Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крадин_Политическая антропология-3.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 3

Власть и традиционное господство

111

Всего было вдоволь в стране при Конайре. Семь кораблей при-/л плывали к Инбер Колбта каждый июнь, по колено желудей было f* осенью, в реках Буас и Бойн вволю рыбы в июне, и не случалось ни одному ирландцу тогда погубить другого. Для каждого голос друго-«i го был ласков, словно мелодия арфы. От середины весны до поло­га вины осени не шевелил ветер хвосты скотины, и не бывало в то вре­мя бурь и иного ненастья.

О чем еще только можно было мечтать! Однако стоило королю нарушить несколько запретов, как божественная гармония сменилась неустойчивостью.

Мир царил в Ирландии при Конайре, и лишь два Корпре реша­ли свой спор оружием у Туадмуму. Были там два молочных брата короля, но нельзя было их примирить, если бы не явился сам Конай­ре. Между тем запрещал ему гейс приходить, пока его не позвали. Ведь же пришел он и кончил ту ссору, а потом провел пять ночей с каждым из воинов и снова нарушил гейс.

Разрешив спор, отправился король к Таре. Ехал он туда мимо Ус-неха, что в Миде, и вдруг предстали вокруг разрушения: на юге и се­вере, на востоке и на западе. Увидели король и его люди войска и отряды и обнаженных мужей, и пламенело небо окрест над всей землей О'Нейлов.

  • Что это? — молвил Конайре.

  • Ясно, что был тут нарушен закон короля, раз уж земля вся объ­ ята огнем, — отвечали ему.

Мир пришел в беспорядок, сменился хаосом. Не кто иной, как демоны окутали мир магическим туманом, ибо нарушил Конайре свои гейсы.

Символика власти

Подобные специфические свойства власти требуют особого к ней , отношения. В архаических и традиционных обществах правитель почи­тается как сверхъестественное существо.

С какой целью власть отделяет, отграничивает себя символами от остальных общественных групп? В политантропологической литерату­ре распространена точка зрения, согласно которой символы предназна­чены для маркировки оппозиционных в политическом процессе групп, фиксации в культурно-ритуальной форме реальных политических свя­зей и структур (Cohen 1969a; Bourdeieu 1977; Попов 1996).

В предыдущей главе было показано, что иерархия является инстру­ментальным средством создания структуры в сообществе. В момент создания группы численность внутренних конфликтов наиболее высо­ка — особи выясняют «очередность клевания» и свой ранг в отношени­ях доминирования. После того как ранг каждого существа определен,

количество конфликтов резко уменьшается. Таким образом, иерархия предотвращает конфликты и стабилизирует целостность группы. У животных взаимоотношения между зверями основаны на врожденной программе индивидуального распознавания образа особи. Человеческая культура создает специальные знаки, которые указывают на положение того или иного индивида в иерархии, и предполагает, что другие лица будут к нему относиться в соответствии с существующими социальны­ми нормами (отношениями господства по Веберу). Иными словами, символ — это не только инструмент дифференциации в обществе, но и важный механизм снижения конфликтов и установления стабилизации. , Символика власти многообразна. Она появляется еще в первобытно­сти. В эгалитарных и ранжированных обществах она имеет ярко выра­женный половозрастной характер (пищевые табу, право на получение имени, татуировку, ношение оружия и т. д. только после инициации).

В сложных или комплексных обществах (т. е. вождествах, государ­ственных образованиях и иных их аналогах) символика приобретает несколько иное значение. Она подчеркивает вертикальные связи. Лю­дям приходится вступать в отношения с незнакомыми людьми, и поэто­му символы должны безошибочно указывать на социальную роль ин­дивида (вождь и общинник, свободный и раб, рыцарь и крестьянин).

В простых вождествах эти отличия затрагивают в основном сферу ритуально-этикетной деятельности (вождь отличался во время обрядов одеждой, раскраской, прической и проч.). Вожди имели ряд преиму­ществ и полномочий, как правило, обладали большим, чем простые общинники, количеством жен. Но образ жизни вождей еще слабо от­личался от образа жизни подданных. Они наравне со всеми (хотя и в меньших размерах) участвовали в непосредственном трудовом процес­се, питались теми же продуктами, жили в таких же дискомфортных условиях.

В сложных вождествах отличия уже переносились и на обыденную одежду (раскраска, прическа, татуировка, украшения, оружие, специ­фические знаки отличия, например, жезлы и проч.), вожди становились обладателями большого количества престижных предметов потребле­ния (раковины каури, пояса маро и т. д.). Появились специальные сим­волы индивидуального статуса, в которых концентрируются магические свойства власти, позволяющие вызывать духов и изменять течение природных процессов. Отличия касались и материальной культуры: дом, а затем и усадьба вождя находились в центре поселения. Неред­ко он был крупнее и прочнее других построек.

В наиболее стратифицированных вождествах и ранних государст­вах существовал сложный этикет власти. Личность правителя стала священной. На этой стадии вожди и цари уже исключались из непо­средственного производства и занимались исключительно управлен­ческой, медиативной и церемониальной деятельностью. Они обраста­ли штатом помощников и администраторов, клиентами и слугами. Простые массы лишаются доступа к правителю. Во многих обществах

112