Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история политических и правовых учений упп.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
637.95 Кб
Скачать

7.2. Политико-правовая идеология солидаризма

И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА У Л. ДЮГИ И М. ОРИУ

Теоретическое правоведение во Франции первой тре­ти XX в связано прежде всего с именами Л. Дюги и М. Ориу.

Выдающимся теоретиком права, конституционалистом был Леон Дюги (1859-1928), занимавший в течение нескольких лет пост декана юридического факультета Бордоского университе­та (Франция). Его главным трудом является «Трактат о консти­туционном праве» (1911) В целом Л. Дюги можно назвать при­верженцем позитивистско-социологического правопонимания с некоторыми отступлениями в сторону естественно-правовой доктрины.

Л. Дюги старался упразднить в теоретико-правовой науке такие «метафизические» понятия, как «суверенная личность го­сударства», «субъективное право личности» Он называл объек­тивно существующую в обществе публичную власть «просто фактом», а субъективные права полагал иллюзорными и попро­сту несуществующими. При этом утверждал, что в XX в. прежний государственный строй (свойственный, например, политико-пра­вовому режиму Третьей республики во Франции) исчезает, за­меняется новым — «более гибким, более гуманным. Этот новый строй покоится на концеп­ции социальной нормы (основывающейся на объективном «фак­те взаимной зависимости», связывающей воедино все челове­чество) и «синдикальном федерализме» (децентрализации) Л. Дюги в этой связи указывал, что современное общество по­степенно Движется «к федерализму классов, сорганизованных в синдикаты», а роль центральной государственной власти со временем «примет совершенно другой характер и сведется к функциям контроля и надзора».

Центральной идеей учения Л. Дюги является концепция солидаризма, у основания которой стоит французский философ-позитивист, один из основателей современной социологии Огюст Конт (1797-1857). Значительный теоретический вклад в рассматриваемую проблематику был внесен другим французским соци­ологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), в частности его рабо­той «О разделении общественного труда» (1893).

О солидарности в рассматриваемом контексте Л. Дюги выска­зывался следующим образом: «В солидарности я вижу только факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общно­сти потребностей и разделения труда, членов рода человеческо­го, в частности, членов одной социальной группы. Прибавлю, что в последние годы до того злоупотребляли прекрасным словом «со­лидарность», что я колеблюсь произносить его; нет деревенского политика, который не разглагольствовал бы о социальной солидар­ности, не понимая, впрочем, значения этих слов. Поэтому я пред­почитаю говорить: взаимная социальная зависимость». «Особо тесная зависимость» (солидарность), по мысли Л. Дюги, объеди­няет людей в классы и иные социальные группы.

Помимо общественной солидарности, в трактовке Л. Дюги индивидов интегрируют в социальные общности те правила по­ведения, которые заданы не субъективными правами индивидов и коллективов а социальной нормой «Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить, только подчиняясь какой-нибудь дисциплине», каковой и является основополагающая и априорная социальная норма. Л. Дюги придавай концепции социальной нормы приори­тетное значение в своих разработках «Как Эвклил основал всю геометрическую систему на постулате нормы поведения, обязательной для всех». Социальная норма является, по выражению Дюги, «органическим законом общественной жизни»

Институционализм утверждает, что существующие в об­ществе коллективы (социальные общности, учреждения, общест­венные объединения, разнообразные ассоциации и группы) яв­ляются основными интегративными механизмами, преобразу­ют общество в нацию-государство. При этом указанная публичная функция подобных коллективов выполняется ими в связи с реализацией более частных социальных ролей, связан­ных со служением, выгодным им самим. Концептуальная осно­ва институциональной теории в праве восходит к идее равно­весия, которую Полибий считал краеугольным камнем смешан­ной формы государства, а Ш.Л. Монтескье положил в основание своей концепции разделения властей в государстве. М. Ориу и другие институционалисты утверждают, что в обществе нет ни­какого предустановленного (ни природой, ни каким-либо сувере­ном) порядка: «Мы верим только, что существует здесь опреде­ленное направление, являющееся для обществ линией их про­гресса. Существует социальный идеал и существует порядок вещей, но он не предустановлен, он рождается».

Правовые отношения с точки зрения выполняемых ими со­циальных функций предстают у М. Ориу областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и антагонистич­ные интересы отдельных личностей, социальных групп, право уравновешивает, таким образом, перманентное противостояние между личностью и обществом. Таким образом и создается уни­версальная система правового равновесия.

М. Ориу не согласен с тезисом Л. Дюги об иллюзорности прав человека, в частности он отмечает, что право собственности (например, на землю) является «естественно вечным, так как сама возможность уничтожения вещи длится вечно».

Разработки О. Конта, Л. Дюги, М. Ориу, Э. Дюркгейма зало­жили основу социологической традиции в правоведении, став­шей одной из основных в теоретико-правовой науке XX в. и выразившейся, в частности, в трудах Р. Паунда, ПА Сорокина и других исследователей.