Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМЛИ Общая характеристика раннего немецкого ро...doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
640 Кб
Скачать
  1. Предисловие к драме «Кромвель» в.Гюго как манифест французского романтизма:

Предисловие считается манифестом прогрессивного романтизма. Основа – вопрос о происхождении жанров: лирика, эпос и драма. Гюго вводит исторический принцип в свое исследование. По Гюго, человечество прошло три эпохи и каждой соответствовал определенный жанр.

Первобытная эпоха – восторг перед вселенной, поэзия этого времени – лирика, а величайшее произведение – Библия.

Античная эпоха – создание общества. Эпос – Гомер.

Новый период – принятие христианства. Драма – Шекспир.

«Драма рисует жизнь». Драма – универсальный, синтетический жанр, способный объединить трагедию и комедию, оду и эпос. Утверждая, что герои драмы – это люди, Гюго избирает Оливера Кромвеля. Драма должна быть зеркалом жизни, но не обычным, не с плоской поверхностью, а зеркалом сосредотачивающим, которое не ослабляло бы, а собирало бы и сгущало световые лучи, из отблеск делала бы свет, из света пламя. Отсюда яркая особенность тв-ва Г. : ис-во должно изображать предметы не в их обычных масштабах, а сгущая, усиливая основные черты; изображать явления исключительные, подчеркивать крайности, плюсы: добро и зло, уродство и красоту, смешное и трагическое. Контраст и гротеск становятся одним из эстетических требований Г. Само слово гротеск было введено в обращение Гюго, под ним он понимал крайнее усиление каких-нибудь качеств, предельное их сгущение.

  1. Этика Гюго в романе «Отверженные».

В 1861 г. Гюго завершает труд многих лет своей жизни — роман «Отверженные». Основа произведения – идея морального прогресса. Гюго назвал роман – эпосом души. Жан Вальжан, Козетта, Гаврош, Фантина – нравственное совершенство

В центре этого большого повествования — люди из народа, бедствую­щие под гнетом несправедливых законов, страдающие от социаль­ной неустроенности, от недоброй воли злых людей.

Гюго рисует историю Жана Вальжана, проведшего 19 лет на каторге. Он попал в свое время на каторгу за буханку хлеба, которую украл для го­лодающих детей своей сестры. По возвращении с каторги его про­должает преследовать закон буржуазного государства. Человеку с желтым паспортом не дают ни пищи, ни пристанища. Он один из отверженных в этом обществе. Озлобленный и затравленный, Жан Вальжан совершает новую кражу в тут, по воле автора, пе­рерождается под влиянием доброго епископа Мириеля. . Гюго стремился победить моральное зло и указать путь к его преодолению. Образ епископа Мириэля. В нем воплощается одна из главных идей писателя – христианское милосердие. ЖВ. превращается в высоконравственного человека из бывшего каторжника благодаря ему.

Он стано­вится честным, чутким к нуждам окружающих, самоотверженным в своем стремлении делать людям добро. Но для буржуазного за­кона он только бывший каторжник. В конце произведения М.отступает от своих идей. Он понимает, что с помощью милосердия нельзя освободить народ от гнета и обращается к революционным идеям. ЖВ.не отступает от идеи милосердия. Гюго не мог решить, что важнее гуманность или борьба.

Параллельно линии Вальжана автор рисует историю Фантипы — честной девушки, которую соблазнил и бросил легкомысленный барчук.

Жадный и бесчувственный Тенардье, в доме которого воспиты­вается маленькая дочь Фаитипы Козетта, воплощает отвратитель­ные черты мещап, у которых все основано на денежном расчете.

Полицейский инспектор Жавер, преследующий и Жана Валь-жапа и Фаптину,— человек, для которого существуют только па-^ раграфы закона,— так же бездушен, как и Тенардье. Он один из винтиков той машины для подавления парода, которую представ­ляет собой буржуазное государство.

Гюго не умеет до конца объяснить социальное зло. Он не пони­мает того, что дело совсем не в добрых или злых людях, не в том, что Тенардье и Жавер бесчеловечны, а в том, что весь капитали­стический порядок, основапный на частной собственности, порож­дает это зло и ведет к неисчислимым бедствиям.

Но Гюго умеет страстно, взволнованно рассказать о народ­ных страданиях и вызвать в читателе ненависть против угнета­телей и горячую симпатию к обездоленным.

Не понимая необходимости революции, В. Гюго посвящает вдохновенные страницы изображению республиканского восстания 1832 г.. Благороден образ' республиканского вождя Анжольраса, мужественного борца за интересы народа. Любимым героем моло­дых читателей на долгие годы стал Гаврош — маленький защитник баррикады, павший смертью героя.

Несмотря па расплывчатость социальной программы Гюго, ро­ман «Отверженные» произвел большое впечатление в демократи­ческих кругах Франции и за ее пределами. Роман быстро приоб­рел широкую популярность в России; его очень любил Л. Н. Толстой.

Великий французский романист Гюго в предисловии 1862 г. писал: «Пока на земле царит нищета и невежество, книги, подоб­ные этой, не могут быть бесполезными».