Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комментарий 8 издание (Автосохраненный).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
658.43 Кб
Скачать

2. Объектом преступного посягательства являются отношения по поддержанию общественной безопасности.

3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, выражается в альтернативных действиях — создании, руководстве либо финансировании незаконного вооруженного формирования.

3.1. Незаконным вооруженным формированием могут являться объединение, отряд, дружина или иная устойчивая вооруженная группа лиц, в том числе временного назначения, созданная и функционирующая в нарушение федерального законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе. Количественный состав участников незаконного вооруженного формирования законодательно не определен. В отечественной уголовно-правовой литературе высказано мнение о том, что по количеству незаконное вооруженное формирование должно соответствовать хотя бы самому малому первичному звену воинской части — отделению3. Однако численный состав участников формирования может быть и меньшим, что не должно исключать УО по коммент. статье.

3.2. Признак вооруженности означает наличие хотя бы одной годной единицы оружия (см. коммент. к ст. 63) хотя бы у одного члена данного формирования при осведомленности об этом иных участников формирования. Для квалификации не имеет значения: вид оружия (огнестрельное, холодное, газовое и др.), способ изготовления оружия (промышленный, кустарный), правовые основания его наличия у члена формирования. Наличие макетов, изделий хозяйственно-бытового, производственного и иного назначения, конструктивно сходных с оружием (например, пиротехнических изделий, сигнальных, стартовых, строительно-монтажных пистолетов), либо оружия, непригодного к целевому применению, не может рассматриваться в качестве признака во­оруженности.

3.3. Создание незаконного вооруженного формирования предполагает совершение комплекса действий: разработка структуры (многоуровневая, упрощенная), основывающейся на количественном составе формирования, системы подчиненности и управления членами соответствующего формирования; определение порядка комплектования и материально-технического обеспечения (в частности, объем и основания пополнения фонда совместно используемых денежных средств и материальных ценностей) деятельности формирования; определение функциональной направленности (выступление против федеральной власти, совершение преступлений определенного вида, поддержание общественного порядка и т.д.) и методов деятельности формирования в пределах определенных административно-территориальных границ, места его дислокации; определение персонального состава формирования, т.е. приискание соучастников — потенциальных членов и снабжение их оружием. Создание является оконченным независимо от начала функционирования незаконного вооруженного формирования — в момент его фактического образования, т.е. создания условий, свидетельствующих о готовности к его функционированию. В случаях, когда действия лица, направленные на создание незаконного вооруженного формирования, были пресечены либо по другим, не зависящим от этого лица обстоятельствам, не привели к его возникновению, они должны квалифицироваться как покушение на создание незаконного вооруженного формирования.

3.4. Руководство незаконным вооруженным формированием предполагает деятельность по управлению созданным формированием. Руководство может выражаться в распределении обязанностей между членами формирования, организации их физической и боевой подготовки, в материально-техническом обеспечении (ремонт и техническое обслуживание оружия, подбор помещений для хранения транспортных и иных технических средств и т.д.) деятельности формирования, в принятии мер безопасности (приобретение средств связи членов формирования, средств маскировки внешности, установление коррумпированных связей с правоохранительными органами и т.д.). Руководство является оконченным в момент принятия лицом хотя бы одного управленческого решения, воспринятого членами формирования в качестве обязательного к исполнению.

3.5. Финансирование незаконного вооруженного формирования предполагает предоставление денежных средств на обеспечение его функционирования либо оказание финансовых услуг (расчетно-кассовое обслуживание и т.п.). Финансирование является оконченным в момент совершения соответствующих действий.

3.6. Участие (ч. 2) в незаконном вооруженном формировании предполагает выполнение действий, определяемых функциональной направленностью данного формирования. Участие является оконченным в момент вступления лица в члены формирования в соответствии с установленным (при его создании) порядком для прохождения службы.

4. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2, выражается в участии в незаконном вооруженном формировании.

4.1. Участие предполагает выполнение действий, определяемых функциональной направленностью данного формирования. Независимо от вида выполняемой участником незаконного вооруженного формирования деятельности (например, аналитической, бухгалтерской, документоведческой, информационной, технической, обеспечения безопасности руководства, установления коррупционных связей), она должна быть направлена на поддержание организационного единства и эффективной деятельности формирования и осуществляться в его интересах. Участие является оконченным в момент вступления лица (как добровольного, так и принудительного) в члены формирования в соответствии с установленным (при его создании) порядком для прохождения службы.

4.2. Лица, умышленно оказавшие разовое содействие незаконному вооруженному формированию, но не входившие в его состав (например, продавшие оружие, передавшие информацию о деятельности правоохранительных органов и т.д.), подлежат ответственности за участие в незаконном вооруженном формировании в форме пособничества.

5. Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ч. 1 и 2, характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, корыстные, политические и т.д.). В случае наличия целей насильственного захвата или удержания власти в нарушение Конституции, изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности РФ содеянное следует квалифицировать по совокупности (ст. 208 и 278, 279). Наличие целей совершения нападений на граждан или организации исключает квалификацию по коммент. статье и влечет вменение ст. 209.

6. Субъектом преступного посягательства, предусмотренного ч. 1 и 2, является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16 лет.

7. Примечание к коммент. статье распространяется на ч. 2 и предусматривает специальный вид освобождения участника незаконного вооруженного формирования от УО при наличии совокупности условий: а) добровольное прекращение участия в незаконном вооруженном формировании; б) сдача оружия; в) отсутствие в действиях лица иного состава преступления.

7.1. Прекращение участия признается добровольным, если решение о нем было принято лицом по собственной воле и ­усмотрению независимо от мотивов при наличии фактической возможности продолжать несение незаконной военной службы. Прекращение участия может выражаться как в активной (уведомление руководства формирования о выходе из его состава), так и в пассивной (невыполнение распоряжений руководства формирования) форме. Добровольность решения о прекращении участия в формировании отсутствует в случаях его принятия по требованию органов государственной власти, в связи с иными вынуждающими обстоятельствами, а также в случаях, когда функционирование формирования прекращено по решению его руководства. Сообщения в правоохранительные органы о факте прекращения участия не требуется.

7.2. Сдача оружия предполагает как его фактическое предоставление, так и указание местонахождения оружия правоохранительным органам.

8. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории тяжких преступлений, ч. 2 — к категории преступлений средней тяжести.

Статья 209. Бандитизм

1. Согласно п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 17.01.1997 № 1 общественная опасность данного преступления заключается в реальной угрозе как для личной безопасности граждан и их имущества, так и для нормального функционирования государственных, коммерческих или иных организаций.