Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по русскому!!!.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
333.72 Кб
Скачать

32). Междометия

Значения и состав междометий

Междометие– это класс неизменяемых слов (и сочетаний слов), служащих для выражения чувств, ощущений, душевных состояний, эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ай!, ах!, ба!, батюшки!, вот тебе и на!, ну и ну!, ой!, увы!, фу!, чу! и т.д.

Будучи выражением эмоций и волевых побуждений, междометия тем не менее не называют сами чувства, волеизъявления, т.е. не имеют номинативной функции (чем существенно отличаются от знаменательных частей речи). Так, например, междометие ого! не является названием состояния удивления, восхищения, в отличие от слов удивление, удивляться, восхищение, восхищаются и т.д. Не называют волеизъявления и междометия айда!, ну! и под., в отличие от слов хочу, требую и т.д.

Не обладая номинативной функцией, междометия имеют тем не менее закрепленное за ними содержание: каждое междометие выражает определенное чувство, состояние или волеизъявление. Эту общенародную закрепленность содержания за теми или иными междометиями ярко выразила М. Цветаева в стихотворении "Молвь": "Емче органа и звонче бубна Молвь – и одна для всех: Ох – когда трудно, и ах – когда чудно, А не дается – ах!" Это относится и к тем междометиям, которые могут быть "многозначными". Так, междометие ой! выражает боль, испуг, страх, удивление, радость, сожаление, огорчение и не выражает побуждения (как ну!), узнавания (как а! ба!), презрения (как фу!); междометие фу! выражает досаду, отвращение, укоризну, усталость, удовлетворение и не выражает восхищения, удивления, узнавания и т.д.

Междометие синтаксически не связано с другими элементами предложения. Этим оно отличается как от знаменательных, так и от служебных частей речи. Правда, ряд междометий может выступать в функции различных членов предложения (в разговорной речи). Например, междометия могут употребляться в функции сказуемого: "Подымается окошко, и шамкающий голос: "Брысь, вы, пострелята!" (Сераф.); "Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз..." (Выс.). Встречаются междометия в функции подлежащего и дополнения. При этом некоторые из них получают способность изменяться по числам и падежам (как ах, ох) и иметь при себе определения: "Он топтался на месте и расточал томные ахи" (И. и П.); "Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным "А!"– он должен был сказать что-то" (Ю.Баз.); "Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость!" (А.Н.Т.). Используются междометия и в функции обстоятельства; "Что народу легло – ай-ай!" (Фурм.). По составу междометия разнообразны. Среди них выделяются непроизводные (или первообразные) и производные. К непроизводным относятся а, ага, ай, ах, ба, ей-ей, о, ого, ой, ох, тьфу, ух, фу; ха, цыц, эх; заимствованные айда, амба, ату, баста, бис, браво, стоп, тубо, ура, шабаш и нек. др.

Производными являются: батюшки, боже (боже мой), дьявол (дьявольщина), здравствуй (те), ой ли, плевать, подумаешь, подумать только, пожалуйста, помилуйте, то-то; Боже упаси, Боже сохрани, слава Богу, черта с два и т.д.

Разряды междометий с точки зрения семантических функций

Междометия в зависимости от того, что они выражают, делятся на эмоциональные (отражают эмоции и эмоциональные оценки), этикетные и императивные, или повелительно-побудительные.

К эмоциональным междометиям принадлежат: 1) междометия, выражающие удовлетворение – удовольствие, радость, восхищение и т.п., положительную оценку фактов, ситуаций действительности (ага!, ай!, ай-ай-ай!, браво!, о!, ура! и др.); например: "Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: "Ай да глазки!" (А.Н.Т.); "Пантелей Прокофьевич деловито оглядел чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и не без гордости удостоверил: "Наших кровей... Эк-гм. Ишь ты!" (М.Шол.); "Ах, какие удивительные ночи" (Б.Ок.); 2) междометия, выражающие неудовлетворение – упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и т.п., отрицательную оценку фактов, ситуаций действительности (ах!, вот еще!, господь с вами!, тьфу!, черт возьми!, фу!, эх! и т.д.), например: "Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы!" (Купр.); "Помилуй, мне и от роду нет году!" (Крыл.); 3) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п. (ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, ну и дела!, подумать только!, тю!, увы!, хм! и т.д.), например: "Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!" (Ч.); "Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и слегка присел" (Купр.). При этом в зависимости от выражаемых эмоций междометия могут входить в разные группы. Таковы междометия а!, ах!, ай!, ай-ай-ай!, о! и др.

К междометиям этикета относятся выражения приветствия, благодарности, извинения, пожелания: здравствуй (те), салют!, до свидания, всего, спасибо, простите, извини (те), пожалуйста и др.

Среди императивных междометий выделяются: 1) междометия, выражающие команды, призыв к какому-либо действию и обращенные к людям или животным (айда!, вон!, тсс!, ну!, цыц!, вира!, майна!, полундра!; брысь!, фу!, фас!, пиль!, тубо! и т.д.), например: "Не играйте! – замахали старшины музыкантам. – Тсс ... Егор Нилыч спит" (Ч.); "Ребята! Теплынь-то какая, айда купаться" (Вс.Ив.); "Фас!"– сказал Нугис, и овчарка сразу вырвалась вперед, догнала плот и рывком вскочила на скользкие бревна" (А. Диков); 2) междометия, выражающие призыв откликнуться, служащие средством привлечь внимание и т.п. (алло!, ау!, караул!, эй! и др.), например: "Караул! Режут!"– закричал он" (Ч.).

Некоторые междометия в разных своих семантических функциях принадлежат к разным группам. Так, здравствуйте, произнесенные с разной интонацией, связанной с семантикой междометия, может относиться в одних случаях к эмоциональным междометиям (как и здравствуйте, я ваша тетя!), в других – к этикетным; междометие ну! может входить и в группу эмоциональных, и в группу императивных. Например: "Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!" (Гриб.) (эмоциональное); "Переписывай! Быстро, ну!" (Вс.Ив.) (императивное).

Использование междометий

Междометия широко используются как в разговорной речи, так и в речи художественной и публицистической. В обычном устно-обиходном употреблении они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности.

В произведениях художественной литературы междометия не только передают чувства и состояние автора или героя (гнев, радость, сомнение, сожаление, усталость), но и усиливают эмоциональность высказывания.

Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы. Например: "Эка погодка! В легоньком пальте теперь – ай-ай!" (А.Остр.); "Пусть не удастся, не выйдет ничего, – ничего. Если же удастся – ого!" (Фурм.).

Большинство междометий стилистически окрашено. Поэтому использование их не только передает особенности живой речи, богатой эмоциями, но и сообщает контексту тот или иной стилистический тон. Живость, непринужденность, грубоватую экспрессию и т.д. подчеркивают или усиливают междометия айда!, батюшки!, господи!, и!, тьфу!, эхма! и др. Например: "Они рассердились,– засмеялся мужчина. – Фу-ты, ну-ты, испугался! Даже поджилки трясутся" (Ч.).

В произведениях поэтов, тяготеющих к патетике, напряженному лиризму, а в области словесных средств – к высокой и книжной лексике, можно встретить стилистически высокое междометие о!. Это междометие, усиливая выразительность речи, риторического обращения, восклицания, одновременно способствует созданию торжественности: "О, не впервые странных встреч я испытал немую жуткость!" (Бл.); "О, есть костер, которого не смеет коснуться ни забвение, ни страх" (А.Ахм.); "О, что полцарства для меня! Дитя, наученное веком, возьму коня, отдам коня за полмгновенья с человеком, любимым мною" (Б.Ахм.).

Нередко междометия играют важную роль в характеристике персонажа. Пустая восторженность грибоедовского Репетилова, способного, как это следует из его же собственных слов, только "шуметь", естественно выливается в восклицания, пересыпанные междометиями: "Во-первых, князь Григорий! Ты не знаком? О! познакомься с ним. Другой – Воркулов Евдоким; ты не слыхал, как он поет? О! Диво!; ...Ах! Скалозуб, душа моя ..." Обилие междометий наряду с бедностью других речевых средств в лексике того или иного персонажа характеризует его языковую (и одновременно умственную) убогость. Такова знаменитая Эллочка Щукина в "Двенадцати стульях" И. Ильфа и Е. Петрова, легко обходившаяся тринадцатью словами, из кoтoрых три – хо-хо!, nодумаешь!, ого! – составляют междометия.

Звукоподражательные слова

Звукоподражательными называются слова, передающие различные звуки, издаваемые человеком или животными, а также звуки и шумы природы и т.д. В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений. Звукоподражательные слова могут употребляться и изолированно, и в составе предложения, выполняя нередко функции различных членов предложения. Звукоподражательные слова представляют собой одно из экспрессивно-изобразительных средств отражения действительности. Например, в лирических рассказах Ю. Казакова можно встретить различные звукоподражательные слова, передающие шумы природы: "А под ноги ему накатываются со звоном волны. Шшшу! – набегают; ссс! – откатываются; шшшу – снова набегают!.."; "Закачались мимо избы, подковы по мосткам затукали: тук-ток". Разнообразно передается звук, сопровождающий летящую пулю, мину, снаряд и т.п., в повести Г. Бакланoва "Пядь земли": "Пиу!.. Пиу!.. Чив, чив, чив! Cловно плетью хлестнули по земле перед самой воронкой"; "Фють! – падает стебель, перебитый у основания"; "Ви-и-у-у! – из-за края поля нарастающий вой мины; Пак! Пак! Пак! частят пушки".

Одни звукоподражательные слова являются традиционной формой передачи тех или иных звуков (тик-так для хода часов, гав-гав для лая собаки и т.д.), другие создаются aвтором для данногo конкретногo случая. Таковa, например, передача А.П. Чеховым собачьегo рычания, переходящегo в лай, в рассказе "Учитель словесности": "Ах, да поди ты прочь, поганая собака!" – крикнул он на Сома, кoтoрый положил ему на колени голову и лапу. "Ррр... нга-нга-нга..." – послышалось из-за стула".