Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
География ответы на вопросы.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
164.93 Кб
Скачать

Вопрос 3 . Закономерности и факторы размещения сферы услуг. Теория Кристаллера.

Размещение учреждений обслуживания внутри городских территорий составляет один из разделов градостроительства. Согласно современным представлениям учреждения обслуживания могут быть объединены в три группы, подчиняющиеся в своем размещении закону экономии времени (табл.29).

Будущему специалисту в области государственного и муниципального управления нельзя воспринимать территориальную организацию общества в виде некой застывшей формы, раз и навсегда устоявшейся схемы, конструкции.

Территориальная организация общества эволюционирует, в ней, безусловно, протекают процессы самоорганизации, в том числе и по принципу «от хаоса к порядку».

7.3 Модель Кристаллера

Немецкий ученый Вальтер Кристаллер (1893 – 1969 гг.) – рис. 11, впервые исследовавший закономерности территориальной организации сферы обслуживания, считал, что в идеале центральные места должны равномерно покрывать территорию государства, а зоны их обслуживания (дополняющие районы) - соответствовать принципу плотной упаковки, т.е. напоминать пчелиные соты – шестиугольники. При подобном размещении населенных мест минимизируются издержки связанные со сбытом продукции и поездками в центр для покупок и обслуживания Рождение теории центральных мест ее автор описывал следующим образом: «Я соединил на карте прямыми линиями города одинаковых размеров…При этом карта заполнялась треугольниками, часто равнобедренными; расстояния между городами одинаковой величины были приблизительно равны и образовывали шестиугольники. Я установил, что в Южной Германии маленькие города очень часто и очень точно расположены на расстоянии 21 км один от другого …Было ясно, что я для своего регионального исследования создал общую теоретическую схему…Я прежде всего создал, как теперь говорят, абстрактную экономическую модель, хотя в действительности ее нигде нельзя встретить в чистой форме. Горы, различия в почвах, разная плотность населения, условия дохода, социальная структура населения, историческое развитие и политические факторы вносят отклонения в эти модели»

Вопрос 4. Закономерности и факторы размещении населения и населенных пунктов.

Размещение населения в пространстве обуславливается сочетанием нескольких факторов: природного, в соответствии с которым гуще заселены районы с наиболее благоприятными (комфортными) условиями для проживания человека и ведения хозяйственной деятельностью, исторического, который можно интерпретировать в качестве накопленного за предшествующие периоды социально-экономического потенциала и экономического. Экономический фактор размещения населения проявляется в тяготении населения к источникам воды (как правило, долины рек), транспортным путям и местам приложения труда в соответствии с законом экономии времени (минимизации временных затрат на перемещения в пространстве в рамках суточного бюджета времени). В высокоразвитых постиндустриальных странах обозначилась тенденция сосредоточения населения в экологически здоровых ареалах пригородных зон в получасе езды от крупного города.

Исторически сформировались две формы расселения населения и, соответственно, типов населенных мест. Сосуществуют два «полюса» расселения – сельский и городской, между которыми существует непрерывная совокупность поселений переходного типа (концепция «сельско-городского континуума»).

Сельское расселение преимущественно дисперсное и мелкоселенное; представлено поселениями, выполняющими сельскохозяйственные, лесохозяйственные, транспортные, рекреационные, агроиндустриальные, административные и другие функции. По переписи 2002 г. в России было зарегистрировано 142,2 тыс. обитаемых сельских населенных пунктов (СНП). Средняя людность СНП – 272 чел./пос.

Городское расселение преимущественно концентрированное и крупноселенное; представлено как полифункциональными, так и узкоспециализированными поселениями. По переписи 2002 г. В России насчитывалось 1 098 городов, со средней людностью – 95,6 тыс. чел/пос.

Деление населения на городское и сельское еще содержится в национальной статистике большинства стран. В тоже время реальные различия между этими двумя группами населения постепенно сглаживаются в наиболее развитых странах мира. На современном этапе развития, в связи с широким распространением городского образа жизни (рурбанизация), в некоторых странах (например, Бельгия) не выделяется категория «сельское население».

Распространение городского образа жизни на сельскую местность в первую очередь зависит от доступности для жителей села ближайшего крупного центрального места. Потенциальная возможность для них посещать городские поселения и реальная частота поездок в них зависят от: 1) экономического расстояния от села до городского поселения; 2) состояния и развитости межселенного общественного транспорта; 3) уровня автомобилизации населения.

Не следует отождествлять такие различные понятия как «сельское население» и «сельскохозяйственное население». Первое из них численно всегда больше второго.

Территориальная организация населенных мест (сеть поселений на определенной территории) всегда исторична и адекватна существующему способу производства. Размещение населения во многом определяется формой ведения хозяйства.

Основным критерием выделения систем расселения является интенсивность межселенных связей (трудовых, производственных, культурно-бытовых, административных и др.) в рамках суточного и недельного цикла жизнедеятельности. Локальные и региональные системы расселения являются центр-периферическими системами с ярко выраженным социально-экономическим ядром, организующим территорию.

Локальные системы расселения представляют собой взаимосвязанные группы населенных мест, между которыми имеют место интенсивные маятниковые миграции населения (трудовые, бытовые, рекреационные). Ареал той или иной локальной системы расселения зависит от:

1) густоты и состояния транспортной сети, объединяющей населенные пункты в единое целое;

2) времени, затрачиваемого на передвижение между населенными пунктами (как правило, не более 4 часов в течение суток);

3) уровнем развития общественного пассажирского транспорта.

Объектами тяготения населения являются места приложения труда, торговые и культурно-бытовые учреждения, учебные заведения, зоны отдыха и др. Расселение населения, обусловленное временными затратами на перемещение в пространстве, Б.Б. Родоман называет хронолимитным расселением, а размещение, обусловленное стоимостью проезда – прецилимитным расселением.

Постоянные поселения сельского типа начали складываться в период перехода общества от присваивающего (охота, собирательство и рыбная ловля), к производящему, оседлому (земледелие, прежде всего) хозяйству. Этот период у историков получил название неолитической революции.

К. Иваничка отмечал, что «городское общество могло возникнуть только тогда, когда появилась возможность производить больше продовольствия, чем могли потребить его непосредственные производители». Иными словами, наличие прибавочного сельскохозяйственного продукта послужило первопричиной формирования городских центров в древности и раннем средневековье.

Города как центры сосредоточения преимущественно несельскохозяйственных видов деятельности в первую очередь складывались в тех регионах мира, где агроклиматические условия соответствовали наилучшим, с точки зрения получения максимального прибавочного продукта в сельском хозяйстве. Позднее, в связи возрастанием торгово-посреднических функций городов и развитием коммуникаций (транспорт и связь), произошел их «отрыв» от главных ареалов сельскохозяйственного производства.

В последние 250 – 300 лет сеть городских поселений формируется в условиях индустриализации, когда потенциал поселения определяется, прежде всего, его промышленными и сервисными функциями. В этой связи города ориентируются на места с выгодным экономико-географическим положением, районы, богатые теми или иными минеральными ресурсами.

Концентрация населения в городах имеет следствием существенную экономию территориальных ресурсов. Так, на основе данных учета населения за 1940 г., в Нью-Йорке был обнаружен микрорайон с гигантской плотностью населения – 264 тыс. чел на 1 кв. милю.

Механизм гиперконцентрации населения в городах достаточно прост – это взаимообусловленный процесс при котором, развитие индустрии требует все большего притока населения в город, что в свою очередь стимулирует развитие обслуживающих отраслей и т.д.

В России эпоха медленного роста городов (до середины 19 века), сменилась городским взрывом 20 века, что не могло не иметь негативных социально-экономических последствий. В частности, если в высокоразвитых странах отток населения из сельской местности в города сопровождался адекватным ростом производительности сельского хозяйства (в США 1 фермер «кормит» более 100 горожан, что в 12 раз выше российского показателя), то в СССР, по причине отсталой материально-технической базы производства, этого не было. Массовый и некомпенсированный повышением производительности труда в сельском хозяйстве исход людей в города обострил продовольственный вопрос в СССР и привел к кризису снабжения горожан продуктами питания.

В настоящее время порядка 100 миллионов россиян проживает в городских поселениях (т.е. городах и поселках городского типа), источником существования которых являются те или иные несельскохозяйственные виды деятельности. Общая площадь городских поселений России составляет 1 - 2 % от общей площади страны; в пределах этого ограниченного пространства сосредоточено ¾ населения страны; столь высокая концентрация населения порождает множество социально-экономических проблем развития.

Перераспределение населения в пользу города принципиально изменило территориальную организацию российского общества: от дисперсного расселения страна перешла к высококонцентрированному расселению. При высококонцентрированной системе расселения интенсивность контактов между людьми и скорость экономических процессов возрастает на порядки.

Среди важнейших закономерностей территориальной организации населенных мест наиболее значимы следующие:

1. Территориальная концентрация населения обуславливается территориальной концентрацией таких видов хозяйственной деятельности как промышленное производство, торговля, сервис и др. Они служат основой формирования, на разных стадиях развития, сначала точечных городов, а в последующем – групповых систем расселения (агломерации, урбанизированные ареалы).

2. Рассредоточенный характер производственной деятельности, характерный для лесозаготовительной промышленности, добычи минерального сырья, сельского хозяйства, рекреации, формирует дисперсные формы расселения, основу которых обычно составляют малолюдные поселения.

3. Сила взаимовлияния между поселениями пропорциональна их социально-экономическим массам и обратно пропорциональна расстоянию между ними (гравитационная закономерность).

4. Чем выше людность населенного пункта, тем, как правило, больше зона его социально-экономического влияния.

5. Плотность населения высока в ареалах с удобным географическим положением и комфортными природными условиями, низка - в ареалах с экстремальными природными условиями для проживания человека и ведения хозяйственной деятельности.

6. В экономическом пространстве действуют силы притяжения и отталкивания. Сеть поселений является результатом взаимодействия этих сил. Силы притяжения объединяют в одном пункте изолированные жилища. Силы отталкивания не позволяют всему имеющемуся населению проживать в одном пункте.

9. Разрушение поселенческих структур происходит в том случае если:

а) населенные пункты ее образующие утрачивают ранее свойственные им экономические функции (например, срок «жизни» лесозаготовительных поселков редко когда превышает 25 – 30 лет; аналогичная судьба у многих поселений связанных с добывающими отраслями промышленности); иными словами в них деградирует поселкообразующая или градообразующая база

б) населенные пункты теряют население (явление депопуляции), постепенно становясь так называемыми «мертвыми» деревнями, в которых отсутствует молодой контингент населения, или захолустными городами «без перспектив».

10. Для стран /регионов мира характерна зависимость между размером и числом населенных пунктов: по мере увеличения людности поселений их общее количество сокращается (пирамида иерархии поселений). Например, в Центральной Англии на сельские поселки приходится 77,4 % всех поселений, малые города – 20,4 % всех поселений, большие города – около 2 % всех поселений

11. Чем крупнее поселения, тем дальше они отстоят друг от друга. Равновеликие поселения, как правило, равноудалены друг от друга. Это наглядно проявляется в размещении сети городов-миллионеров Урала.

12. В некоторых системах расселения наблюдается четкий пространственный ритм (крупные города вдоль Волги, колониальные города Африки и др.).

13. Чем крупнее населенный пункт, тем большее количество социально значимых функций он выполняет и тем больше сила его притяжения.

14. Чем больше плотность населения, тем гуще сеть низовых административных районов и меньше их площадь.

15. В ряде систем расселения соблюдается правило Ципфа – Ауербаха (правило «ранг – размер»), согласно которому существует обратная зависимость между людностью поселения и его порядковым номером в упорядоченной последовательности населенных пунктов.

16. Увеличение площади населенного пункта приводит к росту расстояний между местами приложения труда и проживания, что обуславливает значительное увеличение затрат времени на трудовые и культурно-бытовые поездки, усиливает так называемую транспортную усталость, сокращает количество свободного времени у населения.

17. По мере развития урбанизации: сеть сельских населенных пунктов становится более редкой, их людность увеличивается, а среднее расстояние между отдельными поселениями возрастает; сеть городов становится более густой, а среднее расстояние между ними сокращается.

Системы расселения формируются в условиях перераспределения населения и трудовых ресурсов между отдельными населенными пунктами - миграций.

Некоторые закономерности миграционной подвижности населения:

1. Наиболее мобильной частью населения являются граждане в возрасте не старше 30 – 35 лет, в более старших возрастных группах наблюдается резкий спад миграционной подвижности.

2. В пределах ареалов групповых систем расселения, очерченных изохронной двухчасовой транспортной доступности, между поселениями образуются стабильные повседневные связи – как производственные, так и социальные (на основе маятниковой миграции населения) – особенно между городом-лидером и его городами-спутниками.

3. Миграции населения, если их рассматривать в системе территориальной организации общества, имеют одно генеральное направление – в сторону более крупных населенных пунктов. Города каждого ранга теряют население в обмене с городами большими по величине и получают население за счет меньших городов и сел (ступенчатые переселения).

4. Главная движущая сила миграции, сопряженной с переменой постоянного места жительства, – различия в качестве жизни между существующим и предполагаемым местами проживания. Отсюда формула миграции:

КЖ(п) = КЖ(с) + Ип

где: КЖ(п) – качество жизни в предполагаемом месте проживания,

КЖ(с) – качество жизни в существующем месте проживания,

Ип – издержки перемещения из существующего в предполагаемое место проживания.

5. Места, где зарождается и формируется миграционный поток называются районом или зоной выхода мигрантов, а места, где они оседают – районом или зоной вселения. Так, в 1990-е годы территория России достаточно однозначно разделилась на отдающую (ряд регионов Севера и Дальнего Востока) и принимающую миграционные зоны.

6. В районах притока населения доля молодежи выше средней, а следовательно и выше доля населения в брачных возрастах. Поэтому при прочих равных условиях в районах притока населения выше и число родившихся на 1 000 жителей. Районы оттока населения характеризуются прямо противоположными характеристиками (высокая доля пожилых, более высокая смертность и др.).

7. Интенсивность миграционного потока между любыми центрами/ареалами с увеличением расстояния между ними уменьшается.

8. В современных экономических условиях основными факторами, сдерживающим миграцию, являются различные институциональные барьеры (миграционная политика государств, условия натурализации мигрантов и др.).

Совершенствование сложившихся систем расселения представляет значительные трудности. Практически все известные на сегодняшний день формы расселения и типы поселений, характеризуются теми или иными недостатками (рис. 1 и 2).

Современный этап социально-экономического развития России в условиях урбанизации – это реальность наличия двух полюсов ее развития: полюс сверхкрупных городов, включенных в глобальный мирохозяйственный процесс и полюс небольших по людности и производственным показателям городских поселений на периферии, слабо включенных даже во внутрироссийский рынок.

Разрыв по качеству жизни между сверхкрупными и малыми городами нарастает. Сверхкрупные города как своеобразные насосы выкачивают с периферии людские, производственные и финансовые ресурсы, не оставляя шансов малым и средним городам на развитие.

При всем том, что концентрация в больших городах оправдана с экономической точки зрения (положительный эффект масштаба и агломерационный эффект), она имеет множество негативных последствий с экологической и социальной точек зрения (отрицательный «эффект масштаба»). Отсюда и вырисовывается одна из социально-экономических проблем урбанизации – проблема оптимальной величины города.

Проанализируем взгляды различных ученых, занимавшихся этой проблемой. В работах советских градостроителей и архитекторов оптимальной признавалась численность населения 300 – 400 тыс. чел. Так, по данным ЦНИИП градостроительства, градостроительный потенциал наиболее типичных промышленных комплексов (с учетом необходимых предприятий легкой и пищевой промышленности, строительных баз, транспорта, проектно-научных учреждений и специальных учебных заведений), определяет следующую примерную численность населения новых городов (табл. 10).

В.Г. Давидович на основе исследования удельных затрат на строительство и эксплуатацию городов различной величины установил, что наиболее экономичны города с населением 50 – 100 тыс. чел, допустимы города с населением 20 – 400 тыс. чел.