Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Soslovnaya_borba_v_respublikanskom_Rime.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Закон Публилия Волерона (472–471 гг. До н.Э.)

Тит Ливий «История Рима от основания Города»

(II, 56–58; III, 30, 5. 7)

(56, 1) Отдав свое распоряжение Волерону, плебеи на ближайших выборах избрали его народным трибуном в тот год (472 г. до н.э.). когда консулами были Луций Пинарий и Публий Фурий. (2) Все полагали, что Волерон воспользуется своим трибунским званием для преследования прошлогодних консулов, но он, поставив общее дело выше личной обиды, ни словом не задев консулов8, предложил народу закон о том, чтобы плебейские должностные лица избирались в собрании по трибам. (3) В безобидном на первый взгляд предложении речь шла о предмете отнюдь не малозначительном, но о том, чтобы отнять у патрициев возможность через посредство своих клиентов добиваться избрания угодных себе трибунов. (4) Этой мере, столь желательной для плебеев, всеми силами сопротивлялись сенаторы, и, хотя ни консулам, ни знатнейшим людям не удалось своим влиянием добиться того, чтобы кто-нибудь выступил против (а это была единственная возможность провалить предложение), тем не менее дело это, по своей значительности чреватое спорами, растянулось на целый год. (5) Плебеи снова избирают трибуном Валерона; сенаторы, полагая, что дело идет до решительного столкновения, избирают консулом Аппия Клавдия, сына Аппия, ненавистного и неугодного плебеям, уже памятью о стычках с его отцом9. В товарищи ему дают Тита Квинкция10. (6) С самого начала года речь пошла о новом законе. Но теперь поборником закона, предложенного Валероном, был и товарищ его Леторий; он был еще решительнее. (7) Горячности добавляла ему громкая слава, ибо вряд ли был в то время более храбрый воин…

(В сенате идут активные дебаты, которые переносятся в народное собрание. Столкновение между Леторием и Аппием Клавдием. Вмешательство консула Квинкция и роспуск собрания. По решению консулов созывается сенат. Принимается предложение Квинкция о поддержке законопроекта).

(58, 1) Впервые тогда трибуны были избраны на собраниях по трибам; (2) число их увеличилось, к прежним двум добавили еще троих –– так пишет Пизон и перечисляет их имена: Гней Сикций, Луций Нумиторий, Марк Дуиллий, Спурий Ицилий, Луций Мецилий11.

III. (30, 5) Страх заставил трибунов разрешить набор, но при условии, что отныне… избираться будут десять трибунов… (7) На тридцать шестой год существования трибуната (457 г. до н.э.) избирают десять народных трибунов … предусматривая этот порядок и на будущее.

Перевод Н.А. Поздняковой, Г.Ч. Гусейнова.

Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I. М., 1989. С. 110–112, 142.

Законы Валерия и Горация (449 г. До н.Э.)

Тит Ливий «История Рима от основания Города»

(III, 55, 1–15)

Законы XII таблиц были важнейшим для римлян сводом частного права, однако желание плебеев ограничить консульскую власть выполнено не было, а законы мало касались самих плебеев. Кроме того, попытка захвата власти децемвирами поставила под сомнение все завоевания плебса. После свержения децемвиров консулы Марк Гораций и Луций Валерий, лидеры сенатской оппозиции, провели серию конституционных законов, отвечавших политическим требованиям, второго сословия.

(55, 1) Затем интеррекс провел избрание консулов, каковыми стали Луций Валерий и Марк Гораций (449 г. до н.э.), тут же вступившие в должность. Эти консулы пользовались расположением народа, не притесняли патрициев, но все-таки раздражали их, (2) ибо все, что вело к упрочению свободы плебеев, рассматривалось патрициями как умаление их могущества. (3) Прежде всего, чтобы разрешить спорный в некотором роде вопрос о том, должны ли патриции подчиняться плебейским постановлениям, консулы в народном собрании по центуриям провели закон, который делал решения, принятые плебеями на собраниях по трибам, обязательными для всего народа и таким образом дал трибунам сильнейшее оружие для проведения их законопредложений. (4) Вслед за тем они не только восстановили закон об обжаловании консульских действий перед народом, единственный залог свободы12, отнятый пришедшими к власти децемвирами, но даже упрочили его на будущие времена, (5) объявив нерушимым новый закон, запрещавший избрание каких бы то ни было должностных лиц без права обжалования их действий: всякого, кто его нарушит, можно и должно убить, и это убийство не будет считаться уголовным преступлением. (6) Вслед за возвращением прав на обжалование и поддержку трибунов, чем консулы достаточно укрепили положение плебеев, они восстановили также почти уже позабытую священную неприкосновенность самих трибунов, (7) обновив после большого перерыва прежнее чиноположение и прибавив к священной клятве блюсти неприкосновенность трибунов закон, по которому всякий, кто причинит ущерб народным трибунам, эдилам или десяти судьям, обрекается в жертву Юпитеру, а имущество его распродается в пользу храма Цереры, Либера и Либеры… (13) Такие законы были приняты в консульство Валерия и Горация.

Эти же консулы постановили препровождать плебейским эдилам в храм Цереры сенатские решения, а прежде они утаивались или искажались по произволу консулов. (14) Народный трибун Марк Дуиллий предложил плебеям закон, который они приняли, о том, что всякий, кто оставит плебеев без трибунов или захочет избрать консулов без права обжалования, подлежит каре розгами или топором13. (15) Все это было утверждено хотя и против воли, но и без противодействия патрициев, потому что никто из них пока не подвергся такой жестокости.

Перевод Г.Ч. Гусейнова.

Ливий, Тит. История Рима от основания Города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I. М., 1989. С. 162–163.