Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Soslovnaya_borba_v_respublikanskom_Rime.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Волнения должников

Галльский разгром 390 г. до н.э. и военно-политический кризис 80–70-х гг. IV в. до н.э. спровоцировали социальный кризис и долговые волнения, во главе которых стал герой обороны Капитолия Марк Манлий. На данном этапе патриции одержали верх, сумев расправиться с лидером народа. Несмотря на казнь Манлия, волнения, однако, не прекратились.

Тит Ливий «История Рима от основания Города»

(VI, 11; 16, 6. 8; 20, 10–12)

(11, 1) В следующем году (385 г. до н.э.) при трибунах с консульской властью Авле Манлии, Публии Корнелии, Тите и Луции Квинкциях Капитолийских, а также Луции Папирии Курсоре и Гае Сергии, избранных во второй раз, завязалась тягостная внешняя война и еще более тягостная внутренняя распря: (2) …распрю же против всех ожиданий затеял муж патрицианского рода и доброй славы Марк Манлий Капитолийский… (7) Он первый изо всех отцов стал угождать народу, стал совещаться о государственных делах с плебейскими должностными лицами, стал обвинять сенаторов в преступлениях, завлекать простой народ внешним своим обаянием, а не советом и так предпочел широкую славу доброй. (8) Не довольствуясь земельными законами, кои всегда были у народных трибунов поводом к смутам, он стал подрывать доверие в ссудном деле, ведь и впрямь, говорил он, стрекало долгов тем острее, что грозит не только нищетой и бесчестьем, — оно страшит свободного человека темницею и оковами. (9) Действительно, задолженность была очень велика из-за строительства — дела, разорительного даже для богачей… (10) Однако помыслы Манлия о перевороте лишь побудили сенат назначить диктатора. Итак, избранный диктатором Авл Корнелий Косс назначил начальником конницы Тита Квинкция Капитолийского.

(Диктатор безуспешно пытается вызвать Манлия в суд.)

(16, 6) Мятеж был уже совсем недалек… (8) Все заметней делалась толпа Манлиевых сторонников в грязных одеждах, со скорбными лицами подсудимых, а когда диктатор справил триумф и сложил с себя должность, то и языки и мысли людей освободились от страха.

(В 383 г. до н.э. сенату все-таки удается добиться обвинения Манлия.)

(20, 10) Народ созван был по центуриям на Марсовом поле, и, как только обвиняемый, простирая руки к Капитолию, обратил мольбы от людей к богам, трибунам стало ясно, что, если они не освободят взоры людей, осыпанных его благодеяниями, от этого памятника его славы, справедливые обвинения не найдут места в их душах. (11) Итак, отсрочив день суда, назначили народное собрание в Петелинской роще за Флументанскими воротами, откуда Капитолий не виден. Там наконец обвинение победило, и суд скрепя сердце вынес суровый приговор, нежеланный даже для судей… (12)… Трибуны сбросили его с Тарпейской скалы: так одно и то же место стало памятником и величайшей славы одного человека и последней его кары.

Перевод Н.Н. Казанского.

Ливий, Тит. История Рима от основания города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I. М., 1989. С. 292, 297, 301.

Законы Лициния — Секстия (376–367 гг. До н.Э.)

Законы Лициния — Секстия стали точкой перелома в борьбе сословий и вызвали острый политический кризис, продлившийся, по преданию, десять лет. Согласно Ливию, в 375–371 гг. до н.э. трибуны не давали проводить выборы патрицианских магистратов, а плебеи неизменно выбирали Лициния и Секстия. В 368 г. до н.э. дважды назначались диктаторы и только в 367 г. до н.э. был избран первый консул-плебей. Ливий (VI, 34, 3–42, 4) подробно описывает перипетии этой борьбы. Приведем лишь небольшие отрывки.

Тит Ливий. «История Рима от основания Города»

(VI, 35, 4–5. 10; 42, 9–11)

(35, 4) И вот, избранные трибунами, Гай Лициний и Луций Секстий (375 г. до н.э.) предложили законы — все против могущества патрициев и на благо плебеям. Первый закон — о долгах: чтобы, вычтя из суммы долга то, что начислялось как проценты, остаток погашать равными долями три года. (5) Второй — о земельном ограничении: чтобы никто не имел во владении сверх пятисот югеров поля; третий — чтобы не быть выборам военных трибунов и чтобы по крайней мере второй консул избирался из плебеев. Все вместе было огромно, и без ожесточеннейшей борьбы добиться этого было немыслимо…

(10) Не напрасно была брошена такая угроза. Состоялись лишь выборы эдилов и народных трибунов — и никакие другие; Лициний и Секстий, став снова народными трибунами, не допустили, чтобы кто-нибудь избран был на курульные должности. Отсутствие должностных лиц длилось целое пятилетие. Плебеи неизменно избирали тех же двух народных трибунов, а они запрещали выборы военных трибунов.

(42, 9) Только он14 справился с этой войной, как начался мятеж в Городе, еще грознее войны: ожесточеннейшая война вынудила диктатора и сенат принять требования народных трибунов. И вот, вопреки знати, проведены были консульские выборы, на которых Луций Секстий первым из плебеев был избран в консулы. (10) Но и этим борьба еще не закончилась, так как патриции заявили, что не утвердят избрания; и дело дошло почти до ухода плебеев из Города и прочих пугающих предвестий гражданской войны, (11) когда наконец удалось благодаря диктатору унять разногласия на таких условиях: знать уступила простому народу, согласившись на избрание плебейского консула, а простой народ — знати, согласившись на избрание одного патрицианского претора, чтобы тот вершил суд в городе15.

Перевод Н.Н. Казанского.

Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I. М., 1989. С. 314–315, 322.

Завершение конфликта сословий и создание новой социальной системы

(середина IV–III в. до н.э.)

Долговое право

Важнейшим достижением был закон Петелия — Папирия об отмене долгового рабства. Ливий датирует его 326 г. до н.э., а Фест — 313 г. до н.э.