Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
09_Возрастные аспекты психотерапии. Импринт. Об...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
360.45 Кб
Скачать

А.Маслоу

Его отец всегда интересовался вином и женщинами. Мать не любила детей, Абрахам родился пятым и рос отверженным. Как и у всех, у него был выбор стать озлобленным на весь мир или пробудить в себе ресурсы и любовь. В одном из своих очерков он написал, что по-настоящему простить свою мать смог только в конце своей жизни. Он стремился помогать людям, но всегда чувствовал смущенность, когда много человек смотрели на него, было внутреннее стремление спрятаться. Хотя был уже хорошо известен.

Самые первые воздействия на ребенка, которые оставляют в душе глубокий след, называются импринтами. Однократное воздействие может оставить след на всю жизнь. Первый импринт – зачатие. Лучший вариант: мама с папой любят друг друга и хотят иметь ребенка. Тогда в человека вкладывается много силы физической и духовной.

Далее – это то, как протекает беременность.

Роды – первый физический стресс.

Первым о родовой травме сказал Отто Ранк. Он написал об этом статью и принес ее Фрейду, который был очень потрясен ею.

Сам по себе процесс рождения травматичен для ребенка и если он проходил неестественно, то человек всю жизнь потом будет стремиться создать себе иллюзию возврата во внутреутробное состояние.

Эти идеи были глубоко и метафорически красиво развиты Станиславом Грофом в его учении о перинатальных матрицах, которое было открыто в экспериментах с ЛСД. Принимая это наркотикоподобное галлюцинаторное вещество человек начинает что-то переживать. Одни попадают в состояние эйфории, другие – в какую-то преисподню, третьи- с кем-то бьются насмерть, четвертые – в раю. Обобщая несколько тысяч исследований, родилась эта концепция.

Человек проходит роды, а в его теле записывается программа прохождения через стресс.

4 периода – Код жизни.

I – беременность или рай.

Изобилие; ребенка любят; мама, как зрелая женщина, понимает, что роды – безболезненный процесс.

II – ад.

Начало родовой деятельности. Схватки, родовой канал закрыт. В это время плод сжимается, пережимается пуповина. Ребенок испытывает боль, ужас и страх живого существа, обреченного на смерть.

III – активность.

Открывается родовой канал. Ад продолжается. Больно, тесно, но есть возможность двигаться.

IV – новый рай.

Рождение. В естественных условиях ребенок встречается с руками и грудью матери и, успокоенный, засыпает у нее на груди.

Когда перестает пульсировать пуповина, тогда только ее пересекают. Ребенок испытывает теперь энергетическую связь с матерью. Он выделяет ее среди других живых существ, как начало, от которого он произошел. Теперь для него открылись новые возможности.

Этот код записался тогда, когда до появления речи еще очень далеко. Он записывается в теле, в нашей энергетике.

Стресс для человека с таким кодом – это попадание во вторую матрицу, где его энергетика говорит ему: «Если ты страдаешь, то для тебя важно проявлять активность в том направлении, которое представляется тебе обществом, миром. Это тебя сподвигнет на какой-то новый уровень жизни, и будет новый рай». То есть такие люди изначально запрограммированы на надежду. Если надежда развивается, то она превращается в очень важное чувство веры, которая помогает человеку принимать жизнь, какие бы тяготы он ни испытывал.

Возможен и другой вариант:



I – мама беспокоится, переживает. Рая меньше.

II – ад.

III – активность.

IV – ребенок родился. Его от мамы отняли и унесли.

Записался код: «Я родился, рая никакого нет». Попадая в стресс, он может сдвигаться в третью матрицу. Это так называемые борцы и трудоголики. Они умеют только работать, не умеют достигать.

Ему нужно сделать то, потом еще вон то, потом еще и еще. Или это вечные борцы: кругом все против меня. Некая паронояльность.

Другой поведенческий вариант, когда человек во 2-ой матрице, то он помнит, что там, раньше было хорошо. Он хочет вернуться обратно. Что делает тогда такой человек? Есть характерный симптом: он не хочет утром просыпаться. Идет день - быстрее бы уснуть. Если есть трудности, то есть и иллюзия, что я проснусь, и все будет хорошо.

Кто-то использует для этого водку. Причем выпить надо так, чтобы ощутить себя в 1-ой матрице. Немного не считается. Или фантазирует, создает иллюзорный мир. Или это может быть какое-то закрытое сообщество, секта.

Вторая матрица учит терпению, умению принять страдание. Код может меняться в течение жизни. Просто осознать, что у меня такой код – недостаточно. Важно тренировать другой код.

Первичный код может дополняться в детстве родителями. Самый простой пример – метафоры. Если вы хотите рассказать ребенку эффективную сказку, то вам нужно построить ее по четырем перинатальным матрицам: «Жили-были, и было у них все хорошо. Потом стало плохо и больно жить, пускаются в странствия и т.д.».

В зависимости от того, как будут складываться условия жизни ребенка, код из гармоничного может стать негармоничным.

Если во время родов применялось кесарево сечение или произошли, так называемые стремительные роды, то 2-ая и 3-я матрицы маленькие, а 4-ая и 1-ая большие. У такого человека будет предрасположенность сбегать в 1-ую, если жизненные трудности затянутся. Он не может долго чему-то учиться и т.п. Для такого ребенка важно увеличить 2-ую и 3-ю, то есть брать за руку, идти в трудности, их преодолевать и получать радость.

----

I II III

IV

Когда ребенок рождается (ОРАЛЬНЫЙ ПЕРИОД) важно, чтобы у него был контакт с мамой, еда и дом. Что такое для ребенка дом? Он из матки физической должен попасть в матку дома.

РИСУНОК

Папа делает все, чтобы мама могла быть с ребенком. Бабушки не опережают папу, а только помогают ему больше заботиться о маме с ребенком. И в этом доме главное – любовь.

У ребенка первого года жизни есть только два чувства: океаническое блаженство (любовь, безопасность, соединенность, подобие первоматричного рая) и страх смерти. Если он плачет, неважно отчего, он тем самым говорит: «Я умираю. Мама! Где ты?» И если мама сразу приходит, то у ребенка формируется базальное доверие, то есть принятие жизни. Мир добр. Это мой мир и мне в этом мире хорошо.

Если ребенок проявляет себя, мама приходит к нему, то по сути разворачивается программа прохождения через стресс. Плач – это та активность, которую он может проявить. Код закрепляется. Из детей с детей с базальным доверием вырастают так называемые неофилики. Это люди, которые любят новое. Монотонная скучная жизнь не для них. Это пожарники, которые скажут: «Давайте хоть сами что-нибудь подожжем, а то только спим и спим».

Если ребенку не хватает мамы или нет ауры дома, то записывается: «Мне плохо!», то есть базальное недоверие. Если код изначально был позитивный, то теперь он может разрушаться. «Я не верю, что мама придет. Я не верю, что кто-то мне поможет. Я не верю в свои способности». Такой человек становится неофобиком, то есть человеком, который боится нового. Если что-то изменилось в жизни, в обществе, то первое – это страх: «Я пропал». Когда неофобик попадает в трудные условия, у него возникает болезненное чувство одиночества и тревоги. Карен Хорни называла это базальной тревогой. Внутри у него: «Я никому не нужен». Естественно, человеку хочется от этих чувств избавиться, вытеснить или чем-то заменить. Тогда он сбегает в противоположное: «Мне никто не нужен». Эти люди, когда им трудно, отвергают помощь. Они хотят все делать сами и боятся, что их приручат, боятся зависимости: «А вдруг ты меня бросишь и мне будет больно?». Поэтому лучше не сближаться ни с кем. Эти люди переживают разрыв как великое горе. Этот человек пронесет через всю жизнь детскую мечту о том, чтобы найти маму, то есть человека, который будет его безусловно любить той любовью, которую он недополучил от мамы (папы).

«Я некому не нужен»

«Мне никто не нужен»  Одиночество  «Я нужен всем»

На противоположном полюсе – «Я нужен всем». Иначе называется это синдром терапевта или синдром вечного помощника. Этот человек вечно стремится всем помогать, он осваивает техники массажа и т.д. Ему не надо денег. Потом он удивляется, почему люди убегают от него, не принимают помощи. Когда общаешься с таким вечным помощником, возникает тревога, потому, что не понятны его мотивы самоотречения. А ждет он только тепла и любви.

МЫШЕЧНО-АНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. 1-3 год.

Ребенок начинает проявлять один из инстинктов млекопитающих – захватывать территорию. Происходит первое столкновение с социальным ограничением. Родители могут быть жесткими, подавляющими по отношению к ребенку или, наоборот, попустительствовать. И тогда формируется установка, что мир должен приспособиться ко мне. Если приучение к горшку становится увлекательной игрой, ребенок получает радость от самоконтроля. То есть у него развивается автономия, самостоятельность.

Также важно, чтобы у ребенка было много возможностей осваивать окружающее пространство. А запреты были только там, где это опасно для его жизни. Тогда у него развивается воля, то есть некая активность, стремление двигаться. Если этого нет, то развивается стыд и сомнение в себе, или первичное чувство неполноценности, зажатость, страх перед своей естественностью.

ЛОКОМОТОРНО-ГЕНИТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. 3-6 лет.

Возраст игры, развивается активность двигательной сферы. Интерес и удовольствие от гениталий. Если блокируется, то формируется блок на сексуальной сфере, который может привести к двум противоположностям: отвращение к противоположному полу или сексуальная распущенность.

Происходит выделение ребенком себя из мира, появляется «Я». И отделение себя от других людей. Но теперь он обречен на одиночество. И другого пути для развития человека нет. Это «Я» еще очень ранимо.

В отличие от предыдущих периодов по мнению Перлза в развитии ребенка играет негативную роль так называемое опережающее вознаграждение – ребенок еще не хочет, но ему уже дают. В этом случае у него формируется индифферентное отношение к родителям, которое выражается потом по отношению к другим людям: «Вы мне обязаны».

Другая крайность: незамечаемые родителями действия, усилия ребенка. То есть только негативная мотивация. В результате формируется нежелание что-либо делать и ненависть.

В идеале: ребенок хочет и что-то делает для этого, и это получает. И тогда он любит своих родителей. В этом периоде на первое место выходит роль отца. Ребенок становится больше, мама своей аурой его уже охватить не может.

Я ПАПА

МАМА Я

МАМА

Если будет только безусловная любовь мамы, то ребенок развиваться не будет. Отец любит «условной» любовью, то есть только тогда, когда ребенок делает хорошо. Отец задает направление движения.