беляев вспоминал: «Под вечер мы увидели, что против нас появились орудия, но так как никого из вождей на площади не было, то никто не решился взять на себя ответственность двинуть батальоны на пушки, и быть может, начать смертельную борьбу. Пущин сказал Бестужеву, что «надобно еще подождать темноты и тогда какие-нибудь полки перейдут на нашу сторону». Началась пальба орудиями по порядку. Картечь опрокинула ряды восставших. Солдаты прыгали на лед. М. Бестужев начал строить московцев на невском льду, чтобы идти на Петропавловскую крепость и превратить ее в базу восстания, где могли собраться рассеянные роты. Но ядра разбили лед, солдаты стали тонуть.