Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
polittsunami.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
1.63 Mб
Скачать

Внешние линии разлома

Каддафи, совершив свою «социалистическую революцию Джамахирии», восстановил против себя большинство монархий Персидского залива:

– он сверг монархию, о чем короли и эмиры Залива всегда помнят;

– он установил светский режим «исламского социализма» и показал всему арабскому Востоку, что этот строй в условиях крупной сырьевой ренты обеспечивает для широких народных масс гораздо более высокий уровень и качество жизни, чем тот, какой они имеют у себя на родине;

– с позиций этих достижений он не только призывал другие арабские (и вообще исламские) народы совершать революции и жить по его «Зеленой книге», но и активно вмешивался в их внутреннюю политику, а также наращивал влияние в Лиге арабских государств и Организации Исламская Конференция;

– он фактически вытеснил Саудовский королевский дом с его позиций во многих регионах Африки, заменив его своим влиянием как непосредственно, так и через созданный активными усилиями Каддафи Африканский союз.

У ряда западных лидеров есть к Каддафи давние «исторические счеты».

США и Великобритания помнят решительное изгнание из Ливии после «революции Каддафи» своих военных баз, а также национализацию своих нефтяных активов.

Франция много лет сталкивалась с Каддафи за влияние во франкофонной Африке, причем временами (как в Чаде) эти столкновения доходили до прямых вооруженных конфликтов.

Италия всегда боялась неожиданных поворотов в политике Каддафи, который мог в любой момент «залить» страну потоком нелегальных мигрантов из Африки. Не последнюю роль в неприязни Запада к Каддафи играли и последствия его политики «экспорта революций», в ходе которой он поддерживал антивластные движения по всему миру, а также способствовал выезду в «горячие точки» (подальше от Ливии) своих радикальных исламистских противников. И хотя роль самого Каддафи или его спецслужб в теракте в Берлине, а также взрывах американского и французского самолетов никогда не была безусловно доказана, именно перечисленные обстоятельства стали основными мотивами для введения в 1992 году против Ливии, как «главного спонсора глобального терроризма», санкций ООН.

Для стран Запада, и прежде всего США, Каддафи был неприемлем как по той причине, что показывал всему миру пример успешного «арабского социализма», так и потому, что проявлял предельную экономическую и политическую независимость. У Ливии не было внешних долгов, не было слоя крупных властных олигархов, на которых возможно влиять угрозой конфискации их счетов в западных банках (замороженные на Западе якобы «активы семьи Каддафи» – в действительности в основном активы государственной Национальной нефтяной корпорации и государственных Инвестиционных фондов).

Смягчение политики Каддафи, его признание ответственности (но не вины) Ливии за упомянутые выше теракты, а также выплата компенсаций их жертвам были важным поводом, но не главной причиной снятия с Ливии международных санкций в 2004 г. Как сообщают эксперты, одним из условий снятия санкций было требование со стороны США и стран ЕС обеспечить широкий допуск в Ливию международных нефтяных компаний. Именно по этой причине в июне 2003 года на общенародном съезде Каддафи объявил о новом курсе страны на «народный капитализм» и о начале приватизации нефтегазовой промышленности. И тогда же Каддафи подписал с Италией договор о совместном контроле за нелегальной иммиграцией.

Начиная с 2005 г., в Ливию вернулись работать (в основном на условиях Соглашений о разделе продукции) около 40 зарубежных нефтяных компаний. Объем «нефтяной ренты» (которая ранее почти полностью аккумулировалась в национальном бюджете и инвестиционных госфондах) в результате начал падать. И в 2009 г., почувствовав риск обвала доходов в ходе кризиса и снижения цен на нефть, Каддафи заявил о нежелании приватизировать Нацио-

нальную нефтяную корпорацию (на что очень рассчитывали, прежде всего, нефтяные компании из Франции, Италии и США). А далее Каддафи сказал, что соглашения с иностранными компаниями о «равном» разделе добытой ими в Ливии нефти – несправедливость по отношению к ливийскому народу и что будет правильно сократить долю таких компаний до 10–15%.

Ливия обладает самыми большими в Африке подтвержденными запасами нефти (до 50 млрд. барр.), а оценки ее нефтяных резервов (причем пока что разведано не более 30% территории страны) составляют порядка 100 млрд. барр. на суше и примерно столько же на шельфе. И потому эти решения Каддафи стали очень болезненными ударами по интересам зарубежных нефтедобывающих «грандов». Особенно с учетом того обстоятельства, что основная часть ливийской нефти – наиболее ценная, легкая низкосернистая, требующая минимальных затрат на переработку.

Кроме того, в последнее время нарастающую активность в получении контрактов на ливийские нефтяные месторождения, а также в участии в других ливийских инфраструктурных и промышленных проектах проявляет КНР. В частности, ряд перспективных нефтяных объектов в стране получила в разведку и разработку крупнейшая китайская нефтяная госкорпорация CNPC. В Ливии до начала нынешней войны работало более 30 тыс. китайских специалистов и рабочих (после начала войны они почти все были эвакуированы из страны). И это ливийское «китайское» обстоятельство – на фоне все более высокой активности китайского бизнеса в Африке в целом – осведомленные эксперты считают одним из важнейших мотивов организации странами Запада войны против Каддафи158.

Совокупности перечисленных «внешних» и внутренних мотивов оказалось достаточно для того, чтобы Каддафи, которого еще полгода назад с большим почетом принимали в ведущих странах мира, «вдруг» оказался страшным диктатором, которого необходимо немедленно свергнуть.

Несмотря на то, что Каддафи неоднократно призывал ООН прислать в Ливию международную комиссию, способную разобраться в ситуации и определить правомочность действий правительства против начавшегося в Киренаике мятежа, такая комиссия не прибыла. Вместо этого последовали резолюции СБ ООН ¹1970 и затем ¹1973, открывшие войну США и НАТО против Триполи и обеспечившие прямую и косвенную поддержку мятежников, включая наземные действия, а также поставки оружия159. Это стало возможно благодаря тому, что резолюция ¹1973 содержала беспрецедентно размытую формулировку даваемого ООН мандата о допустимости «для защиты мирных граждан» применения ЛЮБЫХ МЕР, за исключением военной оккупации. То есть давала возможность (беспрецедентную для документов ООН) широчайших «интерпретаций» содержания мандата.

Уже вскоре после начала войны против Каддафи глава Пентагона Роберт Гейтс и председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США Майкл Маллен на заседании комитета по делам ВС Сената признали, что после ухода Каддафи в Ливии обязательно развернется борьба за власть, причем Гейтс призвал «не преувеличивать способность американцев влиять на политический исход событий в Ливии» после свержения Каддафи160.

Тем не менее авиация и крылатые ракеты коалиции быстро уничтожили авиацию Каддафи, а затем (поскольку теперь часть мандата, касающаяся «обеспечения бесполетной зоны», оказалась выполненной) занялись уничтожением бронетехники и наземных войск Каддафи, а также попытками убить его самого путем бомбардировки тех мест, где он мог в данный момент находиться. При этом использовались, в том числе, ударные самолеты АС-130, которые предназначены исключительно для истребления живой силы противника в условиях полного отсутствия у него средств ПВО161.

Однако довольно быстро выяснилось, что единственные боеспособные части, которые имеются у мятежников, – это около тысячи исламских боевиков, прошедших школу войн в Афганистане, Боснии, Ираке и других горячих точках. И что остальные просто не умеют не то что организованно воевать, но даже правильно обращаться с доставшимся из разграбленных складов оружием162. В результате войска Каддафи неизменно и быстро наступают в моменты, когда в воздухе нет авиации НАТО, и откатываются назад, когда эта авиация наносит удары по войскам Триполи. Причем авиация НАТО уже неоднократно «по ошибке» наносила ракетные и бомбовые удары по танковым колоннам и соединениям мятежников163 .

Когда войска Триполи пересели с танков на джипы с пулеметами, неотличимые от таких же джипов мятежников Бенгази, военная ситуация в Ливии зашла в тупик, что уже в конце марта – начале апреля откровенно признали командующие силами коалиции164.

После этого основные механизмы воздействия «мирового сообщества» на Каддафи существенно изменились. Катар – в нарушение торгового и военного эмбарго, установленного против Ливии резолюцией СБ ООН ¹1970, – начал продавать на мировом рынке от имени мятежников ливийскую нефть165 , а также поставлять Бенгази наиболее современное (в том числе французское) оружие166. США, Великобритания и Франция увеличили контингенты своих спецслужб в войсках мятежников. Теперь «спецы» из этих стран не только наводят на цели Каддафи ракеты и самолеты коалиции, но и снабжают Бенгази средствами связи и управления боем, а также спешно обучают солдат мятежников современным методам ведения войны167.

Но главное – резко усилилась дезинформационная война против правительства в Триполи и лично Каддафи.

Эта ложь началась еще до войны с заявлений о том, что Лига арабских государств (ЛАГ) в полном составе решительно потребовала от ООН вмешаться в ситуацию в Ливии. На деле из 22 стран ЛАГ на заседании присутствовало только 11, и сначала предложение обратиться в ООН поддерживали лишь 7 членов ЛАГ (6 монархий Залива и Египет в лице нынешнего главы ЛАГ Амра Мусы). После дебатов сторонников резолюции стало 9, но две страны – Алжир и Сирия – все-таки голосовали против обращения в ООН168.

Затем «мировые СМИ» сообщили, что основной «ударной силой» войск Каддафи, осуществляющей геноцид ливийского народа, являются зарубежные наемники из так называемого «Панафриканского исламского легиона». Однако правозащитная организация Human Rights Watch, которая никогда не симпатизировала Каддафи, признала, что у ее активистов в Ливии нет данных об участии бойцов легиона в репрессиях и подавлении массовых выступлений в ливийских городах169.

А далее мировые СМИ начали наперебой цитировать фальшивки «Аль-Джазиры» о десятках тысяч мирных жителей, убитых войсками Каддафи, а также о готовности чуть не всего окружения Каддафи предать его и перейти на сторону мятежников170 . На саммитах спешно созданной «контактной группы по Ливии», где тон задает Катар, непременным и главным условием установления мира в Ливии было объявлено немедленное и безоговорочное отстранение от власти самого Каддафи, а также членов его семьи и ближайших соратников171.

Апофеозом этой кампании стали два события. 15 апреля глава Минобороны Франции Жерар Лонге заявил, что его страна, США и Великобритания намерены выйти за пределы мандата резолюции ¹1973 СБ ООН172. И в этот же день все ведущие мировые СМИ распространили совместное заявление Б.Обамы, Н.Саркози и Д.Камерона, в котором в качестве оправдания необходимости эскалации войны коалиции в Ливии повторяется миф о том, что Каддафи – убийца, который начал и ведет войну против собственных мирных граждан, и что спешка коалиции была вызвана «гуманитарными целями» – необходимостью немедленно остановить диктатора173.

Правда, незадолго до этого обращения Абдель Фаттах Юнис, бывший глава МВД у Каддафи, а ныне командующий вооруженными силами мятежников, подпортил благородное реноме «повстанцев». Юнис возмутился отказом сил НАТО бомбить Мису-рату, поскольку там есть мирные жители, и заявил, что «там, где есть войска Каддафи, мирных жителей нет»174.

А затем упомянутое обращение трех лидеров стран, развязавших войну против Каддафи, оказалось дезавуировано публикацией отчета миссии Human Rights Watch о расследовании ситуации с гибелью мирных жителей в результате действий войск Каддафи в Мисурате (о многих тысячах таких жертв каждый день твердили со слов «представителей повстанцев» мировые СМИ)175. Выяснилось, что миссия Human Rights Watch насчитала в Мисурате за два месяца войны 257 убитых и 949 раненых, причем среди раненых оказалось 22 женщины. Совершенно очевидно, что в случае бомбардировок мирных жителей среди раненых было бы много детей и примерно поровну женщин и мужчин.

Однако, что опять-таки знаменательно и доказывает наличие скоординированной дезинформационной кампании против ливийской власти, ни сам отчет Human Rights Watch, ни публикация данных этого отчета в Boston Globe в широкую прессу и на телевидение не попали. Мировые СМИ в последующие дни столь же усердно повторяли «сообщения ливийской оппозиции» о новых сотнях и тысячах жертв Каддафи среди мирного населения.

18 апреля представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон сообщила, что страны ЕС согласовали вопрос об отправке сухопутных войск в Ливию для охраны гуманитарных конвоев, «если об этом попросит ООН». И подчерк-

нула, что эти войска не будут участвовать в боевых действиях и, таким образом, не нарушат резолюцию СБ ООН176.

С 19 апреля самолеты коалиции «в целях защиты мирных жителей» начали наносить ракетно-бомбовые удары по центральным районам Триполи и другим городам, находящимся под контролем Каддафи177.

  1. апреля Б.Обама санкционировал использование в операции против Каддафи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с ракетным вооружением178.

  2. апреля в Бенгази прибыл сенатор США Джон Маккейн. Он призвал США и другие страны мира немедленно признать «Переходный национальный совет» повстанцев единственной законной властью в Ливии и передать ему все замороженные активы правительства Ливии, усилить авиаудары по Каддафи, а также активизировать обучение повстанцев и поставки им оружия179 . В этот же день администрация Саркози сообщила о намерении разморозить «активы Каддафи» и начать из них финансировать ливийскую оп-позицию180 . И в этот же день войска Каддафи покинули Мисура-ту, причем Каддафи предложил представителям местных племен самостоятельно вести с мятежниками переговоры о сдаче либо самим с ними воевать181.

  3. апреля бои в Мисурате возобновились, авиация НАТО бомбила центральные районы и пригороды Триполи, а 24 апреля нанесла самые мощные за все время с начала войны ракетно-бомбовые удары по административному комплексу правительства Ливии в центре Триполи, Баб аль-Азизия. Как сообщают находящиеся в Триполи журналисты, одно из зданий комплекса разрушено, другие сильно повреждены. Ранены более 45 человек, 15 из них – тяжело, на час прекратили вещание все три государственных телеканала182. И в этот же день итальянская La Stampa сообщила, что Рим еще несколько недель назад направил в Ливию на помощь мятежникам Бенгази группы спецназа183.

30 апреля и «временное правительство в Бенгази», и руководство НАТО отвергли очередное предложение Каддафи начать переговоры о перемирии без предварительных условий184, после чего и обстрелы военными силами Каддафи Мисураты и позиций мятежников на Западе Ливии, и бомбардировки НАТО сил Каддафи и контролируемых его правительством городов продолжились.

В ночь с 30 апреля на 1 мая в результате бомбового удара НАТО по одной из резиденций Муаммара Каддафи в Триполи были убиты его 29-летний сын Сейф аль Араб, а также трое малолетних внуков Каддафи: двухлетняя Карфагена – дочь Ганнибала Каддафи, пятилетняя Мацура – дочь дочери полковника Каддафи Аиши, 15-месячный Сейф Мухаммед – сын Мухаммеда Каддафи, а также несколько друзей и соседей. Сообщается, что сам Муаммар Каддафи и его жена, находившиеся в этой же резиденции, не пострадали185. Представители НАТО при этом заявили, что целью их атаки был не ливийский лидер или его семья, а «военные объекты».

На подконтрольных Каддафи территориях Ливии прошли массовые манифестации с призывами отомстить за смерть сына и внуков ливийского лидера. В Триполи были разгромлены (давно закрытые) посольства США, Великобритании и Италии. Причем замминистра внутренних дел Ливии Халед Каим тут же принес извинения за это нарушение дипломатических норм, сообщив, что полицейским не удалось справиться с толпой, возмущенной авианалетом НАТО и гибелью родных ливийского лидера, и заявил, что ливийское руководство оценит нанесенный дипломатическим миссиям ущерб и проведет ремонтно-восстановительные рабо-ты186.

А на этом «военном» фоне развертывается скандал между странами ЕС по поводу приема и размещения беженцев из Ливии, которые нарастающим потоком плывут в Италию (в основном на Лампедузу). Дело дошло до того, что в связи с данной проблемой Франция инициировала в ЕС рассмотрение вопроса о приостановлении действия шенгенских соглашений187. И встретила в этом понимание и поддержку не только Италии, но и Германии и ряда других стран188. Пока речь идет о «временном» приостановлении в Шенгене открытых границ, однако некоторые эксперты уже говорят о том, что эта «временность» может в результате оказаться неограниченно длительной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]