Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по русскому!!!.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
333.72 Кб
Скачать

27). Категория лица

Категория лица глагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Так, формы 1-го лица говорю, смеюсь (ед. ч.), говорим, смеемся (мн. ч.) указывают, что действует сам говорящий (ед. ч.) или группа лиц, включая говорящего (мн. ч.). Формы 2-го лица: говоришь, смеешься (ед. ч.), говорите, смеетесь (мн. ч.) указывают, что действует собеседник (ед. ч.) или собеседники (мн. ч.) говорящего. Наконец, формы 3-го лица говорит, смеется (ед. ч.), говорят, смеются (мн. ч.) указывают, что действует тот (ед. ч.) или те (мн. ч.), кто не принимает участия в беседе, но о ком идет речь.

Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении (см. ниже) в настоящем и будущем времени (говорю, буду говорить). В прошедшем времени сама по себе глагольная форма на лицо не указывает; лицо определяется контекстом, в первую очередь с помощью местоимений: "Я спал, ты спал, он (ребенок) спал". Кроме того, значение 1, 2 и 3-го лица имеют глаголы в повелительном наклонении (см. ниже).

Подавляющее большинство русских глаголов имеет 6 личных форм: читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше шести, либо меньше шести. Это так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.

Изобилующие и недостаточные глаголы

Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет – махает, кудахчет – кудахтает, каплет – капает, связует – связывает, движет – двигает и т.д. Параллельные формы возникают, как уже говорилось выше, под воздействием глаголов продуктивных классов. Так, например, глаголы на ать, основа настоящего времени которых оканчивается на –aj- (т.е. глаголы 1-го класса): играть – играю, думать – думаю, считать – считаю, подчиняют себе многие другие глаголы на -ать: махать, метать и т.д. В результате появляются вариантные формы: машет – махает, мечет – метает и т.д.

Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые. Так, например, в паре махает – машет первая форма является разговорной, а вторая нейтральной; в паре хлестает – хлещет первая форма просторечная, а вторая – нейтральная; в паре двигается – движется первый вариант нейтральный, а второй умеренно-книжный. Формы метает – мечет равноправны стилистически, но различаются в смысловом отношении: "Спортсмен метает копье", но: "Рыба мечет икру".

Варианты в паре связывает – связует различаются сразу двумя свойствами. Форма связывает имеет несколько значений. Можно связывать концы двух веревок; о дружбе можно сказать, что она связывает (континенты), можно связывать кого-либо каким-нибудь обещанием и т.д. А форму связует можно употребить только в одном значении – "соединять, устанавливать связь, общение, близость, общность между кем-(чем-)нибудь": "Дружба связует континенты". Вместе с тем эти две формы различаются и стилистически: связывает – нейтральное, а устаревшее книжное связует придает речи оттенок патетичности.

Некоторые глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы называют недостаточными. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, затмить и т.п.; нет форм 1, 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться; не имеют форм 1-го и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь.

Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено:

1) традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть, шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;

2) лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице. Однако при употреблении подобных глаголов в переносном значении эти формы легко появляются: "Я таю, жертва злой отравы" (П.); "Что это у вас яйца наполовину битые?"– "Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь" (газ.).

Употребление личных форм глагола

Формы 1, 2 и 3-го лица, употребляясь в речи, помимо основных могут выражать дополнительные оттенки значений.

Форма 1-го лица ед. числа может употребляться для указания на обобщенный субъект действия: "Чье кушаю, того и слушаю", "Чужую беду руками разведу"; она нередко встречается в пословицах и поговорках. Однако значение обобщенности чаще всего выражается за счет использования других форм лица.

Кроме того, форма 1-го лица ед. числа используется в разговорной речи в конструкциях типа: "Я тебе покричу!", "Я тебе пойду!" в качестве эмоциональной формы запрещения и угрозы наказанием, если запрет будет нарушен.

Форма 1-го лица множественного числа может выражать все те же дополнительные оттенки значения, что и личное местоимение мы. Это:

совместно-ограничительное значение (автор и собеседник, автор и собеседники): "Кстати, поспорим о вкусах. Многие купцы, конечно, тонким вкусом не обладали... но то, что некоторые... купцы были людьми своеобразными, видно по их уцелевшим домам" (Ог. 1989. № 32);

обобщающе-ограничительное значение: "По сути все мы... являемся обладателями великого права обращаться в поисках справедливости в любую инстанцию и при этом не имеем ни малейшей гарантии обретения желанной справедливости" (Комс. пр. 1989. 30 авг.); "Пытаясь вывести жизнь на иную орбиту, мы не первые в мире проходим порог резкого падения благосостояния" (Моск. нов. 1991. № 46);

обобщающее значение: "О, как мы любим лицемерить И забываем без труда То, что мы в детстве ближе к смерти. Чем в наши зрелые года" (Манд.); "Так хрупок мир, в котором мы обитаем" (Комс. пр. 1989. 8 июня);

разговорно-непринужденное указание на действие собеседника (при желании выразить его мысли, его состояние): "Как мы себя чувствуем?";

значение, синонимичное я (в сочетании с "авторским мы"): "На этом мы закончим наше сообщение".

Форма 2-го лица единственного числа имеет два дополнительных оттенка значения:

значение обобщенности, которое часто встречается в пословицах, поговорках, афоризмах: "Посеешь ветер – пожнешь бурю" (посл.); "Что отдашь – то твое" (афор.). Многочисленны и случаи употребления подобных форм 2-го лица ед. числа в газете, например: "Интересную закономерность подмечаешь в приемных. Различные начальники, крупные и не очень, ведут прием редко и в разные дни, поэтому даже простейший вопрос, но связанный со множеством согласований, в один раз никогда не решишь" (Комс. пр. 1989. 30 авг.);

указание на самого говорящего: "В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно" (Л.); "Что в мае, когда поездов расписанье камышинской веткой читаешь в купе, оно грандиозней Святого писанья, и Черных от пыли и бурь канапе" (Паст.).

Форма 2-го лица множественного числа также может выражать значение обобщенности (правда, значительно реже, чем форма единственного числа). Вспомним, например, одну из песен Б. Окуджавы: "Когда метель кричит, как зверь протяжно и сердито, Не запирайте вашу дверь, пусть будет дверь открытой. И если ляжет дальний путь, Нелегкий путь, представьте, дверь не забудьте распахнуть, открытой дверь оставьте". А вот пример из газеты: "... мне показалось поразительным, что народные депутаты и на Съезде, и на сессии Верховного Совета о чем хотите судили-рядили, только не о школе" (Нед. 1989. № 35).

Кроме того, формы как единственного, так и множественного числа 2-го лица придают письменной, монологической речи адресованный характер, указывают на действие, направленное непосредственно к адресату (см. "Местоимение").

Форма 3-го лица множественного числа нередко употребляется без подлежащего в односоставных предложениях. При этом она может выражать: а) обобщенно-личное значение (указание на действие, относящееся к любому субъекту): "о вкусах не спорят", "У нас не курят", "Цыплят по осени считают"; б) неопределенно-личное значение (действие совершается какими-то лицами, неизвестными читателю): "Об этом говорят" (Пр. 1989. 24 июня); "Как нас читают за рубежом?" (Лит. газ. 1989. 26 июля).

Иное значение имеют формы 3-го лица мн. числа в газетных заголовках типа "ищут лазейки" (Пр. 1989. 11 сент.); "Планируют провокацию" (Пр. 1989. 2 марта); "Раздувают пожар" (Пр. 1989. 18 июля); "Расширяют концлагерь" (Пр. 1989. 11 сент.). Ни значения обобщенности, ни значения неопределенности здесь нет; субъект действия – конкретные лица, названные далее в тексте. Чаще всего такие заголовки используются тогда, когда материал рассказывает о явлениях отрицательного характера (см. приведенные выше примеры). Но иногда так называются и сообщения, рассказывающие о том, что не вызывает негативного отношения у автора: "Строят и покупают"– о строительстве новых теплоэлектростанций в Финляндии (Пр. 1989. 15 марта); "Возвращаются с дипломами"– о советских студентах, окончивших венгерские вузы (Пр. 1989. 24 июня).

Безличные глаголы

Некоторые глаголы называют такие процессы, состояния, значение которых не соотносится ни с каким действующим лицом. Это обозначение состояний природы, человека: светает, смеркается, вечереет, нездоровится, хочется, угораздило. Безличные глаголы употребляются в форме, совпадающей в настоящем времени с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени – с формой единственного числа среднего рода: "Светает. Все шире разверзается неба рот. Ночь пьет за глотком глоток он" (Маяк.); "Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами, Бреду я наугад" (Бун.).

Иногда в безличном значении выступают некоторые личные глаголы. Например: "Как поздней осени порою. Бывают дни, бывает час. Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас" (Тютч.); "Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной" (Бун.); "Мело, мело во всей земле, во все пределы, Свеча грела на стеле, свеча горела" (Паст.).

Следует обратить внимание на те случаи, когда личный глагол в безличном значении использован в таком предложении, где в принципе возможно и иное построение: с подлежащим, указывающим на субъект действия, и тем же самым (или близким по значению) глаголом, употребленным в личной форме. Например: "Еще не стемнело совсем, а мороз к вечеру неистово окреп. Колюче-ошпаривающим ветром дуло со стороны темно-малиновой, придавленной к земле щели заката, и будто из стороны в сторону мотало над высотой гремящую пальбу боя. Сильно несло сметаемой с брустверов ледяной крошкой, острой, как битое стекло, кололо в губы, в глаза" (Бонд.). Здесь допустима синонимическая замена: "ветром дуло"– "дул ветер", "несло, кололо ледяной крошкой"– "неслась, колола ледяная крошка". Однако варианты с безличной и личной формами глагола различаются экспрессивными и смысловыми нюансами. Предложения, содержащие подлежащее и сказуемое (личный глагол), рисуют более конкретную, "бытийную" картину мира. А употребление глаголов в безличном значении приводит к тому, что действия, обозначенные этими глаголами и называющие процессы, происходящие в природе, становятся в восприятии читателя более загадочными, расплывчатыми, таинственными. И такой же таинственной, призрачной и зыбкой становится и сама картина мира, изображенная писателем.

Примечание. В индивидуально-поэтическом стиле речи, наоборот, есть случаи употребления безличных глаголов в личном значении: "Вдруг – я во всю светаю мочь – и снова день трезвонится" (Маяк.). Подобные отступления от традиционного употребления благодаря своей необычности очень экспрессивны.