Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бумажное лицо империи (под редакцией С. Егорова...docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
7.56 Mб
Скачать

Одинаковы лишь с виду! (1769).

25 рублей 1769 - 1786 годов. Самая «мелкая» купюра того времени обладала рядом преимуществ перед билетами Европы. Но ведь не зря проектировали самые лучшезащищенные ассигнации. Но всё равно, дизайн этих ассигнаций был довольно примитивен. На ассигнации нанесена типографским способом надпись: «Объѧвителю сѣй государствѣнной ассигнацiи платiть московской банкъ дватцать пѧть рублей ходячею монетою 1769 года. Санктъ-Петербургъ» (или Москва). Рамка купюры выполнена так же – по-типографски. На данном типе ассигнации наблюдается от шести до двадцати восьми подписей директоров и кассиров Государственного Ассигнационного банка настоящими чернилами. И это неудивительно – в Российской империи к тому времени количество ассигнаций было очень маленьким.

50 рублей 1769 – 1786 годов. Эта купюра почти не отличается от «четвертного» того же года. Та же рамка, те же надписи. А можно ещё точнее о надписях на купюрах времён Екатерины Великой. За рамкой ассигнации находится, с первого взгляда, пустая местность. Но на самом деле там находятся надписи: Любовь къ Отѣчеству (вверху) и Государственная казна (по бокам). Иногда – Дѣйствуетъ къ пользе онаго. Пользы, конечно, от этих надписей не было. Они были, вероятно, либо для красоты, либо просто для того, чтобы занять пустующее место на банкноте. Кстати, размер ассигнаций был довольно крупным - 25х19 см.

75 рублей 1769 – 1771 года. При слове «екатерининская 75-рублёвая ассигнация» у большинства бонистов возникает сопоставление с самой таинственной купюрой XVIII века. Лично для меня новость о том, что ассигнаций достоинством 75 рублей не сохранилось, вызвала шок. Так пропадают, хоть и не шедевры мирового искусства, но бонистические редкости. Это одна из тех купюр, которые занесены в «чёрную книгу бонистики». Последней раз такую ассигнацию видели в 80-е годы ХХ века. Как выглядела эта ассигнация, не вызывает сомнения - как все ассигнации 1769 года. Единственные три отличия - подписи, номинал и порядковый номер, как я говорил во введении. Ассигнация была выполнена на великолепном полиграфическом уровне, была крупного достоинства. Только вот не прижилась она в Российской империи. В 1771 году её просто-напросто изъяли из оборота и сожгли. Подробнее об их изъятии читайте в разделе «Фальсификаты».

100 рублей 1769 – 1786 года. Ничего нового не могу сказать о сторублёвке 1769 года. Эта купюра очень редка, но всё же автору удалось обнаружить один такой образец для фото. Она защищена не лучше предыдущих типов, да и так очень на них похожа. Зато расскажу об образце на фото. Сторублёвка данного образца самым лучшим образом показывает защиту русских ассигнаций второй половины XVIII века.

Простые, как газета «Правда» (выпуск ассигнаций 1786 года).

Новые ассигнации ввели Манифестом от 28 июня 1786 года. Из-за слишком большой эмиссии курс к серебру стремительно падал и достиг к 1810 году 25 копеек серебром. В 1819 были обменены на ассигнации 1819 года. Ассигнации имели много плюсов: они были сделаны на лучшей бумаге с улучшенным водяным знаком, имели цветовую гамму (5 р. – синий; 10 рублей – красный; 25, 50, 100 рублей – белый). В 1802 году ввели иные ассигнации, а в 1804 году продолжили выпуск данных ассигнаций. Император Павел Первый собирался отменить бестолковые ассигнации, которые ничем не обеспечивались. Они могли держаться до тех пор, пока народ не поймет, что расплачивался не бумагами золотой казны, а просто - БУМАГОЙ. Понимается это просто: Павел боялся бунта населения. Начал император эту затею в 1799 году. Он собирался выкупать ассигнации у народа с очень заманчивыми процентами, например, за 5-рублёвую ассигнацию по его указу давали 6 рублей 25 копеек золотом. Но у Павла ничего не вышло, так как в казне не хватило золота, а ещё так получилось, что он ещё хуже обманул народ. Он взял их деньги, но обменять не мог. Даже без процентов золота бы не хватило, а он ещё «привинтил» проценты. Император поспешно бросил эту идею.